Лучший педагог года

Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Раисия Гаффорова
Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Исходя из результатов обследования, был сделан вывод, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы.

С позиции этих условий был составлен проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Данная технология строилась с учетом образовательной программы.

Публикация «Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах

Педагогическая технология - это совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

таблица 1

Модули технологии

Краткая характеристика технологии

Концептуальный модуль

При разработке педагогической технологии использованы следующие классификационные параметры:

-По уровню применения: общепедагогическая.

-По философской основе: диалектическая.

-По основному фактору развития: комплексная.

-По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

-По ориентации на личностные структуры: способы умственных действий + представления, умения и навыки.

-По типу управления познавательной деятельностью: современное традиционное обучение.

-По организационным формам: групповая + индивидуальная.

-По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.

-По преобладающему методу: игровая.

-По категории обучаемых: массовая (старшие дошкольники).

Целевой модуль

Цель:

-формирование положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Задачи:

-учить взаимодействию со сверстниками в игре;

-развивать умение детей использовать знания норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками;

-воспитывать эмоциональное положительное отношение к сверстникам, проявлению нравственных чувств.

Содержательный модуль

I блок - «Общение без слов».

II блок - «Внимание к другому».

III блок - «Согласованность действий».

IV блок - «Общие переживания».

V блок - «Взаимопомощь в игре».

Процессуально - деятельностный модуль

Участники образовательного процесса:

-старшие дошкольники;

-воспитатели;

-родители.

Средства:

- совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;

-самостоятельная игровая деятельность детей.

Методы:

-игровые.

Последовательность:

-поэтапная реализация блоков.

Диагностико - результативный модуль

Результат:

-повышение уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

I блок носит название «общение без слов». Его главной целью является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных детям вербальных и предметных способов взаимодействия.

Содержание работы:

- занятие «Дедушка Молчок» (дети учатся использовать в общении друг с другом невербальные средства);

- дидактические игры: «Добрые эльфы», «Муравьи», «Ожившие игрушки»;

- тренинг «Передача эмоций»;

- имитационная игра «Удивление».

Общее правило для этого этапа – запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. Кроме того, в игре не вводится никаких предметных атрибутов (посуды, костюмов и т. д.).

II блок называется «Внимание к другому». Цель – формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.

Многие дети настолько сосредоточены на себе, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа – отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимания на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений.

Содержание работы:

- занятие «Цветные клоуны» (развиваем внимание детей к другим детям);

- чтение художественной литературы и проведение этических бесед по произведениям: «Больная кукла» В. Д. Берестова, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. А. Некрасова, «Просто старушка» В. А. Осеевой;

- дидактические игры: «Общий круг», «Эхо».

Детям предлагаются задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и др. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.

III блок - «Согласованность действий». Основная его цель – научить детей согласовывать свое собственное поведение с поведением других детей.

Содержание работы:

-занятие «Козленок» (у детей формируется умение договариваться со сверстниками, закрепляются представления о дружбе);

-чтение художественной литературы и проведение этических бесед по произведению «Бараны» С. Михалкова;

-дидактические игры: «Сороконожка», «Заводные игрушки»;

-тренинг «Варежки».

Правила игр III блока таковы, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

IV блок носит название «Общие переживания». Цель – вызвать у детей «Общие эмоции». Общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность.

Содержание работы:

-занятие «Приветики» (у детей формируется чувство близости, общности);

-чтение художественной литературы и проведение этических бесед по произведениям: «Не одна» А. Барто, «Слезы» Р. Сеф;

-дидактические игры: «Шторм», «Две страны»;

-имитационная игра «Остров Плакс».

В играх детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Совместное переживание эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга.

V блок – «Взаимопомощь в игре». Главная цель этапа – учить детей проявлять сопереживание, сорадование, оказывать помощь друг другу.

Содержание работы:

занятие «Фея» (совершенствуются представления детей о доброте, дружелюбии);

дидактические игры: «Старенькая бабушка», «Живые куклы»;

педагогические ситуации;

чтение рассказа В. Осеевой «Синие листья» и последующая беседа о нем;

сюжетно - ролевая игра «Дружба как стекло - разобьешь, не сложишь»;

инсценирование сказки «Колобок»;

сюжетно - ролевая игра «Телефонные разговоры»;

беседа о труде родителей с использованием иллюстраций, фотографий;

создание альбома «Наши мамы и папы трудятся», организация фотовыставки;

инсценирование стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»;

составление детьми творческих рассказов «Как я живу дома?»;

беседа с участием куклы Петрушки «Моя помощь взрослым»;

изготовление игрушек - самоделок, кукольный мебели, телевизора, пианино и др. ;

сюжетно - ролевые игры: «Вместе весело шагать…» Оказание помощи в распределении ролей;

«Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье. Сюжетно - ролевая игра «Помогай другу везде, не оставляй его в беде»;

сюжетно - ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки- матери»;

беседа: «Я и мой дом». Сюжетно - ролевая игра «Если бы у меня была волшебная палочка»;

чтение - Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама»;

сюжетно-ролевая игра «Морские путешествия»;

заключительная беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Нравственное воспитание»;

сюжетно - ролевые игры «Мир без друга», «Семья слов», «Живая радуга».

Второе направление системы работы – просветительская работа. Она включает два блока: работу с педагогами и работу с родителями.

Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств, на наш взгляд, являются важнейшими условиями успешного социально-личностного и нравственного развития дошкольников. Поэтому предложено проведение консультаций для педагогов на темы: «Играем по-новому», «Роль игры в нравственном воспитании дошкольников»; организация выставок педагогической литературы на темы: «Воспитываем добрые чувства», «Дидактические игры как средство нравственного воспитания».

Также возможно и целесообразно проведение дискуссии «Как поступить?», затрагивающей вопросы применения методов поощрения и наказания.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» Актуальность опыта Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых.

Проект «Я, ты, мы» Актуальность: С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми. Формировать у детей навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Опубликовано: 31 марта 2015 в 20:02
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД