Лучший педагог года

Проект для детей 4–5 лет «Народное творчество»

Васильева Анастасия
Проект для детей 4–5 лет «Народное творчество»

«Ознакомление детей средней группы (4-5 лет) детского сада с русскими народными традициями, творчеством и культурой»

Автор: Васильева А. В

Организация: «Детский сад № 302 «Голосистый петушок»

Населенный пункт: г. Новосибирск

Продолжительность проекта :1 неделя

Тип проекта : Познавательно-творческий проект.

Публикация «Проект для детей 4–5 лет „Народное творчество“» размещена в разделах

Участники проекта : дети, воспитатели родители.

Возраст детей : 4-5 лет.

Цель проекта :

Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Актуальность: Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделят особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Задачи проекта :

- вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;

- познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;

- познакомить детей с особенностями народного быта;

- воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;

- расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа;

- развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;

- развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен;

- познакомить детей с разными видами народного творчества;

- развивать художественно — творческие способности детей;

- осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Значение проекта :

Для детей :

Обучающее:

• Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;

• Познакомить детей с русской народной игрушкой;

• Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.

Развивающее:

• Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.

• Воспитывать патриотические чувства у детей.

Для педагогов:

• Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.

Для родителей:

Подготовить материал на тему «Русские народные традиции»(вышивка)

• Русские народные костюмы (женские, мужские, обрядовые,

• Русские народные игрушки (деревянные, глиняные игрушки, народные промыслы, тряпичные обрядовые куклы и т. п. ,

• Русские народные праздники (Масленица, Иван Купала, Пасха и т. д.)

• Быт (русская изба,

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством :

- заучивание потешек, прибауток, закличек;

- использование пословиц, загадок, поговорок;

- чтение художественной литературы;

- использование русских народных песен и танцев;

- проведение русских народных игр;

- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

- применение игрушек и изделий народных промыслов;

- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

- рассказ о народных обычаях и традициях;

- рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;

- беседы, вопросы, разъяснения.

Предполагаемый результат:

Для воспитанников:

- знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка, освоение техники рисования узоров;

- обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора;

- формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;

- воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа.

Для педагогов:

- создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей среднего возраста;

- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;

Для родителей:

- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;

- укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами

Системная паутинка по проекту :

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Презентация «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.

Презентация «Русская народная игрушка». Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.

Просмотр видеофильма «Русская игрушка». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.

Просмотр видеофильма «Сергиев Посад – город поделок» о музее игрушек в г. Сергиев Посад. Знакомство детей с понятием «музей», расширение представлений детей о народной русской игрушке.

Презентация «Защитники Отечества – от древности до наших дней». Знакомство детей с традициями русского народа. Обсуждение жизни наших предков.

Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.

Викторина «По сказочным дорожкам». Приобщение детей к русскому фольклору. Беседа-обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.

Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.

Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.

Беседа-обсуждение жизни наших предков.

Социализация

Физическая культура

Формы взаимодействия с семьей

Русские народные подвижные игры «Гуси-гуси», «Бабка-Ёжка», «Бабушка и пирожок», «Змейка с воротцами».

Задание для родителей подготовить материал для выставки на тему «Бабушкино кружево»

Художественное творчество

Музыка

Режимные моменты

Раскрашивание «Дымковской игрушки».

Расширение представлений детей о народных промыслах.

Рисование декоративное «Весёлые матрёшки (хоровод).

Слушание русских народных мелодий и песен («Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»).

Русские народные подвижные игры на прогулке.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»

Этапы работы Содержание работы Сроки

I Подготовительный - подбор наглядно-методической, познавательной и художественной литературы, иллюстрационного материала;

- подбор материала для исследовательской и продуктивной деятельности, игрушек, мультфильмов и атрибутов для игровой деятельности;

- разработка методических пособий, конспектов НОД;

- ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта;

- распределение заданий между участниками проекта;

- опрос родителей «Что ваши дети знают о народной культуре и традициях?», «Посещаете ли Вы с детьми места, связанные с народным творчеством, русскими обычаями и промыслами?». 1 неделя

II

Практический

(основной)

с детьми

«Познавательное

развитие»

- просмотр видеоматериалов: «История возникновения русской народной культуры», «Что в имени твоем сказка?», «Панорама русских обычаев»;

- НОД «Рассказ-беседа по ознакомлению с народными обычаями и традициями»;

- НОД «При солнышке тепло, при матушке добро»;

- НОД «Дымковские игрушки: откуда к нам пришли?» 2 недели

«Социально-коммуникативное»

- экскурсия - «Знакомство с бытом русской избы»;

- сюжетно-ролевые игры: «В гости к бабушке Арины»», «Уложим спать Катю в колыбельку», «Прокати нас лошадка на саночках»;

- ситуации: «Как у бабушки Маруси…», «Вот Ванюшкина кроватка».

Беседа: «Что такое сказка?», «Чудо-мастера Руси»

- просмотр презентаций: - музей п. Мишелевка «Мастера и умельцы своего дела»; - «Хохлома»;

- «Гжель».

«Речевое развитие» - одо «Прогулка по фольклорным дорожкам»;

- составление описательного рассказа: «Эти мудрые сказки», «Русская народная игрушка»;

- рассказы из личного опыта: «Как мы с мамой ездили в гости к бабушке в деревню»;

- придумывание сказок и разных историй о сказочных героях (домашнее задание);

- рассказы по открыткам;

-пословицы, поговорки, загадки;

- итоговое мероприятие «В гостях у сказки».

«Игровая деятельность» - дидактические игры: «Нос, пол, потолок», «Быль или небылица», «Ждем гостей», «Узнай потешку», «Чудо узоры», «Угадай сказку»;

- строительные игры: «Дом в деревни»;

- игры-драматизации: русская народная сказка «Заюшкина избушка» на новый лад, потешки «Как петух в печи пироги печет», «Как у бабушки Варвары».

«Художественно-

эстетическое

развитие»

1. Конструирование

Разный вид конструктора, использование бросового материала (проволока, коробки и др., «Лего» :

- «Домик для собачки»; - «Строительство сказочных домов»; - «Наш деревенский дворик».

2. Рисование

Использование различных технологий (штамп, наброс, кляксография) :

- «Дымковские игрушки»; - «Матрешек русский хоровод»; - «Волшебная ложка»; - «Ставеньки резные, окна расписные».

3. Лепка

Составление узоров и изображений из пластилина и соленого теста) :

- «Угощение для матрешек»; - «Козленок»; - «Уточка» (дымковская игрушка); - «Домик».

4. Аппликация

- «Фартук для бабушки»; - «Украшу я тарелочку цветами»; - заборчик для петушка «Солнышко и тучка»; - коллективная работа «Роспись кокошника».

Чтение художественной литературы

- Русские народные сказки : - «Лисичка сестричка и серый волк»; - «Заяц-хваста»; - «Три медведя»; - «Гуси-лебеди» и другие.

Пословицы, поговорки, загадки, приметы, стихи и рассказы.

5. Музыка

Слушание любимых мелодий «Гусельки» :

- «На горе-то мак»; - «А я по лугу»; - «Светит месяц»; - «Во саду ли в огороде» и другие;

Музыкально-литературный вечер «Во поле береза стояла»;

Организация концерта для детей 2 младшей группы : чтение стихов, потешек, закличек, пение песен.

«Физическая

культура»

1. Утренняя гимнастика:

- «Как котик в гости ходил»; - «Матрешки».

2. Подвижные игры:

- «У медведя во бору»; - «Гуси-лебеди»; - «Совушка сова»; - «Колпачок»; - «Мыши водят хоровод».

3. Хороводые игры:

- «Галя по садочку шла»; - «Ходит Васька серенький».

4. Ходьба по массажным дорожкам:

«Веселый ручеек», «Нарядная фантазия».

«Познавательно-исследовательская деятельность» 1. Рассматривание альбомов и иллюстраций:

- «Матрешка – символ страны»; - «Народные промыслы»; - «Дымковские чудо игрушки»;

- «Предметы русской избы»; - «Русская национальная одежда».

2. О чем рассказали фотографии? :

- «Старый портрет»; - «На память платочек».

3. Игры – эксперименты (сравнение по величине, форме, цвету, дизайну, по количеству предметов).

С родителями

1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2. Привлечение родителей к пополнению материалов для центра «Народное творчество» в группе разнообразными экспонатами.

3. Привлечение к созданию библиотеки:

- приобретение книг, поиски информации о истории возникновения русской народной культуры;

- создание альбома «Любимый рецепт моей бабушки»;

- изготовление альбома – пословицы и поговорки, загадки и приметы, стихи и рассказы по данной теме.

4. Экскурсия выходного дня в историко-краеведческий музей (исторический зал);

5. Выполнение домашнего задания с детьми:

- сочинение рассказов и сказок;

- совместная творческая работа «Мастерство рук творения»;

- изготовление масок для драматизации сказок.

6. Предложить консультацию «Народная мудрость гласит» (пословицы, «Сказки читаем – речь развиваем!», «Знакомьте детей с народным фольклором».

7. Создание презентаций: «Праздники народного календаря», «Знакомство детей с народным фольклором».

III

Заключительный - представление презентации проекта для педагогов ДОУ и родителей;

- представление центра в группе «Народное творчество» для детей других групп;

- представление творческих работ детей «Красота дымки»;

- выставка детско-родительского творчества «Мастерское рук творенье»;

- выставка художественной библиотеки «В гостях у русской народной сказки., потешки, пестушки и песенки»

- фотовыставка «Художественно-творческие способности детей при ознакомлении с народной культурой и традициями»;

- демонстрация методического продукта, созданного в процессе деятельности проекта. 1 неделя

Перспективное планирование познавательно – творческого проекта

Материалы к проекту :

Литература:

1. «Большая книга сказок» в обр. С. Кузьмина, Смоленск, «Книжный дом», 2015.

2. Борменкова Т. М. «Русский фольклор в развитии речи детей», 2018г., изд-во «ТЦ Сфера».

3. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, 2015г. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

4. Громова О. Е. «Ознакомление дошкольников с социальным миром», 2012г. «ТЦ СФЕРА».

5. О. Л. Князева, М. В. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре, 2016 г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург.

6. Кондрыкинской Л. А. «С чего начинается Родина?», 2003г. «ТЦ Сфера».

7. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.

8. Куприна Л. С. «Знакомство детей с русским народным творчеством», 2001г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург.

9. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.

10. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.

11. Лыкова И. А. «Конструирование в детском саду», М., «Цветной мир», 2015.

12. Пентелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной», М., «ТЦ «Сфера», 2015.

13. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», 2003г., изд-во «Скрипторий 2000».

14. Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. «Пластилиновая картина», М., Мозаика-Синтез, 2011.

15. Федотова Г. П. «На золотом крыльце сидели», 2000г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Фотоотчет о работе кружка «Народное творчество»Фотоотчет о работе кружка «Народное творчество» Три года назад, когда мы с детьми перешли в среднюю группу, я начала проводить с ними кружок "Народное творчество" Основная цель кружка.

Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество»Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет тематической недели в средней группе "Русское народное творчество". Эта неделя, впрочем как и все остальные,.

Фотоотчёт «Народное творчество»Фотоотчёт «Народное творчество» [Фотоотчёт по теме «Народное творчество» в группе «Солнышко»b][/b] Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Народное творчество. Тряпичные куклыНародное творчество. Тряпичные куклы Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой. Задачи: 1. Изучение истории возникновения народной тряпичной.

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей 4–5 лет «Народное творчество»
Опубликовано: 28 марта 2022 в 13:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД