Получи документы

Формирование основ экологической культуры у дошкольников. Творческо-исследовательский проект «Огород на окне»

Наталя Маслова
Формирование основ экологической культуры у дошкольников. Творческо-исследовательский проект «Огород на окне»

автор маслова н. е

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Огород на окне»

Актуальность. Природа, в широком смысле – это все существующие во вселенной, это весь мир в многообразии его форм. Дети уже вступили на путь осмысления природы и проникновения в нее. В старшей группе продолжается интенсивное, содержательное обогащение понятия «природы». Детей по-прежнему волнуют различные интересные, необычные факты, события, происходящие в живой природе. Живая природа это царство растений и животных, а царство растений делятся на дикие и культурные растения. Ребенку сложно воспринимать растения как живые организмы. Они не двигаются, не издают звуков и в целом очень статичны. Поэтому прививать детям интерес и созидательное, гуманное отношение к растительному миру очень трудно, значительно сложнее, чем к животным, которых характеризует динамика, разнообразие движений, звуков. В царстве растений есть культурные растения – в росте, развитие и жизни которых человек принимает активное участие. Царство растений полно тайн, загадок, удивительных открытий. Ребенок, используя самые различные ситуации, продолжает накапливать и расширять свой опыт. Поэтому перед нами стал важным поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.

Публикация «Формирование основ экологической культуры у дошкольников, Творческо-исследовательский проект „Огород на окне“» размещена в разделах

Исходя, из выше изложенного нами определена следующая тема, проекта :

«Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть…»

Новизна проекта Знаете, что мир растений – это волшебное царства, в котором обычное считается с необычным, явное с тайным. В нем все прекрасно, чудесно, и одновременно загадочно. В интеграции и преобразование форм, методов и приемов, используемых в работе по формированию у детей познавательного интереса к живой природе, безопасного труда в ней и использование орудий садового инвентаря. Мир растений надо изучать, познавать внимательно и кропотливо. Царство растений должно быть, прежде всего, объектом познания, удовлетворения, этических и эстетических потребностей человека и только за тем – объектам человеческого потребления.

Вид: краткосрочный.

Тип: Творческо-исследовательский.

Состав участников:

• Дети старшего возраста,

• педагоги,

• родители.

Направленность: Познание основа безопасности жизнедеятельности и обогащения знаний.

Цель: Формирование и создание условий для развития познавательного интереса, активизации знаний в процессе посадки семян и выращивание огородной культуры. Желание наблюдать за происходящими изменениями в росте растений. Учить создавать ситуации. Использование детьми собственного опыта в рамках проекта. Безопасное использование орудие труда во время посадки семян.

Задачи:

Образовательные:

1. Вызвать желание самостоятельно выращивать рассаду из семян.

2. Продолжать учить приемам посева семян (делать лунки, рассада)

3. Подвести детей к пониманию условий необходимых для успешного развития растений.

4. Фиксировать внимание детей об изменениях роста растений, замечать и выявлять изменения, происходящие с ними.

5. Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей, цветов наиболее употребляемых в местности, о способах их использования в пищу, о значении свежих плодов для здоровья людей.

6. Сформировать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.

7. Активизировать у ребенка инициативу, внимание, память,

8. Активизировать словарь: лунка, рассада, почва, влага, рыхлить, росток, семена, бытовая травма.

9. Обогащать знания детей в организации трудовой деятельности на огороде.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание поддерживать его витаминизированной пищей – овощами, фруктами, зелень, (укроп, салат, петрушка).

2. Прививать правила безопасного труда.

3. Воспитывать бережное отношение детей к природе, желание выращивать посаженные семена, ухаживать за проращенными растениями и бережно относиться к своему труду и труду товарища.

Развивающие:

1. Совершенствовать знания детей по ежедневному уходу за растениями в комнатных условиях;

2. Расширять представление детей о культурных растениях о росте развитие витаминных качеств, отличительных черт, о месте

произрастания и правилах безопасного пользования орудиями садового инвентаря.

3. Создание условий для опытно- экспериментальной деятельности.

4. Развивать способность к практическому применению полученных знаний;

Интеграция областей:

Здоровье: - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, повышать их самооценку через трудовую деятельность.

Социализация: - продолжать формировать умение детей соблюдать правила поведения в работе друг с другом.

Труд – продолжать закреплять умения самостоятельно готовить нужный инвентарь для посадки и убирать все по местам.

Безопасность – закреплять навыки безопасного поведения в здание, на улице, в работе с землей.

Коммуникация- закреплять умение пользоваться в речи словами: лунка, рассада, теплица, оранжерея, почва, влага, рыхлить, росток, семена, бытовая травма.

Художественное творчество- учить создавать красоту в оформлении «Огорода на окне», ведение календаря посева с зарисовками

Этапы реализации:

Подготовительный.

1. Изучение литературы.

2. Выявление и формирование проблемы : как правильно сажать семена и ухаживать за растениями, пути и средства решения. Мониторинг.

3. Определение ролей и действий всех участников проекта.

4. Формулировка основной цели и задач проекта.

5. Подбор литературы

6. Приобретение необходимого оборудования.

Основной

1. Беседа «Огород на окне», «Оранжерея и Теплица», «Полезная пища».

2. Чтение художественной литературы: «Чиполлино» Дж. Родарри, «Колосок» укр. Н. сказка, «Огурцы» Н. Носов и т. д.

3. Целевая экскурсия в магазин «Фазенда», «Цветы» за закупкой семян для посадки.

4. Подготовка и проведение занятий по посеву семян и посадке луковиц.

5. Оформление «Календаря посадок».

6. Показ кукольного спектакля «Колосок».

7. Проведение игр (дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные)

8. Работа с родителями. «Какое растение хотел бы я вырастить с мамой и папой», Встреча с интересными людьми «Соблюдайте правила дорожного движения», работниками теплицы, «Как мы выращиваем цветы», родительское собрание «Учувствуем в проекте».

Заключительный

1. Беседа «Мы не плохо потрудились!»

2. Оформление проекта

Ожидаемый результат.

С помощью вовлечения детей в творчески - исследовательскую

деятельность по выращиванию овощных культур, мы предполагали, что:

1. У детей сформируется познавательный интерес;

2. Разовьется наблюдательность и активизируется мыслительная деятельность

3. Дети самостоятельно начнут применять знания по выращиванию растений и осмыслят ценность процесса ухода за ними.

4. Обогатятся знания в области экологической культуры, дети начнут ценить природу и оберегать её.

5. Закрепятся правила безопасности труда с использованием орудий садового инвентаря.

Ход проектной деятельности.

Подготовительный этап

1. Изучение литературы в рамках данного проекта, подбор наглядного и дидактического материала. Мониторинг. 21.01.2013г.

2. Предварительная беседа с работниками магазина «Фазенда».

3. Проведение беседы с детьми «Мир растений». Мотивация - выявить уровень знания детей о культурных растениях. Экспресс – опрос (приложение 1)

4. Робота с родителями:

• Предложить родителям для проведения проекта приобрести контейнеры, землю, семена и луковицы для посадки.

• Изготовление поделок для проекта (дома, макет улицы и т. д.)

Основной

1. Целевая экскурсия в магазин «Фазенда», «Цветы». Закрепление ПДД, правила культурного поведения на улице и в помещении.

2. Исследование почвы, посев семян,

3. Наблюдение за ростом всходов. Оформление «Календаря посадок».

4. Трудовая деятельность в ходе проекта. Проведение тематических занятий.

5. Драматизация сказки «Колосок».

6. Уточнять и расширять представления детей об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и варенном виде, из них можно готовить суп, салат, в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья.

7. Задание на дом для детей с родителями «Какое растение хотел бы я вырастить с мамой и папой».

8. Проведение игр:

• сюжетно-ролевых игр «Мы построим город», «Оранжерея», «Теплица», «Магазин», «Кафе», «Транспорт на дороге».

дидактические игры: «Зеленый город», «Угадай что выросло», «Чье семечко», «С какого овоща листок», «Угадай по запаху», «Лото», «Я иду по улице» и т. д.

подвижные игры: «Чучело», «Огородная –хороводная», «Урожай», «Раз-два-три-стоп!», «Светофор».

Заключительный

1. Анализ проектной деятельности. Беседа «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть!» Мониторинг. 12.03.2013г.

2. Подведение итогов.

Использованная литература.

1. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой»

1.«Дошкольное образование» №16, 2001 г.

2. Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»

3. «Начальная школа» 37, 2001 г.

4. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

5. Аксенова З. Ф. «Войди в природу другом».

6. Марковская М. М. «Уголок природы в детском саду».

7. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа».

8. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас».

9. Николаева С. Н. «Юный эколог».

10. Рылеева Е. «Открой себя»

11. Енакай Т. М., Мазитова Г. Ш. «Природа и ребенок».

12. Грехова Л. И. «В союзе с природой».

«

Публикации по теме:

Исследователи природыИсследователи природы Природа. Нет более благодатного материала для воспитания у детей познавательной активности, нравственных качеств. Вспомним слова Леонардо.

Огород на окне по сказке «Колобок» (1 младшая группа)Огород на окне по сказке «Колобок» (1 младшая группа) Здравствуйте уважаемые коллеги! Я работаю в первой младшей группе и публикуюсь впервые. В марте месяце мы со своими малышками создали мини.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ экологической культуры у дошкольников. Творческо-исследовательский проект «Огород на окне»
Опубликовано: 22 мая 2014 в 06:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД