Светлана Букатина
Проект «Наблюдаю, рассуждаю, рассказываю»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с днтьми с ОВЗ обратила внимание на то, как можно корректировать и развивать речь детей старших дошкольников с посредством различных форм экологического воспитания в коррекционно-развивающем процессе. результатом стал данный проект.
Срок работы по проекту : 2 года
Исполнители проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед.
Публикация «Проект „Наблюдаю, рассуждаю, рассказываю“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Актуальность: Проблема состоит в том, что отдельных занятий по экологии в группах с ЗПР не предусмотрено. Поэтому ценным является то, что данный проект систематизировал материал, который можно использовать в процессе интегрированных занятии по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, во время чтения произведений детской художественной литературы, на занятиях по ОБЖ и ИЗО, при рассматривании произведений изобразительного искусства, этических беседах, в экспериментально-опытнической и другой деятельности.
Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, мною была выдвинута научная гипотеза:
Если использовать на занятиях и в повседневной жизни специально подобранные дидактические игры экологического характера, речевые ситуации и развивающие упражнения (этого же плана) и другие формы, то можно добиться видимых успехов в речевом развитии дошкольников.
Цель: Определение влияния специально подобранных дидактических игр, упражнений, различных форм экологического воспитания на развитие речи детей.
Задачи:
1. Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников.
2. Разработать методические приемы развития речевой деятельности дошкольников.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.
4. Обобщение собственного опыта работы.
Объект исследования:
коллектив детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет
Предмет исследования:
система работы по формированию у дошкольников речевой деятельности посредством различных форм экологического воспитания.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
Проект предназначен для работников дошкольных учреждений и предусматривает осуществление образовательной работы в разных формах:
— на cпециально организуемых (специализированных) и познавательных занятиях;
— на комплексных занятиях;
— на занятиях по любым другим видам деятельности;
— в играх (сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических и др.);
— на прогулках;
— в нерегламентированных видах деятельности;
— в cвободной самостоятельной деятельности в течение дня;
Новизна исследования: заключается в усовершенствовании методических приемов по развитию речи дошкольников с нарушениями в развитии речи через экологические формы работы
Участники проекта : дети, педагоги, музыкальный руководитель, специалисты ДОУ, родители.
План мероприятий по реализации проекта :
I этап (подготовительный)
май-декабрь учебного года
• Разработка проекта
• Диагностика уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам разработка плана работы, технологий по данному проекту
• Организация предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимный моментов.
• Приобретение методической и научной литературы по данной проблеме
• Проведение обучающего семинара с педагогическим коллективом детского сада
• Подведение итогов по первому этапу реализации проекта
IIэтап
(основной) январь - май учебного года
• Определение экспериментальной группы – ст. группа ОНР и контрольной – ст. группа ЗПР
• 1-й контрольный срез знаний у детей экспериментальной и контрольной групп – май
• Система работы с детьми экспериментальной группы – подг. группа ОНР (занятия, игры, развлечении, согласно перспективному плану –сентябрь-январь 2-го года реализации проекта
• 2- контрольный срез знаний у детей экспериментальной и контрольной групп –январь
• Система работы с детьми экспериментальной группы – подг. группа ОНР (занятия, игры, развлечении, согласно перспективному плану – январь-май
• 3- контрольный срез знаний у детей экспериментальной и контрольной групп – май
III этап
(итоговый) Май
• Подведение итогов на педагогическом совете. Обобщение опыта работы.
• Подведение итогов исследования на общем родительском собрании
Модель реализации проекта
Работа с детьми:
1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.
2. Диагностика уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.
3. Посещение детьми центра экологии и экспериментирования.
4. Цикл наблюдений за живой и неживой природой.
5. Проведение опытов и экспериментов в уголке экспериментирования.
6. Чтение художественной и познавательной литературы.
7. Продуктивная деятельность детей.
8. Инсценировки и театрализации на экологическую тематику.
9. Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
10. Проведение тематических недель в летний период
• Воздушная
• Зоологическая
• Заповедная
11. Эколого-познавательные праздники и развлечения.
Сотрудничество с родителями
1. Участие в природоохранных акциях «День Плюшкина» (уборка территории ДОУ, участие в озеленении, разбивка клумб, посев лекарственных растений на территории ДОУ)
2. Совместная работа детей и родителей “Осенние фантазии”, «Чудеса с грядки». Осенняя сказка” (поделки из овощей).
3. Помощь в оборудовании и оснащении эколого-экспериментального уголка в группе.
4. Изготовление атрибутов для экспериментирования.
5. Участие в конкурсе “Народные рецепты от гриппа”.
6. Конкурс на лучшую поделку из бросового материала “Обыкновенное чудо”.
7. Участие в викторинах и конкурсах, экологических КВН.
8. Совместные походы с детьми
9. Участие в фотовыставка, фоторепортажах (“Вот оно какое наше лето”, “Мой четвероногий друг” и т. д.).
10. Консультации и папки-передвижки: «Опасные соседи - ядовитые растения», «Познавательные опыты для малышей»
Сотрудничество с педагогами
1. Пополнить уголок природы комнатными растениями.
2. Обеспечить возрастные группы инструментом, инвентарем для труда в природе.
3. Педсовет «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением речи»
4. Консультации для педагогов:
• «Диагностика знаний детей дошкольного возраста об объектах и явлениях природы»
• «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников»
• «Ознакомление дошкольников с природой летом»
• «Занятия с детьми в весенний период»
• «Организация прогулок со старшими дошкольниками в теплое время года»
• «Анализ смысла сказок о животных в работе с детьми дошкольного возраста (на основе методики И. Н. Мурашковской "Сказка, отворись")»
• «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»
5. Семинар-практикум. Дидактические игры экологического содержания» «Новые игровые приёмы, применяемые при обучении дошкольников»
Методическое сопровождение
1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимный моментов
2. Картотека:
• Дидактических игр по экологии.
• Подвижных дидактических игр по экологии с речевым сопровождением
• «Экотренинг»
3. .Подборка экологических сказок о деревьях, о цветах и лекарственных растениях
4. Оформление папки «Хитрые загадки»
5. Картотека опытов и экспериментов
6. Составление наблюдение в природе для детей с ОВЗ
7. Подборка художественной литературы по экологии.
8. Конспекты эколого-познавательных занятий, бесед.
9. Сценарии досугов и развлечений эколого-познавательного характера.
10. Консультационный материал для родителей.
11 Консультационный материал для педагогов.
Ожидаемые результаты
Для детей:
• Cовершенствование слухового восприятия
• Расширение активного и пассивного словаря.
• Совершенствование дикции, укрепление артикуляционного аппарата, уточнение и совершенствование произношения некоторых звуков.
• Развитие голоcового аппарата (умение пользоваться разной громкостью и разным темпом речи, интонационными средствами выразительности).
• Сфoрмированность положительной мотивации на природу.
• Сфoрмированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
• Раcширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
• Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
• Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагогов:
• Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
• Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.
• Личностный и профессиональный рост.
• Самореализация.
Для родителей:
• Повышение уровня экологического сознания.
Ожидаемые результаты от реализации проекта :
Повышение речевого развития детей через дидактические игры и другие формы экологического характера.
Механизм оценки результатов:
Материалы, включенные в проект, позволяют в каждый конкретный момент диагностировать уровень образованности детей по рассматриваемым в нём вопросам. Диагностика разработана группой «Поиск» воспитателями МБОУ ЛП и ДО «Росток» на основе требований «Программы воспитания и обучения в детском саду» (по редакцией М. А. Васильева) 2009г.
Критерии оценки знаний, умений и навыков детей
Полностью соответствуют программе -3 балла (высокий)
Отстают от требований программы на 0,5—1 балла (средний)
Отстают от требования программы на 1-1,5 балла (низкий)
Желательно, чтобы диагностирование проводилось не в форме опроса, а в виде игры или наблюдения за деятельностью детей; в этом случае дети покажут более высокий результат.
Финансовое обоснование проекта :
Для приобретения материала, дидактических игр, пособий, методической литературы, таблиц и пр. необходима финансовая поддержка со стороны администрации. Администрации высказано предложение выделить на проведение эксперимента 6000 р.