валентина елизова
Проект «Плетение Адыгской тесьмы на пальцах в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное отделение МКОУ «СОШ№4» г. п. Чегем
Кабардино-Балкарская Республика
Авторы проекта : Елизова Валентина Александровна
методист ДО высшая кв. категория
Шортаева Инна Андуловна
педагог дополнительного образования ДО
высшая кв. категория
Проект «Плетение адыгской тесьмы на пальцах»
Цель проекта : приобщение детей к культуре народов КБР, обучение плетению на пальцах адыгской тесьмы.
Публикация «Проект „Плетение Адыгской тесьмы на пальцах в ДОУ“» размещена в разделах
Участники проекта : дети старших, подготовительных групп, воспитатели, родители.
Тип проекта : информационно - творческий
Предполагаемый результат:
дети знают и различают виды промыслов и ремёсел народов КБР; знакомы с видами адыгской тесьмы, её практическом применении, техникой плетения;
формируются нравственные качества: честь, долг, мужество, взаимопомощь, доброта, трудолюбие, честность, вежливость;
развивается мелкая моторика рук;
воспитывается умение преображать родной город, республику, страну;
развивается поисковая деятельность;
знакомы с правилами техники безопасности при работе с различными инструментами.
Сроки реализации проекта : сентябрь - май
Актуальность проекта
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножить, не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, поэтому все созданное творцом, всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем: ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления через конструирование и ручной труд, игру, рисование, через особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста, а именно:
• желание реально пощупать предметы, не удовлетворяясь простым манипулированием с ними, как это было раньше, что уже предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Ручной художественный труд в дошкольном детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т. е. общего развития ребенка.
На протяжении многих веков значительное место в народном декоративном искусстве адыгов занимало шитье золотыми и серебряными нитями и изготовление басонных изделий, уходившее в далекое прошлое.
Умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать тесьму, шнуры, сутаж для украшения одежды и широкого применения в быту считалось обязательным для каждой девушки.
Занятие рукоделием воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, уважение к труду.
Способы плетения адыгской тесьмы имеют давние традиции и восходят к глубокой древности. Ни один народ в мире в одной тесьме не применял столько разновидностей, сколько адыгские мастерицы плетения.
В зависимости от материала она бывает шелковая, хлопчатобумажная и золотая.
Виды тесьмы
плоская (уагъэ п1ащ1э)
круглая (уагъэ яе)
раздваивающаяся (уагъэ зэтеук1)
односторонняя (уагъэ лъэныкъуэрыуэ)
сливающаяся (уагъэ зэхэуэ)
переплетающаяся (уагъэ зэхэухуанэ)
В зависимости от используемого при плетении количества пальцев тесьма бывает трехпалой (уагъэ 1эпищ, четырехпалой (уагъэ 1эпипл1, пятипалой (уагъэ 1эпитху, сливающаяся (уагъэ зэхэуэ) плетется четырьмя руками с использованием до 15 пальцев. Наиболее часто использовалась тесьма, плетенная на 5 - 7 пальцах.
Плетение тесьмы на пальцах - трудоемкое занятие. Самые лучшие мастерицы сплетали за день 10 -12 метров плоской тесьмы. Плоская тесьма является наиболее распространенным видом плетения. Она используется для украшения национальной женской одежды, кисета, кошелька, мужского головного убора, бурки, бешмета, газырницы, башлыка.
Большую роль в возрождении и сохранении техники плетения адыгской тесьмы сыграл кандидат педагогических наук, историк, этнограф Кишев Азретали Сафарович.
Ему удалось объяснить, что при регулярном плетении тесьмы у детей 5 -7 лет пальцы могут развиться до такой степени, что при обучении грамоте, письму они не будут ощущать никаких затруднений, связанных с недоразвитостью мелкой моторики пальцев и кистей рук. Одновременно развиваются усидчивость, трудолюбие, наблюдательность, глазомер, внимание, память, творческие способности детей.
Расчеты его достаточно обоснованы: для плетения плоской тесьмы длиной до 25 см из 5 витков нити приходится перебирать витки обеими руками до 250 раз, выполняя каждый раз 6-8 операций пальцами. В итоге в течение получаса пальцы совершают до 2000 операций. При ежедневной тренировке дети-шестилетки могут развить свои пальцы до такой степени, что при обучении грамоте, письму они не будут ощущать никаких затруднений, связанных с недоразвитостью мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Свои научные выводы Азретали Сафарович подтверждал практически: его ученики-дошкольники и учащиеся младших классов демонстрировали свои изделия на многих международных и всемирных выставках и фестивалях, некоторые стали победителями конкурсов и дипломантами.
Все это полностью согласуется с тезисом В. А. Сухомлинского: «Источник творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев».
Обучение детей плетению адыгской тесьмы решает сразу несколько задач:
• формирование творческих способностей посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;
• формирование у детей представления о рукоделии, декоративно-прикладном искусстве адыгов, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний;
• развитие творческих способностей детей посредством изготовления изделий практического характера своими руками ;
• формирование практических умений ручной работы, на основе расширения трудового опыта детей, с параллельным развитием руки, глазомера и т. д.
• воспитание бережного отношения к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль;
• воспитание трудолюбия, наблюдательность в работе, стремление использовать полученные знания на практике;
• формирование у детей нравственных качеств: честь, долг, мужество,
взаимопомощь, доброта, трудолюбие, честность, вежливость;
• воспитание уважения и бережного отношения к своей древней культуре, сохранение и преумножение знаний о традициях народного творчества малой родины;
• приобщение дошкольников к художественно-краеведческой работе
Способы поддержки детской инициативы:
• познавательные занятия, беседы;
• поисковая деятельность детей совместно с родителями;
• совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира;
• организация выставок, конкурсов, праздников;
• организация мини –музея прикладного творчества народов КБР;
• экскурсии в музеи, посещение выставок;
• организация РППС по направлению.
Методы и приемы обучения:
наглядные (показ педагога, пример, помощь);
словесные (объяснение, описание, поощрение, использование скороговорок, пословиц и поговорок);
практические (самостоятельное и совместное выполнение работ).
Взаимодействие с семьями воспитанников:
• беседы, консультации, семинары- практикумы;
• открытые занятия;
• поручения;
• встречи;
• наглядная пропаганда (папки-передвижки, родительские уголки, презентации, фотовыставки, мастер- классы);
• выставки детских работ.
Учебный план
Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю с подгруппами детей 5-7 лет воспитателями соответствующих групп:
• старшая группа - 20-25 минут;
• подготовительная группа - 25-30 минут.
Организуются экскурсии, выставки, конкурсы, открытые занятия тематические праздники.
Материал для работы:
1. нитки (простые, шерстяные, мулине, «ирис», «ромашка»)
2. ткань
3. цветной бисер
4. клей
5. бусинки
Инструменты для работы:
1. ножницы
2. сантиметр
3. линейка
4. маркер
5. столы, стойки- держатели для ниток
Техника плетения плоской тесьмы
Шаг 1. Смотать виток из 5 ниток длиной 30-35 см., закрепить узелком на одном конце.
Шаг 2. Распределить по одному витку нити на указательный, средний и безымянный пальцы левой руки, на средний и безымянный пальцы правой руки. Пальцы левой руки, на средний и безымянный пальцы правой руки.
Шаг 3. Свободный от нитей указательный палец правой руки несколько отводят направо вниз и проводят между нитями первого витка, что на среднем пальце, справа налево, снизу захватывают самую нижнюю нить с безымянного пальца левой руки. Затем нити на пальцах левой руки перемещают вниз на один палец: виток со среднего пальца передается на безымянный, а с указательного пальца - на средний.
Шаг 4. Освободившийся от витка нити указательный палец левой руки несколько отводят налево вниз и проводят его между нитями первого витка, что на среднем пальце, слева направо, снизу захватывают самую нижнюю нить с безымянного пальца правой руки, снимают виток и вытягивают его полусогнутым пальцем.
Шаг 5. Нити на пальцах правой руки опускают вниз на один палец освобождают указательный палец, и процесс плетения повторяется. Нити выбирают поочередно то правой, то левой рукой. После каждого перебора нитей уплотняют плетение.
Круглая тесьма
Шаг 1. Берем по одному витку указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, указательным и средним пальцами - правой.
Шаг 2. Безымянный палец правой руки проводим внутрь витков безымянного и среднего пальцев левой руки снизу вверх, захватываем сверху самую верхнюю нить и снимаем виток с указательного пальца левой руки. Нити, оставшиеся на пальцах левой руки, поднимаем вверх на один палец.
Шаг 3. Освободившийся безымянный палец левой руки проводят внутрь витков, что на безымянном и среднем пальцах правой руки. Им захватывают сверху самую верхнюю нить и снимают виток с указательного пальца правой руки.
Так поочередно безымянными пальцами обеих рук осуществляем плетение круглой тесьмы из пяти витков.
Раздваивающаяся тесьма
Шаг 1. Безымянным пальцем правой руки проводим внутрь витков на безымянном и среднем пальцах левой руки, сверху захватываем вторую нить и снимают виток с указательного пальца.
Шаг 2. Проводим внутрь витков на безымянном и среднем пальцах правой руки, сверху захватываем вторую сверху нить и снимаем виток с указательного пальца правой руки.
Учебно-методическое обеспечение:
• магнитофон
• фотоаппарат
• кассеты и диски с записями классической и народной музыки
• видеокассеты и диски с познавательной информацией
• фотоальбомы
• книги
• наборы открыток.
• коллекции.
• художественная литература.