Получи документы

Проект «Плетение Адыгской тесьмы на пальцах в ДОУ» (2 фото)

валентина елизова
Проект «Плетение Адыгской тесьмы на пальцах в ДОУ»

Дошкольное отделение МКОУ «СОШ№4» г. п. Чегем

Кабардино-Балкарская Республика

Авторы проекта : Елизова Валентина Александровна

методист ДО высшая кв. категория

Шортаева Инна Андуловна

педагог дополнительного образования ДО

высшая кв. категория

Проект «Плетение адыгской тесьмы на пальцах»

Цель проекта : приобщение детей к культуре народов КБР, обучение плетению на пальцах адыгской тесьмы.

Публикация «Проект „Плетение Адыгской тесьмы на пальцах в ДОУ“» размещена в разделах

Участники проекта : дети старших, подготовительных групп, воспитатели, родители.

Тип проекта : информационно - творческий

Предполагаемый результат:

дети знают и различают виды промыслов и ремёсел народов КБР; знакомы с видами адыгской тесьмы, её практическом применении, техникой плетения;

формируются нравственные качества: честь, долг, мужество, взаимопомощь, доброта, трудолюбие, честность, вежливость;

развивается мелкая моторика рук;

воспитывается умение преображать родной город, республику, страну;

развивается поисковая деятельность;

знакомы с правилами техники безопасности при работе с различными инструментами.

Сроки реализации проекта : сентябрь - май

Актуальность проекта

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножить, не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, поэтому все созданное творцом, всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем: ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления через конструирование и ручной труд, игру, рисование, через особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста, а именно:

• желание реально пощупать предметы, не удовлетворяясь простым манипулированием с ними, как это было раньше, что уже предполагает получение определенного осмысленного результата;

• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Ручной художественный труд в дошкольном детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т. е. общего развития ребенка.

На протяжении многих веков значительное место в народном декоративном искусстве адыгов занимало шитье золотыми и серебряными нитями и изготовление басонных изделий, уходившее в далекое прошлое.

Умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать тесьму, шнуры, сутаж для украшения одежды и широкого применения в быту считалось обязательным для каждой девушки.

Занятие рукоделием воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, уважение к труду.

Способы плетения адыгской тесьмы имеют давние традиции и восходят к глубокой древности. Ни один народ в мире в одной тесьме не применял столько разновидностей, сколько адыгские мастерицы плетения.

В зависимости от материала она бывает шелковая, хлопчатобумажная и золотая.

Виды тесьмы

плоская (уагъэ п1ащ1э)

круглая (уагъэ яе)

раздваивающаяся (уагъэ зэтеук1)

односторонняя (уагъэ лъэныкъуэрыуэ)

сливающаяся (уагъэ зэхэуэ)

переплетающаяся (уагъэ зэхэухуанэ)

В зависимости от используемого при плетении количества пальцев тесьма бывает трехпалой (уагъэ 1эпищ, четырехпалой (уагъэ 1эпипл1, пятипалой (уагъэ 1эпитху, сливающаяся (уагъэ зэхэуэ) плетется четырьмя руками с использованием до 15 пальцев. Наиболее часто использовалась тесьма, плетенная на 5 - 7 пальцах.

Плетение тесьмы на пальцах - трудоемкое занятие. Самые лучшие мастерицы сплетали за день 10 -12 метров плоской тесьмы. Плоская тесьма является наиболее распространенным видом плетения. Она используется для украшения национальной женской одежды, кисета, кошелька, мужского головного убора, бурки, бешмета, газырницы, башлыка.

Большую роль в возрождении и сохранении техники плетения адыгской тесьмы сыграл кандидат педагогических наук, историк, этнограф Кишев Азретали Сафарович.

Ему удалось объяснить, что при регулярном плетении тесьмы у детей 5 -7 лет пальцы могут развиться до такой степени, что при обучении грамоте, письму они не будут ощущать никаких затруднений, связанных с недоразвитостью мелкой моторики пальцев и кистей рук. Одновременно развиваются усидчивость, трудолюбие, наблюдательность, глазомер, внимание, память, творческие способности детей.

Расчеты его достаточно обоснованы: для плетения плоской тесьмы длиной до 25 см из 5 витков нити приходится перебирать витки обеими руками до 250 раз, выполняя каждый раз 6-8 операций пальцами. В итоге в течение получаса пальцы совершают до 2000 операций. При ежедневной тренировке дети-шестилетки могут развить свои пальцы до такой степени, что при обучении грамоте, письму они не будут ощущать никаких затруднений, связанных с недоразвитостью мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Свои научные выводы Азретали Сафарович подтверждал практически: его ученики-дошкольники и учащиеся младших классов демонстрировали свои изделия на многих международных и всемирных выставках и фестивалях, некоторые стали победителями конкурсов и дипломантами.

Все это полностью согласуется с тезисом В. А. Сухомлинского: «Источник творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев».

Обучение детей плетению адыгской тесьмы решает сразу несколько задач:

• формирование творческих способностей посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;

• формирование у детей представления о рукоделии, декоративно-прикладном искусстве адыгов, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний;

• развитие творческих способностей детей посредством изготовления изделий практического характера своими руками ;

• формирование практических умений ручной работы, на основе расширения трудового опыта детей, с параллельным развитием руки, глазомера и т. д.

• воспитание бережного отношения к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль;

• воспитание трудолюбия, наблюдательность в работе, стремление использовать полученные знания на практике;

формирование у детей нравственных качеств: честь, долг, мужество,

взаимопомощь, доброта, трудолюбие, честность, вежливость;

• воспитание уважения и бережного отношения к своей древней культуре, сохранение и преумножение знаний о традициях народного творчества малой родины;

• приобщение дошкольников к художественно-краеведческой работе

Способы поддержки детской инициативы:

• познавательные занятия, беседы;

• поисковая деятельность детей совместно с родителями;

• совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира;

• организация выставок, конкурсов, праздников;

• организация мини –музея прикладного творчества народов КБР;

• экскурсии в музеи, посещение выставок;

• организация РППС по направлению.

Методы и приемы обучения:

наглядные (показ педагога, пример, помощь);

словесные (объяснение, описание, поощрение, использование скороговорок, пословиц и поговорок);

практические (самостоятельное и совместное выполнение работ).

Взаимодействие с семьями воспитанников:

• беседы, консультации, семинары- практикумы;

• открытые занятия;

• поручения;

• встречи;

• наглядная пропаганда (папки-передвижки, родительские уголки, презентации, фотовыставки, мастер- классы);

• выставки детских работ.

Учебный план

Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю с подгруппами детей 5-7 лет воспитателями соответствующих групп:

• старшая группа - 20-25 минут;

• подготовительная группа - 25-30 минут.

Организуются экскурсии, выставки, конкурсы, открытые занятия тематические праздники.

Материал для работы:

1. нитки (простые, шерстяные, мулине, «ирис», «ромашка»)

2. ткань

3. цветной бисер

4. клей

5. бусинки

Инструменты для работы:

1. ножницы

2. сантиметр

3. линейка

4. маркер

5. столы, стойки- держатели для ниток

Техника плетения плоской тесьмы

Шаг 1. Смотать виток из 5 ниток длиной 30-35 см., закрепить узелком на одном конце.

Шаг 2. Распределить по одному витку нити на указательный, средний и безымянный пальцы левой руки, на средний и безымянный пальцы правой руки. Пальцы левой руки, на средний и безымянный пальцы правой руки.

Шаг 3. Свободный от нитей указательный палец правой руки несколько отводят направо вниз и проводят между нитями первого витка, что на среднем пальце, справа налево, снизу захватывают самую нижнюю нить с безымянного пальца левой руки. Затем нити на пальцах левой руки перемещают вниз на один палец: виток со среднего пальца передается на безымянный, а с указательного пальца - на средний.

Шаг 4. Освободившийся от витка нити указательный палец левой руки несколько отводят налево вниз и проводят его между нитями первого витка, что на среднем пальце, слева направо, снизу захватывают самую нижнюю нить с безымянного пальца правой руки, снимают виток и вытягивают его полусогнутым пальцем.

Шаг 5. Нити на пальцах правой руки опускают вниз на один палец освобождают указательный палец, и процесс плетения повторяется. Нити выбирают поочередно то правой, то левой рукой. После каждого перебора нитей уплотняют плетение.

Круглая тесьма

Шаг 1. Берем по одному витку указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, указательным и средним пальцами - правой.

Шаг 2. Безымянный палец правой руки проводим внутрь витков безымянного и среднего пальцев левой руки снизу вверх, захватываем сверху самую верхнюю нить и снимаем виток с указательного пальца левой руки. Нити, оставшиеся на пальцах левой руки, поднимаем вверх на один палец.

Шаг 3. Освободившийся безымянный палец левой руки проводят внутрь витков, что на безымянном и среднем пальцах правой руки. Им захватывают сверху самую верхнюю нить и снимают виток с указательного пальца правой руки.

Так поочередно безымянными пальцами обеих рук осуществляем плетение круглой тесьмы из пяти витков.

Раздваивающаяся тесьма

Шаг 1. Безымянным пальцем правой руки проводим внутрь витков на безымянном и среднем пальцах левой руки, сверху захватываем вторую нить и снимают виток с указательного пальца.

Шаг 2. Проводим внутрь витков на безымянном и среднем пальцах правой руки, сверху захватываем вторую сверху нить и снимаем виток с указательного пальца правой руки.

Учебно-методическое обеспечение:

• магнитофон

• фотоаппарат

• кассеты и диски с записями классической и народной музыки

• видеокассеты и диски с познавательной информацией

• фотоальбомы

• книги

• наборы открыток.

• коллекции.

• художественная литература.

Проект «Плетение Адыгской тесьмы на пальцах в ДОУ»
Фото «Плетение Адыгской тесьмы на пальцах в ДОУ»
Публикации по теме:

Детский мастер-класс. Праздничная открытка «Воздушные шары из бумаги, фоамирана и тесьмы»Детский мастер-класс. Праздничная открытка «Воздушные шары из бумаги, фоамирана и тесьмы» Детский мастер-класс. Праздничная открытка "Воздушные шары из бумаги, фоамирана и тесьмы" Уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости.

Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть четвёртая «Художественное искусство Адыгеи»Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть четвёртая «Художественное искусство Адыгеи» Дорогие друзья, продолжаю фоторепортаж с "Большого фестиваля адыгской культуры" и приглашаю Вас на четвёртую часть, посвященную художественному.

Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть первая «Адыгея во время Великой Отечественной Войны»Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть первая «Адыгея во время Великой Отечественной Войны» Добрый вечер, дорогие друзья! Приглашаю Вас на фестиваль адыгской культуры в республику Адыгея. Наша республика имеет богатую историю.

Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть пятая «Искусство Адыгеи»Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть пятая «Искусство Адыгеи» Приятного дня, дорогие друзья и коллеги! Приглашаю Вас на пятую часть фоторепортажа "Большого фестиваля адыгской культуры. Искусство Адыгеи",.

Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть шестая «Искусство народов Адыгеи»Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть шестая «Искусство народов Адыгеи» Доброго дня, дорогие друзья! Приглашаю Вас на шестую заключительную часть фоторепортажа "Большой фестиваль адыгской культуры" В последней.

Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть третья «Адыгейский национальный костюм»Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть третья «Адыгейский национальный костюм» Приятного дня, дорогие друзья! Продолжаю фоторепортаж с "Большого фестиваля адыгской культуры". Представляю Вашему вниманию третью часть,.

Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть вторая «Предметы и изделия быта народных мастеров и умельцев Адыгеи»Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть вторая «Предметы и изделия быта народных мастеров и умельцев Адыгеи» Я живу на Кавказе Среди гор и лесов Куда взглядом ни кинь Всюду шапка снегов Наши горы как люди Есть легенда для всех Реки бурные очень.

Мастер-класс по изготовлению ангела из ниток и тесьмыМастер-класс по изготовлению ангела из ниток и тесьмы Стало традицией дарить на Рождество близким и друзьям ангелов. Ангелов не обязательно покупать их можно сделать своими руками. Для изготовления.

Мастер-класс «Розочки из тесьмы»Мастер-класс «Розочки из тесьмы» Тесьма – узкая тканая полоска или плетеный шнур. Тесьма бывает разных цветов и оттенков, различной фактуры. Она бывает: кружевной, жаккардовой,.

Плетение из фольги. ФотоотчетПлетение из фольги. Фотоотчет Продолжаю публикации о работе со студентами дошкольного отделения. Во время прохождения учебной практики мы знакомим студентов с достаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Плетение Адыгской тесьмы на пальцах в ДОУ»
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 11:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД