Екатерина Крюкова
Проект «Народные промыслы России» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народные промыслы России» с использованием ИКТ
Участники проекта : дети старшей (логопедической) группы, воспитатели, родители воспитанников старшей группы.
Вид проекта : познавательно - творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Срок реализации: сентябрь – апрель.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Народные промыслы России“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
В условиях современного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. Очень мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями. Знакомство с народными промыслами России, внесет большую значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Дети не владеют обобщающим понятием, поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Воспитания любви к культурно-эстетическим ценностям родной страны.
Цель: обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве; развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству; обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов.
Задачи проекта
- Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской, филимоновской, каргопольской, городецкой игрушками; хохломскими, полхов-майданскими изделиями, гжельской посудой.
- Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
- Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности.
- Приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
- Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
- Воспитать у воспитанников, чувства, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Гипотеза: знакомя дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, дети почувствуют себя частью русского народа, ощутят гордость за свою страну, богатую славными традициями, а предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность. Они получат знания о различных видах росписи, их особенностях. Начнут проявлять интерес к народному творчеству.
Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России.
2. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
3. Развитие творческого воображения, творческого мышления.
4. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Продукт проекта : создание альбома «Народные промыслы нашими руками».
Взаимодействие участников проекта с областной библиотекой детства и юношества им. А. С. Пушкина, музеем «Саратовской гармоники», театральной студией «10 Королевство» и «5+».
Формы работы по проекту : непосредственно образовательная деятельность; чтение фольклора, художественной литературы, стихотворении о народных промыслах; выставка детских работ, участие в конкурсах патриотической направленности; экскурсии; дидактические игры; развлечения, досуги, организованные с различными институтами социума (театр-студия); праздник осени в детском саду «Осенины».
Проект состоит из 3-х этапов. 1 этап – подготовительный
Цель: - создание рабочей группы (воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, младший воспитатель);
- довести до участников проекта важность данной проблемы;
- рассмотрение опыта других педагогов по данному вопросу;
- выбор возможных источников информации.
Данный этап включает в себя выбор темы проекта, подборку методической литературы, научно – популярной и художественной литературы, иллюстрации, материалы по данной теме, оборудование, дидактические игры.
2 этап – основной (практический)
Цель: - познакомить с народными промыслами России, её историей;
- развивать стремление как можно больше узнать о народных промыслах;
- способствовать воспитанию любви к культуре и традициям русского народа, через различные виды продуктивной деятельности;
- расширить кругозор детей на основе знакомства с народными промыслами; умение видеть прекрасное, гордиться им;
- способствовать воспитанию ценностного отношения к народным промыслам, уважения к культурному наследию своего народа;
- развивать любознательность и речь.
3 этап – заключительный
Цель: - подведение итогов;
- обработка и оформление материалов проекта;
- изготовление альбома «Народные промыслы нашими руками»;
- оценка результатов работы всех участников проекта;
- участие в городском конкурсе «Красота родного края»;
- фотоотчёт (презентация).
Перспективный план
№ Мероприятие Дата
Создание рабочей группы
1. Областная библиотека детства и юношества им. А. С. Пушкина. Мероприятие: «Русская народная игрушка» Сентябрь
2. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов; Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»; М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». В течение срока проекта
3. Экскурсия в музей «Саратовской гармоники». Сентябрь
4. Тематические познавательные занятия, занятия по художественно-эстетическому развитию, музыкальные занятия. В течение срока проекта
5. Театральная композиция «Народные промыслы», посвященная народным промыслам России (совместно со студией детских развлечений «5+»). Сентябрь
6. Беседы: «Что такое народное декоративное искусство?» «Русская народная игрушка»; «Золотая хохлома»; «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Синь России»; «Веселый Городец», «Каргопольская игрушка», «Полхов-Майданская роспись». В течение срока проекта
7. Просмотр презентации: «Золотая хохлома» https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-zolotaya-hohloma-4709536.html
Сентябрь
8. Тематические познавательные занятия, занятия по художественно-эстетическому развитию, музыкальные занятия. В течение срока проекта
9. Областная библиотека детства и юношества им. А. С. Пушкина. Мероприятие: «Чародейка, мастерица золотая хохлома». Октябрь
10. Разучивание песен: «Золотая хохлома»; «Городецкие умельцы»; «Незабудковая гжель» (муз. Чичикова, слова П. Синявского); р. н. хоровод «Земляничка-ягодка». Сентябрь - октябрь
11. Роспись «Хохломские ягодки» Октябрь
12. Просмотр презентации: «Дымковские мастера» https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/120677-prezentaciya-v-gosti-k-dymkovskim-masteram.html
Ноябрь
13. Подвижные народные игры; Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «У Миланьи, у старушки. В течение срока проекта
14. Дидактические игры: «Укрась слово»; «Платье для барышни»- элементы дымковской росписи; «Подбери тень»; «Найди пару»; «Составь букет»; «Разрезные картинки»; «Русские узоры»; лото «Хохлома». В течение срока проекта
15. Постановка танца «Городец». Октябрь
16. Праздник осени в детском саду «Осенины». Октябрь
17. Областная библиотека детства и юношества им. А. С. Пушкина. Мероприятие: «Особенности дымковской росписи» Ноябрь
18. Роспись «Дымковская уточка» Ноябрь
19. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала В течение срока проекта
20. Просмотр презентации: «Чудо филимоновских игрушек» https://myslide.ru/presentation/filimonovskaya-igrushka
Декабрь
21. Сюжетно-ролевые игры: «Угостим матрешку чаем»; «К нам пришли гости»; «Магазин промыслов». В течение срока проекта
22. Областная библиотека детства и юношества им. А. С. Пушкина. Мероприятие: «Филимоновская игрушка». Декабрь
23. Роспись «Филимоновский петушок» Декабрь
24. Просмотр презентации «Сине-голубое чудо. Гжель» https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/04/07/prezentatsiya-dlya-detey-starshego-vozrasta-sine-goluboe-chudo-gzhel
Январь
25. Областная библиотека детства и юношества им. А. С. Пушкина. Мероприятие: «Гжель, ты наша гжель». Январь
26. Роспись «Гжельская тарелочка» Январь
27. Раскрашивание различных видов росписи В течение срока проекта
28. Конструирование: «Русская народная изба»; «Доски не простые – веселые расписные». В течение срока проекта
29. Областная библиотека детства и юношества им. А. С. Пушкина. Мероприятие: «Городецкая роспись». Февраль
30. Лепка народных игрушек В течение срока проекта
31. Просмотр презентации «Городец» https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-na-tiemu-gorodietskaia-rospis.html
Февраль
32. Роспись «Городецкий стол» Февраль
33. Областная библиотека детства и юношества им. А. С. Пушкина. Мероприятие: «Дивная игрушка – Каргопольская утушка - свистушка». Март
34. Просмотр презентации «Каргопольская глиняная игрушка» https://www.myshared.ru/slide/198756
Март
35. Роспись «Каргопольский конь» Март
36. Прослушивание аудиозаписи «Матрешка» https://power.gybka.com/q/детские+матрешки/
Апрель
37. Аппликация по различным видам народного творчества
В течение срока проекта
38. Просмотр презентации «Знакомство с Полхов-Майданской росписью» https://урок. рф/presentation/21425.html
Апрель
39. Областная библиотека детства и юношества им. А. С. Пушкина. Мероприятие: «Русская матрешка». Апрель
40. Роспись «Полхов-Майданский поднос» Апрель
41. Участие городском конкурсе «Красота родного края» Апрель
42. Заседание рабочей группы по результатам. Оформление документации. Создание презентации. Апрель
Ссылки на ЭОР
1. Презентация: «Золотая хохлома» https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-zolotaya-hohloma-4709536.html
2. Презентация: «Дымковские мастера» https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/120677-prezentaciya-v-gosti-k-dymkovskim-masteram.html
3. Презентация: «Чудо филимоновских игрушек». https://myslide.ru/presentation/filimonovskaya-igrushka
4. Презентация: «Сине-голубое чудо. Гжель» https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/04/07/prezentatsiya-dlya-detey-starshego-vozrasta-sine-goluboe-chudo-gzhel
5. Презентация: «Городец» https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-na-tiemu-gorodietskaia-rospis.html
6. Презентация: «Каргопольская глиняная игрушка» https://www.myshared.ru/slide/198756
7. Презентация: «Знакомство с Полхов-Майданской росписью» https://урок. рф/presentation/21425.html
8. Аудиозаписи «Матрешка» https://power.gybka.com/q/детские+матрешки/