Наталя Маслова
Формирование основ экологической культуры у дошкольников. Творческо-исследовательский проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
автор маслова н. е
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Актуальность. Природа, в широком смысле – это все существующие во вселенной, это весь мир в многообразии его форм. Дети уже вступили на путь осмысления природы и проникновения в нее. В старшей группе продолжается интенсивное, содержательное обогащение понятия «природы». Детей по-прежнему волнуют различные интересные, необычные факты, события, происходящие в живой природе. Живая природа это царство растений и животных, а царство растений делятся на дикие и культурные растения. Ребенку сложно воспринимать растения как живые организмы. Они не двигаются, не издают звуков и в целом очень статичны. Поэтому прививать детям интерес и созидательное, гуманное отношение к растительному миру очень трудно, значительно сложнее, чем к животным, которых характеризует динамика, разнообразие движений, звуков. В царстве растений есть культурные растения – в росте, развитие и жизни которых человек принимает активное участие. Царство растений полно тайн, загадок, удивительных открытий. Ребенок, используя самые различные ситуации, продолжает накапливать и расширять свой опыт. Поэтому перед нами стал важным поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.
Публикация «Формирование основ экологической культуры у дошкольников, Творческо-исследовательский проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Исходя, из выше изложенного нами определена следующая тема, проекта :
«Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть…»
Новизна проекта Знаете, что мир растений – это волшебное царства, в котором обычное считается с необычным, явное с тайным. В нем все прекрасно, чудесно, и одновременно загадочно. В интеграции и преобразование форм, методов и приемов, используемых в работе по формированию у детей познавательного интереса к живой природе, безопасного труда в ней и использование орудий садового инвентаря. Мир растений надо изучать, познавать внимательно и кропотливо. Царство растений должно быть, прежде всего, объектом познания, удовлетворения, этических и эстетических потребностей человека и только за тем – объектам человеческого потребления.
Вид: краткосрочный.
Тип: Творческо-исследовательский.
Состав участников:
• Дети старшего возраста,
• педагоги,
• родители.
Направленность: Познание основа безопасности жизнедеятельности и обогащения знаний.
Цель: Формирование и создание условий для развития познавательного интереса, активизации знаний в процессе посадки семян и выращивание огородной культуры. Желание наблюдать за происходящими изменениями в росте растений. Учить создавать ситуации. Использование детьми собственного опыта в рамках проекта. Безопасное использование орудие труда во время посадки семян.
Задачи:
Образовательные:
1. Вызвать желание самостоятельно выращивать рассаду из семян.
2. Продолжать учить приемам посева семян (делать лунки, рассада)
3. Подвести детей к пониманию условий необходимых для успешного развития растений.
4. Фиксировать внимание детей об изменениях роста растений, замечать и выявлять изменения, происходящие с ними.
5. Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей, цветов наиболее употребляемых в местности, о способах их использования в пищу, о значении свежих плодов для здоровья людей.
6. Сформировать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.
7. Активизировать у ребенка инициативу, внимание, память,
8. Активизировать словарь: лунка, рассада, почва, влага, рыхлить, росток, семена, бытовая травма.
9. Обогащать знания детей в организации трудовой деятельности на огороде.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание поддерживать его витаминизированной пищей – овощами, фруктами, зелень, (укроп, салат, петрушка).
2. Прививать правила безопасного труда.
3. Воспитывать бережное отношение детей к природе, желание выращивать посаженные семена, ухаживать за проращенными растениями и бережно относиться к своему труду и труду товарища.
Развивающие:
1. Совершенствовать знания детей по ежедневному уходу за растениями в комнатных условиях;
2. Расширять представление детей о культурных растениях о росте развитие витаминных качеств, отличительных черт, о месте
произрастания и правилах безопасного пользования орудиями садового инвентаря.
3. Создание условий для опытно- экспериментальной деятельности.
4. Развивать способность к практическому применению полученных знаний;
Интеграция областей:
Здоровье: - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, повышать их самооценку через трудовую деятельность.
Социализация: - продолжать формировать умение детей соблюдать правила поведения в работе друг с другом.
Труд – продолжать закреплять умения самостоятельно готовить нужный инвентарь для посадки и убирать все по местам.
Безопасность – закреплять навыки безопасного поведения в здание, на улице, в работе с землей.
Коммуникация- закреплять умение пользоваться в речи словами: лунка, рассада, теплица, оранжерея, почва, влага, рыхлить, росток, семена, бытовая травма.
Художественное творчество- учить создавать красоту в оформлении «Огорода на окне», ведение календаря посева с зарисовками
Этапы реализации:
Подготовительный.
1. Изучение литературы.
2. Выявление и формирование проблемы : как правильно сажать семена и ухаживать за растениями, пути и средства решения. Мониторинг.
3. Определение ролей и действий всех участников проекта.
4. Формулировка основной цели и задач проекта.
5. Подбор литературы
6. Приобретение необходимого оборудования.
Основной
1. Беседа «Огород на окне», «Оранжерея и Теплица», «Полезная пища».
2. Чтение художественной литературы: «Чиполлино» Дж. Родарри, «Колосок» укр. Н. сказка, «Огурцы» Н. Носов и т. д.
3. Целевая экскурсия в магазин «Фазенда», «Цветы» за закупкой семян для посадки.
4. Подготовка и проведение занятий по посеву семян и посадке луковиц.
5. Оформление «Календаря посадок».
6. Показ кукольного спектакля «Колосок».
7. Проведение игр (дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные)
8. Работа с родителями. «Какое растение хотел бы я вырастить с мамой и папой», Встреча с интересными людьми «Соблюдайте правила дорожного движения», работниками теплицы, «Как мы выращиваем цветы», родительское собрание «Учувствуем в проекте».
Заключительный
1. Беседа «Мы не плохо потрудились!»
2. Оформление проекта
Ожидаемый результат.
С помощью вовлечения детей в творчески - исследовательскую
деятельность по выращиванию овощных культур, мы предполагали, что:
1. У детей сформируется познавательный интерес;
2. Разовьется наблюдательность и активизируется мыслительная деятельность
3. Дети самостоятельно начнут применять знания по выращиванию растений и осмыслят ценность процесса ухода за ними.
4. Обогатятся знания в области экологической культуры, дети начнут ценить природу и оберегать её.
5. Закрепятся правила безопасности труда с использованием орудий садового инвентаря.
Ход проектной деятельности.
Подготовительный этап
1. Изучение литературы в рамках данного проекта, подбор наглядного и дидактического материала. Мониторинг. 21.01.2013г.
2. Предварительная беседа с работниками магазина «Фазенда».
3. Проведение беседы с детьми «Мир растений». Мотивация - выявить уровень знания детей о культурных растениях. Экспресс – опрос (приложение 1)
4. Робота с родителями:
• Предложить родителям для проведения проекта приобрести контейнеры, землю, семена и луковицы для посадки.
• Изготовление поделок для проекта (дома, макет улицы и т. д.)
Основной
1. Целевая экскурсия в магазин «Фазенда», «Цветы». Закрепление ПДД, правила культурного поведения на улице и в помещении.
2. Исследование почвы, посев семян,
3. Наблюдение за ростом всходов. Оформление «Календаря посадок».
4. Трудовая деятельность в ходе проекта. Проведение тематических занятий.
5. Драматизация сказки «Колосок».
6. Уточнять и расширять представления детей об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и варенном виде, из них можно готовить суп, салат, в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья.
7. Задание на дом для детей с родителями «Какое растение хотел бы я вырастить с мамой и папой».
8. Проведение игр:
• сюжетно-ролевых игр «Мы построим город», «Оранжерея», «Теплица», «Магазин», «Кафе», «Транспорт на дороге».
• дидактические игры: «Зеленый город», «Угадай что выросло», «Чье семечко», «С какого овоща листок», «Угадай по запаху», «Лото», «Я иду по улице» и т. д.
• подвижные игры: «Чучело», «Огородная –хороводная», «Урожай», «Раз-два-три-стоп!», «Светофор».
Заключительный
1. Анализ проектной деятельности. Беседа «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть!» Мониторинг. 12.03.2013г.
2. Подведение итогов.
Использованная литература.
1. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой»
1.«Дошкольное образование» №16, 2001 г.
2. Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
3. «Начальная школа» 37, 2001 г.
4. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
5. Аксенова З. Ф. «Войди в природу другом».
6. Марковская М. М. «Уголок природы в детском саду».
7. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа».
8. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас».
9. Николаева С. Н. «Юный эколог».
10. Рылеева Е. «Открой себя»
11. Енакай Т. М., Мазитова Г. Ш. «Природа и ребенок».
12. Грехова Л. И. «В союзе с природой».
«