МААМ-картинки

Проект «Журиничская роспись». Создание мини-музея

Татьяна Зыбина
Проект «Журиничская роспись». Создание мини-музея

«Красотой Руси полна ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!

Ты строга, нетороплива, величава и игрива.

Ты любовью рождена, мастерством одарена.

Душу русскую неси из глубин святой РУСИ!»

Ольга Простова.

Актуальность: Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры). Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома. В процессе работы были определены содержание, формы и методы воспитания детей на материале народного искусства (музыкального, изобразительного, художественно-речевого, который вошел в проект. Народное искусство в разных его видах в работе с детьми использовалось в интегрированной форме как в групповой непосредственно-образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности в различные моменты жизни детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Дети, рассматривая фотографии, иллюстрации журиничской росписи, проявили желание узнать, где возникла этот вид народного промысла, как раскрашивают, какие элементы журиничской росписи существуют, специфика изготовления посуды с журиничской росписью. Из вышесказанного, очевидно, что перед обществом в целом и педагогическими работниками в частности стоит следующая проблема.

Публикация «Проект „Журиничская роспись“, Создание мини-музея» размещена в разделах

Проблема: С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Музей журиничской росписи-под хохлому».

Гипотеза: Что бы нам рассказала хохломская посуда, если бы умела говорить?

Цели: Формирование у детей любви и уважения к народному искусству, частности – народному промыслу - хохлома; дать возможность ребёнку самостоятельно прикоснуться к народным ценностям, традициям; находить неожиданные открытия, узнавая о хохломе.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей журиничской росписи.

2. Формировать умение детей рассматривать журиничскую посуду.

3. Развивать умение рисовать простейшие элементы журиничской росписи.

4. Формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.

5. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

№ Образовательная область Содержание

1. Физическое развитие Проведение народных подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др.

2. Социально-коммуникативное развитие Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы.

3. Художественно-эстетическое развитие Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок для украшения интерьера.

4. Речевое развитие

Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, поговорок.

5. Познавательное развитие Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров –журиничской посуды, особенностях её росписи.

Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.

Участники проекта : воспитатели группы, воспитанники группы, родители.

Характеристика проекта :

• по доминирующему виду деятельности – творческий (или исследовательский);

• по характеру содержания – включает ребёнка и его внутренний мир;

• по характеру участия ребёнка в проекте – исполнитель и непосредственный участник;

• по характеру контактов – осуществляется внутри одной возрастной группы и в контакте с семьей.

Ожидаемые результаты: от результатов проекта ожидаем, что дети:

1. Познакомятся с историей журиничской росписи.

2. Научатся рассматривать и узнавать журиничскую посуду.

3. Сформируется умение рисовать простейшие элементы журиничской росписи.

4. У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.

5. У детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров.

Продолжительность: данный проект краткосрочный и осуществляется с 11 января по 11 февраля.

Перспективный - тематический план работы над проектом

Этапы проекта Содержание деятельности Сроки

1. Выявление проблемы

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия.

Беседы: «История

возникновения

журиничской росписи», «Русская изба» (предметы быта, «Свойства материалов» (дерево и металл). С 11 по 16 января

2. Организация работы над проектом.

Знакомство с видами журиничской росписи с привлечением источников.

Сбор экспонатов с журиничской росписью с помощью родителей

(оформление выставки в мини-музее группы). Чтение рассказов и стихов.

Изготовление

дидактических игр: «Выложи узор из геометрических форм», «Чудо узоры»

, «Обведи и раскрась»

и др. Л. Яхнин «Веселое слово хохлома».

Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,

Сказка «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль».

В. Маяковский «Кем быть»

С 17 по 25 января

3. Показ продукта деятельности.

Создание мини-музея «Журиничская роспись» Показ

«Музей журиничской росписи». С 26 января по 11 февраля

Выставка творческих работ

Создать альбом и подготовить выставку детских работ по «Декоративно – прикладному искусству».

Взаимодействие с родителями

1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту мини-музей «Журиничская роспись».

2. Привлечь родителей в создании мини - музея в группе.

3. Консультация для родителей: папка-передвижка

4. Экскурсия в цех-музей журиничской хохломы.

Итоговые мероприятия: «Журиничская роспись» - роспись тарелки. Создать и подготовить выставку детских работ по «Декоративно – прикладному искусству». Создание :мини-музея журиничской росписи.

Этапы реализации проекта

1 этап – ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Беседы: «История возникновения журиичской росписи», «Русская изба» (предметы быта, «Свойства материалов» (дерево и металл).

Цель: Рассмотреть журиничскую посуду посуду и узнать все о ней.

Задачи:

• Познакомиться с журиничской росписью.

• Рассмотреть журиничскую посуду.

Вхождение в проблему:

Рассматривание журиничской посуды и действия с ней.

Вживаться в игровую ситуацию.

2 этап – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия. Знакомство с видами журиничской росписи с привлечением источников. Изготовление дидактических игр: «Выложи узор из геометрических форм»,, «Обведи и раскрась» и др. Сбор экспонатов с журиничской росписью с помощью родителей (оформление выставки в мини-музее группы). Подготовить материал для художественного творчества – рисования. Рассматривание посуды, элементов журиничской росписи, иллюстраций в журналах. Отгадывание загадок о хохломе, разучивание стихов, чтение сказок и рассказов. Дидактические игры: «Составь узор», «Подбери узор». «Обведи и раскрась», «Выложи узор из геометрических форм», «Собери целое», «Найди пару». Подвижные игры: «Кто быстрее донесет вазу», «Кто больше соберет ложек», «Не задень посуду». Рисование: Узор «травка» : «осочки», «капельки», «усики», «травинки», лепка «Корзинка», «Укрась корзинку» и др.

Родители совместно с детьми пополняют музей группы на тему: «Музей журиничской росписи». Воспитанники повторяют за воспитателея слова и фразы из знакомых стихотворений, разучивают новые. Играют в дидактические игры. Смотрят сюжеты и делятся своими впечатлениями. Играют в игры. По подсказке воспитателя берут материалы для той или иной деятельности.

3 этап- ПОКАЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создание :«Музей журиничской росписи». Создание альбома и подготовка выставки детских работ по «Декоративно – прикладному искусству».

Вывод: Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и «Журиничская роспись».

Художественно-эстетическая деятельность средствами музейной педагогики способствует творческому развитию ребенка, его умению действовать в воображаемом пространстве, развитию фантазии, мира чувств, осознанию себя причастным к общечеловеческим и культурным ценностям.

В ходе работы использовались как традиционные технологии, так и современные: педагогика сотрудничества, позволяющая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему; игровые технологии, способствующие повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка; метод проектов при создании мини-музеев разной направленности; здоровьесберегающие технологии, использование которых позволяет вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр. ; индивидуально-дифференцированный подход, развивающие игры.

Используемая литература:

1. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства» Л. В. Орлова - Москва «Мозаика – синтез».

2. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)» Грибовская А. А. - Москва 2011 г.

3. «Русское народное творчество в детском саду» Усова А. П. – Москва 1972 г.

4. «Народное декоративное – прикладное искусство» - М. : Просвещение, 1984.

5. «Дети и народное творчество» - М. : Просвещение, 1995 г.

6. «Росписи Хохломы» - М. : Детская литература, 1991г. Жегалова С. К.

7. «Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие» - М. : Мозаика – Синтез, 2002 г.

Публикации по теме:

Проект мини-музея «Звучащая игрушка» Вид проекта: педагогический Тип проекта: информационно- исследовательский, практико- ориентированный. По содержанию: интегративный, межпредметный.

Проект создания мини-музея «Я поведу тебя в музей» Обоснование для разработки проекта: У детей недостаточно сформированы знания об истории происхождения музеев. Скуден запас знаний о разновидностях.

Проект создания мини-музея «Животный мир Прибайкалья» старший дошкольный возраст Обоснование для разработки проекта У детей не достаточно сформированы знания о животном мире Прибайкалья Представления детей об обитателях.

Создание мини-музея к празднику «День космонавтики»Создание мини-музея к празднику «День космонавтики» 12 апреля - День космонавтики. Мы не могли пройти мимо праздника просто так) Эту тему мы берем каждый год, но она у нас как-то проходит.

Создание мини-музея «Капитошки»Создание мини-музея «Капитошки» Создание мини-музея "Капитошки" 1 сентября в старшую группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи пришли.

Создание мини-музея в детском саду В последние годы проблема патриотического воспитания выпадает из поля зрения. В семье мало уделяется внимания знакомству ребёнка с родным.

Создание мини-музея в детском садуСоздание мини-музея в детском саду нашей группе мы с помощью детей и родителей создали самый настоящий музей предметов старины. Каждый принес из дома старинный предмет быта,.

Создание мини-музея в первой младшей группеСоздание мини-музея в первой младшей группе Поговорим о погремушке, о её значении в жизни каждого ребёнка. Первая игрушка в жизни каждого ребёнка - погремушка. Именно с ней малыш знакомиться.

Создание в МБДОУ мини-музея «Весёлый клоун»Создание в МБДОУ мини-музея «Весёлый клоун» Ходите с нами в музеи, пусть и музеи приходят к вам!» Экспонаты, находящиеся в мини-музее «ВЕСЁЛЫЙ КЛОУН», собраны в различных городах.

Создание мини-музея в условиях ДОУСоздание мини-музея в условиях ДОУ Хочу поделиться своим опытом создания мини – музеев в условиях ДОУ. Мини-музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Журиничская роспись». Создание мини-музея
Опубликовано: 17 ноября 2016 в 20:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД