Проект по Декоративно-прикладному искусству

Алексеенко Галина Михайловна
Проект по Декоративно-прикладному искусству

Проект по Декоративно-прикладному искусству

Тема проекта: «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно-практический

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги групп, родители воспитанников.

Образовательная область: художественно-эстетическое творчество.

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,

что народ пронес через столетие».

Б. М. Немецкий.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском дошкольном учреждении.

За годы работы в детском саду мы убедились, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство - составная часть этого опыта, а народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.

Выбранная мной тема актуальна, так как произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Проблема:

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек.

И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому я перед собой поставили цель:

Цель:

• Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписью.

• Учить детей составлять узоры по мотивам народных росписей, используя разнообразные приёмы рисования и получать удовольствия от своей работы.

• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Развивающие:

• Развивать познавательную активность детей.

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

• Развивать художественно - творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству, к народному творчеству, уважение к работе народных мастеров.

• Воспитывать эстетические и этические чувства.

Объект: процесс формирования и развития основ художественной культуры ребенка через народное декоративно – прикладное искусство.

Предмет: декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей.

Гипотеза:

Если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.

Условия реализации проекта:

• Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

• Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – речевую, коммуникативную;

• Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;

• Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;

• Бережное, уважительное отношение к детскому творчеству; создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельности;

• Создание эстетически-развивающей среды.

Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности.

Для повышения интереса в работе использую различные

Методы и приемы:

•Наглядный (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий).

•Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).

• Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий.

• Эвристический (развитие находчивости и активности).

•Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе).

• Мотивационный (убеждение, поощрение).

•Жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Методическое обеспечение проекта:

•Предметно-развивающая среда: выставки по каждой теме, подготовка материала.

•Включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей.

•Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения.

• Моральное поощрение инициативы и творчества.

• Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности.

• Регулирование активности и отдыха (расслабления) .

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

• Индивидуально-творческая деятельность.

• Учебно-игровая деятельность: (игры, беседы, познавательная деятельность).

•Рассматривание иделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, таблиц.

• Просмотр видеофильмов.

•Роспись шаблонов дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписью.

•Заучивание считалок, закличек, прибауток, стихов.

•Дидактические игры.

• Самостоятельная творческая деятельность детей.

• Выставка детского творчества.

Формы работа с родителями по реализации проекта:

•Папки-передвижки.

• Консультации, рекомендации.

• Обогащение предметно-развивающей среды.

Формы работы с педагогами по реализации проекта:

• Методические рекомендации.

•Консультации.

•Открытые занятия.

Ожидаемый результат с детьми:

•Знают и называют знакомые виды декоративно-прикладного искусства.

•Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходства и различия.

•Умеют создавать узоры по мотивам народных росписей, используя разнообразные приёмы рисования.

•Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

Результат:

•Создание альбома «Виды росписей».

•Оформление мини-музея народного декоративно-прикладного искусства «Город мастеров»

•Выставка детских творческих работ «Ярмарка талантов»

•Презентация проекта.

Этапы проведения и реализации проекта:

1. Подготовительный этап (сентябрь)

2. Основной этап (октябрь – апрель)

3. Заключительный (май)

Реализация проекта по этапам:

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап

1. Поиск, анализ, систематизация имеющейся литературы по декоративно-прикладному искусству,

2. Разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности.

3. Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.

Рассматривают иллюстрации по декоративно-прикладному искусству;

Закрепляют знания о характерных признаках, особенностях узоров и элементов.

2 этап

1. Организация деятельности детей:

Проведение НОД по художественно-эстетическому развитию на основе метода интеграции.

• Познавательная,

• Речевая,

• Художественно-эстетическая,

• Физическая,

•Социально-коммуникативная.

2. Совместная работа с родителями.

Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Папки-раскладушки по народному декоративно-прикладному искусству.

Консультации, рекомендации.

3. Совместная работа с музыкальным руководителем. Принимают активное участие в изобразительной и продуктивной деятельности.

Заучивают стихи, заклички.

Учавствуют в беседах о декоративном-прикладном искусстве.

Знакомятся с новыми народными

играми, дидактическими играми по ДПИ.

Рассматривание фотоальбомов, открыток совместно с детьми.

Прослушивание русских народных песен, разучивание песни «Гжель», хороводных игр.

3 этап

1. Создание альбома «Виды росписей».

2. Оформление мини-музея декоративно-прикладного искусства «Город мастеров».

Принимают активное участие в создании выставок, в оформлении мини-музея.

План реализации проекта:

Срок Содержание деятельности Работа с родителями

Сентябрь Изучение материала по данному вопросу.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

Подбор наглядности.

Создание развивающей среды.

Анкетирование родителей на тему «Декоративно-прикладное искусство»

Участие родителей в подборе наглядного материала.

Октябрь «Дымковская игрушка»

Рассказ об истории промысла.

Подбор иллюстративного материала

по теме.

Д/И «Составь узор», «Дымковская моаика». Консультация для родителей и педагогов «Роль народного

декоративно-прикладного

искусства в художественно-эстетическом развитии детей»

Ноябрь Рассматривание игрушек и беседа с детьми на тему «Скульптура малых форм»

Лепка «Дымковская лошадка»

Занятие «В гостях в Дымково».

Консультация для родителей

«Влияние народных промыслов «Дымка» на

эстетическое воспитание детей

дошкольного возраста».

Декабрь «Золотая Хохлома»

Знакомство детей с искусством Хохломы.

Заучивание стихов.

Занятие «Украсим теремок для зверей».

Участие родителей в подборе литературно-поэтических произведений.

Январь Занятие пластилинографией «Хохломская ложка»

Конкурс детских рисунков по хохломской росписи.

Д\И «Разрезные картинки».

Оформление выставки детского рисунка и поделок из пластилина.

Февраль «Городецкая роспись»

Сказка для знакомства детей с

Городецким промыслом.

Заучивание стихов.

Д\И «Составь узор».

Папки – передвижка

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

Март Декоративное рисование

«Городецкий узор на кухонной доске»

Д/игры: «Найди вторую половину»,

«Узнай по силуэту».

Организация выставки совместного рисунка на тему

«Городецкие узоры - сколько радости для глаз»

Апрель «Гжельская роспись»

Легенда-сказка «Откуда в Гжели

синий цвет».

Занятие «Гжельская ваза».

Д\И «Продолжи роспись»

Рассматривание фотоальбомов, открыток.

Май Занятие пластилинографией «Сказочная гжель»

Разучивание стихотворения Е. А. Никоновой «Узоры Гжели»

Д\И «Найди свой элемент».

Викторина «Что мы знаемо народных промыслах»

Организация выставки мини-музея

«Город мастеров».

Заключение:

По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции.

Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.

Публикации по теме:

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Дымковская роспись» Роспись: «Дымковская игрушка. Рисование узора из колец для барышни». Группа: средняя. Цель. Продолжать учить рассматривать дымковские игрушки,.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Филимоновская роспись» Роспись: филимоновская «Рисование узора из двух цветов». Группа: средняя. Цель. Узнавать филимоновские игрушки, выделять средства выразительности.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Городецкая роспись» Роспись: «Городецкая роспись. Рисование птицы». Группа: старшая. Цель. Учить рассматривать городецкие узоры, выделять образ птицы, видеть.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Полхов-майданская роспись» .

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе «Город мастеров»Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе «Город мастеров» Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе. «Город мастеров» Цель: продолжать знакомить детей.

Проект с детьми старшего дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусствуПроект с детьми старшего дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусству Классификация проекта: • по тематике: творческий; • по срокам реализации: долгосрочный; • участники проекта: дети старшей группы №10, воспитатель.

Программа по декоративно-прикладному искусству для детей подготовительной группы на 2015–2016 год Программа по декоративно-прикладному искусству для детей подготовительной группы на 2015- 2016г. Октябрь. «Дымковская роспись» 1. Вводное.

Программа по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы» для учащихся 1–3 классов Перспективный план работы по декоративно – прикладному искусству в 1 классе Задачи: - Развивать у детей интерес к народной игрушке, умение.

Семинар-практикум по декоративно-прикладному искусству. Фотоотчёт.Семинар-практикум по декоративно-прикладному искусству. Фотоотчёт. Широка страна моя родная, Много в ней талантливых людей. Каждый уголок России чем-то славен, Нет прекрасней Родины моей! Кто не знает русскую.

Сензитивный период приобщения современных дошкольников к декоративно-прикладному искусству Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект по Декоративно-прикладному искусству
Опубликовано: 21 марта 2016 в 07:31
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Лесные прогулки» Фоторепортаж.
Фоторепортаж "Лесные прогулки" Отпуск подходит к концу, так жаль! Но у меня есть замечательные воспоминания о лесных прогулках! Летом лес выгладить...
Консультация для родителей. «Развитие словесно — логической памяти у детей 5–7 лет»
Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет Цель: формирование педагогической компетенции родителей. Описание: материал для родителей детей...
Детям о великой отечественной войне
Как детям рассказать о войне? Дети играют в "войнушку". Кто-то «наши», кто-то фашисты. И всегда «наши» побеждают. Это естественно. Но все же как правильно...
План тематического дня во второй группе раннего возраста «На цветочной полянке»
План тематического дня во второй группе раннего возраста "На цветочной полянке", Лариса Вострых МДОБУ «Детский сад № 1 «Теремок", г. Дальнегорск В августе в...
Праздник посвященный нашей великой стране России
«День России» Сценарий праздника «День России» для детей дошкольной разновозрастной группы Цель: Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине....