Татьяна Бабетова
Проект «Озорные ложкари»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта : 1 год.
Официальная дата начала: август 2021.
Официальная дата завершения: май 2022.
Целевая группа проекта : дети подготовительной к школе группы «Алые паруса», воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность.
Публикация «Проект „Озорные ложкари“» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложкари, баклушники
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2022
Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Одной из форм детской музыкальной деятельности является оркестр. Игра в оркестре стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления дошкольников: повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолевать неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, развиваются и совершенствуются музыкальные особенности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков.
Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.
Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Это положительно влияет на развитие речевого аппарата, позволяет корректировать почерк и концентрацию. Игру на ложках в качестве арт-терапии могут назначать гиперактивным детям и малышам с проблемами восприятия. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
В последнее время всё чаще в педагогической среде звучат голоса о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Попыткой осуществить музыкальное воспитание с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах и является обучение детей игре на деревянных ложках в ансамбле ложкарей.
Цель проекта :
формирование у детей основ нравственной эстетической культуры, потребности к самостоятельному мышлению и анализу, становлению музыкальных задатков и физическому развитию через обучение детей игре на деревянных ложках в ансамбле ложкарей.
Задачи:
1. Развивать музыкальные способности: чувства ритма, звуковысотный и тембровый слух.
2. Развивать творческую активность, художественный вкус, приобщать к самостоятельному осмысленному музицированию.
3. Развивать чувство ансамбля. Формировать целеустремленность, чувство коллектива, ответственность, дисциплинированность.
4. Обучение основам техники игры на ложках.
6. Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.
7. Воспитание у детей гордости за свой народ; формирование уважения к традициям и праздникам страны, края; к прошлому старшего поколения;
8. Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
Формы работы с детьми:
• музыкально-тематические беседы;
• развлечения и досуги, праздники;
• усвоение ритмического материала и музицирование в повседневной самостоятельной деятельности в игровой форме;
• углублённая работа над развитием чувства ритма в непосредственной образовательной деятельности;
• исполнительская деятельность – участие в праздничных мероприятиях различной направленности.
• широкое включение игры на ложках в повседневную жизнь детей в ДОУ и дома.
Показатели проекта и их значение.
• будут иметь устойчивый интерес к игре на ложках в ансамбле и индивидуально;
• смогут применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках;
• смогут эмоционально исполнять ритмический аккомпанемент музыкальных произведений;
• освоят технику игры на ложках;
• смогут использовать игру на ложках в самостоятельной деятельности и участвовать в концертах.
Ожидаемые результаты проекта.
Дети :
• будут иметь устойчивый интерес к игре на ложках в ансамбле и индивидуально;
• смогут применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках;
• смогут эмоционально исполнять ритмический аккомпанемент музыкальных произведений;
• освоят технику игры на ложках;
• смогут использовать игру на ложках в самостоятельной деятельности и участвовать в концертах.
Музыкальный руководитель:
• разработает конспекты развлечений, досугов и праздников фольклорной направленности;
• продумает и составит план организации самостоятельной музыкальной деятельности детей по освоению техники игры на ложках и свободному музицированию;
• подберёт и систематизирует репертуар, необходимый для реализации задач проекта;
• создаст видео- и аудио- пособия, игры по тематике проекта.
Продукты проекта.
Выступления ансамбля «Озорные ложкари» на мероприятиях, посвящённых Дню Победы /апрель-май 2022/; музыкальная гостиная для детей ДОУ «Озорные ложкари» /май 2022/.
Педагогические принципы реализации проекта :
• добровольности, выражающийся в обеспечении детям возможности смены вида деятельности;
• гуманизма, который проявляется в искренней заинтересованности к успехам, проблемам воспитанников, в признании индивидуальности каждого и в предъявлении разумной требовательности в образовательном процессе;
• доступности и последовательности, отражающиеся в построении программного материала и организации образовательного процесса в целом, который осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и способностей детей;
• учёта культурных ценностей в определении содержания направлений проекта.
Необходимые условия реализации проекта.
Музицирование в ансамбле ложкарей может успешно развиваться только при соблюдении ряда условий:
• наличие методической и материально-технической базы;
• систематичность занятий с инструментальным музицированием в течение года;
• последовательное изучение приемов игры на ложках, вокально-инструментальных комплексов;
• интерес детей, педагогов и родителей;
• интеграция специалистов детского сада.
Материально-техническое обеспечение проекта.
1. Материально-техническая база: музыкальный зал, музыкальные инструменты, концертные костюмы.
2. Наглядные пособия.
3. Технические средства: компьютер, телевизор, музыкальный центр, аудио и видеозаписи.
4. Информационные средства: литература, цифровые образовательные ресурсы, интерактивные презентации, электронные иллюстрации.
Методическое обеспечение проекта :
1. Аванесян И. Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.
2. Баренбойм Л. А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
3. Брыкина Е. К. «Творчество детей в работе с различными материалами», 1998 г.
4. Бухарева И. С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.
5. Бычков И. В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
6. Веселая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2020. – 32 с., цв. ил.
7. Журнал «Дошкольное воспитание»
8. Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»
9. Журнал «Музыкальная палитра»
10. Журнал «Музыкальный руководитель»
11. Князева О. Л., Миханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.
12. Кононова Н. Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.
13. Мельников «Русский детский фольклор», 1987
14. Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.
15. Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.
16. Обучение игре на традиционных фольклорных инструментах (русские ложки) : учебное пособие по специальности 071301 "Народное художественное творчество» В. М. Михайлов СГАКИ 2007 – 121 с.
17. Рытов Д. А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.
18. Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инсрументы», 2002 г.
19. Сборник «Гармошечка-говорушечка»
20. Тютюнникова Т. Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа», 1997 г.
21. Федорова Г. П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста, 2000 г.