Лучший педагог года

Проект «Организация опытно — экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Алла Кузнецова
Проект «Организация опытно — экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста»

ПРОЕКТ

«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста».

Введение

Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование простейших самостоятельных исследовательских умений (проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

Публикация «Проект „Организация опытно — экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашего педагогического проекта на тему «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста».

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Таким образом, перед нами встала проблема системного использования метода экспериментирования и организации опытно-экпериментальной работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Решая эту проблему, мы исходили из следующей гипотезы. Мы полагаем, что при организации опытно-исследовательской деятельности младших дошкольников активизируется их познавательная сфера, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, что должно привести к развитию интеллектуальных возможностей, творческих способностей и эмоциональной сферы детей, в целом повлиять положительно на качество дошкольного образования.

Пути и способы решения: организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в рамках дополнительной образовательной деятельности должна помочь в решении данной проблемы.

Исходя из большой практической значимости опытно-экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка, были поставлены следующие цели и задачи, призванные восполнить данный пробел в образовательной деятельности дошкольников.

Цель проекта : развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста через включение в опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

задачи, направленные на работу с детьми:

1. Расширить представление о физических свойствах веществ.

2. Познакомить с различными свойствами веществ.

3. Дать представление о некоторых факторах среды.

4. Развивать у младших дошкольников познавательную деятельность, психические процессы, активизировать мышление, развитие речи.

5. Формировать у детей начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты).

6. Научить правилам техники безопасности при проведении экспериментов.

7. Научить искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом).

Задачи методической работы педагога:

1. Разработать учебно-методический комплекс проекта.

2. Создать условия в группе для опытно-экспериментальной деятельности.

3. Изучать и внедрять новые технологии, распространять педагогический опыт в рамках ДОУ.

4. Повышать статус ДОУ и качество воспитательно-образовательной работы в соответствии с современными требованиями дошкольного образования.

Задачи, направленные на работу с родителями:

1. Научить родителей ориентироваться в информации по опытно-экспериментальной деятельности детей.

2. Дать родителям конкретные рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности дома, поддержанию и развитию у ребенка интереса к исследованиям, открытиям.

I. Актуальность

Актуальность выбранной темы проекта заключается в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру.

1.1. Характеристика нормативно-правовых материалов

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.2. Характеристика практики

Метод экспериментирования широко используется в школах и высших учебных заведениях, однако долгое время он не учитывался системой дошкольного образования, ведущим видом деятельности дошкольного периода считали игру, а опытно-экспериментальная деятельность практически отсутствовала. Для внедрения ее в практику работы потребовалось изучение этого вопроса в теории.

1.3. Анализ теоретических работ

За использование этого метода обучения выступали такие авторитеты педагогической науки, как Я. А. Коменский И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и другие.

Они считали, что при формировании основ естественно-научных понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному: знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Таблица 1. Подтверждение значимости экспериментальной деятельности в развитии детей на примере высказываний выдающихся педагогов.

п/п Выдающиеся ученые Высказывания Источник

1. Коменский Я. А. ,

1658 г. «Основной предпосылкой для того (речь идет об образовании. – Авт.) является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. Я утверждаю и повторяю во всеуслышание, что это требование есть основа всего остального» Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках.

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 67

2. Локк Дж., 1693 г. «Они (речь идет о детях. - Авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение» Локк Дж. Мысли о воспитании.

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 85

3. Песталоцци И. Г., 1800-1805гг. «Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы, сложные или такие, которые могут обернуться к ребенку разными сторонами, проходят перед ним в возможно большем количестве…»

«…созерцание (чувственно восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения… Все, что следует затем, является просто результатом, или абстракцией, от этого чувственного восприятия» Песталоцци И. Г.

Дневник Песталоцци о воспитании сына.

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 137

Памятная записка Песталоцци

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 159

4. Манасеина М. М., 1880 г. «…при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты» Манасеина М. М.

О воспитании ума (до 8 лет)

Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х начала ХХ вв. Составитель Лебедев П. А. М., 1990, с. 409

5. Запорожец А. В. «В форме наглядных образов, складывающихся у ребенка, получает отражение не только внешняя видимость явлений, но и простейшие казуальные, генетические и функциональные взаимозависимости между ними. В результате начинают складываться в наиболее совершенной форме те виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего, которые сыграют важную роль в деятельности взрослого человека» Запорожец А. В. Значение периодов детства для формирования детской личности.

Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студ. пед.

ин-тов. Сост. Мироненко В. В. 20ое изд. М., 1987, с. 314-315

6. Поддьяков Н. Н. ,

1997 г. «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования» Поддьяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности.

Педагогический вестник. 1997. №1,с. 6

7. Иванова А. И., 1999 г. «…наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания…без них любые понятия превращаются в сухие абстракции!» Иванова А. И.

Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. 2007. с. 6

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной,. И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.

Разработкой теоретических основ детского экспериментирования в дошкольных учреждениях занимался творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддьякова.

В 1990-е гг. профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддьяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Большой вклад в разработку методики использования экспериментальной деятельности в детском саду внесла А. И. Иванова.

В своих исследованиях А. И. Иванова пришла к выводу, что осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. Однако постепенно его удельный вес в пополнении банка памяти уменьшается за счет двух новых способов познания: вербального и логического.

1.4. Сопоставление теории и практики

Сопоставление науки и практики позволяет выявить их несоответствие. Научные достижения в разработке этого вопроса пока не нашли отражения в практике работы детских садов. Чтобы еще раз подчеркнуть значимость теоретических выкладок ученых, сошлемся на мнение Н. Н. Поддьякова. Он доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушения дисциплины, поскольку, не подверженные контролю, они на самом деле чреваты негативными последствиями.

И родители, и педагоги, не осознавшие значимости данной стадии для становления детской личности, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают.

Этот подход лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый (педагог, родитель) всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы ребенок поступал только так, и лишает его права на ошибку, не позволяет ему самому открыть истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что его естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. В основе педагогики сотрудничества - создание обстановки, в которой ребенок может все делать самостоятельно.

К этой мысли педагоги идут с разных сторон. По сути, такие идеи, как создание окружающей среды, личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса, природосообразное обучение, педагогика сотрудничества, раскрепощение детей, Монтессори-педагогика, детское экспериментирование представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Каков же выход из положения?

Выход в одном - широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома, в детском саду, индивидуального и коллективного, во все видах деятельности.

Цели и задачи детского экспериментирования в рамках организованной опытно-экспериментальной деятельности в детском саду нами определены во введении. Мы полагаем, что решение запланированных целей и задач позволит нам прийти к следующим результатам:

- сформированность у детей более высокого уровня познавательной активности;

- развитие у них личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

- формирование представлений: о материалах, природных явлениях, мире растений и предметном мире;

- обогащение словарного запаса детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы.

II. Программа реализации проекта

Проанализировав требования Федеральных государственных образовательных стандартов ДО, примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской опытно-экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, нами были намечены пути практического осуществления будущей работы.

2.1. Реализация проекта.

Этап Содержание деятельности Виды деятельности, формы и методы

1. Организационно – диагностический 1. Анализ научной и методической литературы.

2. Мониторинг на начало учебного года

3. Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

4. Организация предметно – развивающей среды.

1. Определение актуальности, проблемы, цели.

2. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.

3. Создание условий для детского экспериментирования.

2. Формирующий 1. Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки»)

2. Работа с детьми:

образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы (приложение1).

3. Работа с родителями:

анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные бюллетени, беседы, домашние задания, презентация проекта (приложение 2).

3. Заключительный 1. Мониторинг на конец учебного года.

2. Сравнительный анализ результатов.

3. Перспективы. 1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года.

2.2. Организация развивающей среды

При создании развивающей среды необходимо учитывать положение А. В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в дошкольных формах жизнедеятельности (игре, общении, экспериментировании, конструировании и пр.) на основе предметной базы.

Помимо изложенного развивающая среда должна соответствовать ряду принципов:

1) соответствие особенностям развития и саморазвития и саморазвития;

2) информированности, обогащенности и наукоемкости;

3) активности;

4) эмоциональной насыщенности;

5) системности;

6) статичности-подвижности;

7) эмоционального благополучия и комфорта;

8) универсальности;

9) рациональности;

10) обновляемости.

Таблица 5. Характеристика микроблоков развивающей среды.

Микроблок Образовательная задача Содержание среды Предполагаемая деятельность

Библиотека педагога Самообразование Методическая литература

Изучение, планирование, организация, поиск новых путей, внедрение передовых методик

Лаборатория

«Почемучка»

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов.

Накопление и расширение опыта. Материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и т. д.)

Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и т. п.).

Картотека опытов и экспериментов.

Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования. Опыты, эксперименты, исследования.

Уголок природы

Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности Растения (по возрасту, оборудование для труда на природе. Наблюдение, проведение опытов, экспериментов, исследований, труд в природе

Экологическая тропа

Наблюдения за природными объектами, изучение природных объектов, взаимосвязей в природе.

Воспитание экологической культуры, любви к природе Наблюдения, проведение опытов, экспериментов,

накопление экологических знаний и их использование.

2.3. Требования к развивающей среде по опытно-экспериментальной деятельности

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

На четвертом году жизни возникает наглядно-образной мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует о важных достижениях:

- у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

- сформировалась потребность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

- появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого.

Очень полезно, не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.

Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.

3.3. Мониторинг проекта

Мониторинг осуществляется по трем направлениям:

старший воспитатель:

1. Анкетирование педагогов об использовании метода экспериментально-исследовательской деятельности (ежегодно, в конце учебного года).

2. Инспектирование проведения качества учебно-воспитательной работы, согласно «Циклограмме контроля» на учебный год (постоянно в течение учебного года).

педагоги:

3. Диагностика уровня развития экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников (2 раза в год).

К сожалению, в литературе нет критериев развития экспериментально – исследовательской деятельности дошкольников. Предлагаем свой вариант оценки, разработанный на основе структуры эксперимента и особенностей экспериментирования в младшем дошкольном детстве.

Таблица 7. Критерии развития экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников

Эмоционально-оценочное восприятие деятельности : Освоение детьми способов и действий экспериментирования :

- умение называть объекты, явления;

- умение различать объекты, выделять их признаки и свойства;

- понимание сущности объекта, явления;

- умение находить различия;

- умение находить сходства;

- умение классифицировать;

- умение анализировать;

- умение прогнозировать;

- проявление желания сотрудничать со взрослым;

- проявление желания к самостоятельной деятельности. 5 баллов- представления сформированы, стойкий интерес к деятельности;

3 балла- представления нечеткие, сформированы недостаточно, интерес к деятельности устойчивый;

0 баллов- представления не сформированы, отсутствие интереса к деятельности. - выслушивание инструкций и замечаний;

- выполнение опыта совместно с воспитателем;

- соблюдение правил безопасности;

- наблюдение результатов;

- фиксирование результатов;

- анализ полученных данных;

- словесный отчет об увиденном;

- формулирование выводов с помощью воспитателя.

5 баллов-выбор и реализация действия совместно с воспитателем;

3 балла-действие выполняет неуверенно даже под руководством взрослого;

0 баллов-отсутствие действий.

3.4. Результаты диагностических исследований

На начало учебного года Промежуточный

(сентябрь 2014 год) (октябрь 2014 год)

Таким образом, результаты мониторинга на начало учебного года и промежуточный показали следующее:

С высоким уровнем развития – 0% (0) на начало года и 0% (0) промежуточный результат (октябрь)– познавательное отношение у ребенка устойчиво, у него сформированы представления, стойкий интерес к деятельности. Умеет делать выбор и реализует действия совместно с воспитателем.

Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат. Делает выводы с помощью воспитателя.

Со средним – 17% (9) на начало года и 24% (13) промежуточный результат (октябрь) - представления нечеткие, сформированы недостаточно, интерес к деятельности устойчивый. Действие выполняет неуверенно, даже под руководством взрослого. В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес, видит проблему с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат.

С низким уровнем развития – 4% (7) на начало года и 2% (3) промежуточный результат (октябрь)- представления не сформированы, отсутствие интереса к деятельности, полное отсутствие действий. Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.

Публикации по теме:

Комплект занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Комплект занятий по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми младшего возраста. (в соответствии с ФГОС) Разработано.

Описание опыта работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими.

Опыт работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). 1. Актуальность На шестом году жизни дети достигают.

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы. Проект «Путешествие в мир природы» Августовская конференция педагогических и руководящих работников. Приоритетное направление: Развитие системы образования в условиях введения.

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Подготовил: воспитатель 1 квалификационной.

Организация опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности детей Организация опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности детей 1. Структура занятия – экспериментирования Постановка.

Планирование опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Старшая группа Неживая природа Земля. Космос Живая природа Вода Воздух Песок, глина, почва, камни «Вода помощница» а) вывод – вода.

Проект «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста» Тип проекта: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста». Составитель: Белоносова Юлия Валерьевна.

Программа самообразования «Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» Тема: «Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством включения в опытно – экспериментальную деятельность». 1. Самодиагностика.

Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию опыт работы по теме: «Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Организация опытно — экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 11:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД