Папки-передвижки

Проект по духовно — нравственному воспитанию «Образ Солнца»

Ольга Котельникова
Проект по духовно — нравственному воспитанию «Образ Солнца»

Проект по духовно - нравственному воспитанию

«Образ Солнца»

Срок реализации проекта – 1 месяц.

Тип проекта - практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и социальное развитие участников образовательного процесса.

Вид проекта - межгрупповой.

Гипотеза проекта.

Публикация «Проект по духовно — нравственному воспитанию „Образ Солнца“» размещена в разделах

Использование новых форм подготовки и проведения активных занятий по программе «Социокультурные истоки» (организация совместных занятий детей разного возраста) будет содействовать повышению их эффективности и формированию у дошкольников устойчивого интереса к восприятию социокультурных и духовно – нравственных категорий.

Цель проекта.

Разработать и апробировать новую модель организации совместной и непосредственной образовательной деятельности с детьми для повышения эффективности и результативности активных занятий по программе «Социокультурные истоки» и формирования у дошкольников устойчивого интереса к восприятию социокультурных и духовно-нравственных категорий - через тесное сотрудничество и активное взаимодействие педагогов и воспитанников разных возрастных групп при подготовке и проведении совместных занятий.

Задачи по реализации проекта :

1. Первоначальное знакомство детей младшей группы с социокультурной категорией «Образ солнца», дальнейшее освоение данной категории детьми подготовительной группы.

2. Развитие общения и взаимодействия детей со сверстниками и со старшими детьми, формирование готовности детей к совместной деятельности.

3. Развитие эмоциональной сферы ребенка: отзывчивости, сопереживания, уважения, доброжелательного отношения к окружающим, чувства взаимопомощи и заботы, умение договариваться, слушать друг друга, приходить к согласию.

4. Расширить представление детей о природном объекте – Солнце, его влиянии на окружающий мир.

5. Обогатить словарный запас детей по данной теме.

6. Познакомить детей с образами- символами чувашских узоров, изображающих солнце.

7. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества детей в двигательной деятельности. Формирование интереса к чувашским народным играм.

Актуальность проекта.

«…Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу. прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится».

(В. В. Зеньковский)

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Стандарт дошкольного образования в направлении «познавательное развитие» предполагает «развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения».

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Одной из главных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является сохранение человеческого в наших детях, заложение нравственных основ, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств.

Как решить эту задачу?

Самый доступный для понимания детьми трех-четырех лет образ- это образ Солнца. Солнышко дарит свет, тепло, радость. Благодаря матери и солнцу маленький ребенок воспринимает мир добрым и светлым. А добрый мир-это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.

Как сохранить у ребенка это солнечное и доброе восприятие мира на всю жизнь? Как соединить воедино образ и действительность? Как вырастить и воспитать счастливого, здорового физически и нравственно человека?

Мы считаем, что на данном этапе именно через образ Солнца мы сможем раскрыть нашим малышам значение таких социокультурных и нравственных категорий и понятий как доброта, забота, радость, любовь и доверие.

Инновационная направленность проекта.

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса.

Как показывает практика, при восприятии и освоении социокультурных категорий и понятий дети младших групп испытывают затруднение. Это связано с тем, что они впервые сталкиваются с активными формами обучения, такими как ресурсный круг, работа в паре, в микрогруппе, которые проводятся по определенным правилам. В связи с этим возникла необходимость в использовании новых и необычных форм и приемов при подготовке и проведении этих занятий. Выход мы нашли в использовании опыта участия старших сверстников в активных формах совместной деятельности на занятиях по программе «Социокультурные истоки».

Мы считаем, что апробируемая нами новая форма организации активных занятий по программе «Социокультурные истоки» способствует повышению их эффективности и результативности, а также лучшему восприятию и освоению дошкольниками социокультурных и духовно-нравственных категорий.

Ожидаемые результаты реализации проекта

для детей:

• Через тесное сотрудничество и активное взаимодействие педагогов и воспитанников разных возрастных групп у детей повысится интерес к восприятию и дальнейшему освоению социокультурной категории Образ (Образ Солнца, духовно-нравственных категорий Доброта, Забота, Отзывчивость, Согласие.

• Развитие социальных компетенций ребенка в коллективе, в общении друг с другом и со старшими детьми получит новый импульс.

• Активный словарь детей пополнится словами из произведений устного народного творчества про солнце.

• Расширится представление детей о природном объекте – Солнце, его влиянии на окружающий мир, развивается наблюдательность, интерес к экспериментированию.

• Дети научатся изображать солнце, используя нетрадиционные техники рисования, а так же образы-символы чувашских узоров.

• Повысится интерес к подвижным играм народов, проживающих на территории Чувашской Республики (на примере игр о солнце).

для педагогов:

• Совершенствование компетентности педагогов, авторов данного проекта, в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

• Объединение усилий педагогов по реализации программы «Социокультурные истоки».

для родителей:

• Реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей.

• Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного воспитания детей.

Участники проекта :

воспитатели младшей группы Егорова Л. Н. и Кудрявцева Т. В. ,

воспитатель подготовительной группы Котельникова О. И. ,

дети младшей и подготовительной групп,

родители.

Ресурсы, необходимые для реализации проекта :

Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);

Подбор литературы по теме; произведений устного народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

Подготовка материала для познавательной (опытно-экспериментальной, продуктивной деятельности;

Подборка дидактических, подвижных, хороводных игр, игр – развлечений;

Использование мультимедийного комплекса и презентаций к непосредственно – образовательной и совместной деятельности с детьми.

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап.

1. Постановка цели, определение задач, разработка содержания учебно-воспитательного процесса по теме проекта, подбор литературы и материала.

2. Беседы с детьми с целью выявления у детей (диагностика) знаний о солнце как об объекте неживой природы и о солнце как Образе света.

3. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, пословиц и поговорок о солнце, иллюстраций, картин, видеоматериала по теме.

4. Подготовка атрибутов для игр, опытов и совместной деятельности;

5. Анкетирование родителей. Информирование родителей о предстоящем проекте. Обсуждение вариантов их участия в реализации проекта.

II. Основной этап.

Игровая деятельность.

1. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Разложи правильно», «Подбери картинки», «Собери картинку». «Солнце, воздух и вода», Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «А уж ясно солнышко».

2. Двигательная

1. Подвижные игры: «Солнечный зайчик»; «Солнышко и дождик»;

Чувашская подвижная игра: «Луна или солнце»

2. Малоподвижная игра «Построй солнышко»;

3. Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Солнышко Лучистое»;

4. Физкультминутка «Я на солнышке лежу».

3. Коммуникативная.

Беседы:

«Почему в солнечную погоду нужно носить панаму?»;

«О пользе солнца для здоровья человека»;

«Что было бы, если бы не было солнца

«Мы всегда играем дружно»

• Знакомство детей с пословицами и поговорками о солнце.

• Отгадывание загадок о солнце.

Словесное творчество старших детей: сочинение загадок, коротких рассказов, сказочных историй про солнце.

4. Чтение художественной литературы.

«Заря-заряница…», «Радуга-дуга», «У солнышка в гостях» пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; А. Бродский «Солнечный зайчик»; К. Чуковский «Краденое солнце»; К. Д. Ушинский «Ветер и солнце».

Чтение и заучивание потешек про солнышко.

1. Познавательно – исследовательская.

1. Наблюдение за изменениями положения солнца в течение дня.

2. Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома).

3. Экспериментирование: опыт «Температура предметов на солнце и в тени».

4. Игры-эксперименты в центре песка и воды: «Отражение солнца в воде»

5. Игры с солнечным зайчиком.

5. Продуктивная.

1. Рисование: «Солнышко»;

2. Рисование на снегу «Солнышко лучистое».

3. Лепка: «Лучики для солнышка».

6. Музыкально – художественная.

«Закличка солнца», сл. народные, обр. И. Лазарева и М. Лазарева. Слушание и разучивание песен «Выглянуло солнышко» муз. Ю. Чичкова сл. Л. Кондрашенко;р. н. песня «Солнышко», хороводные игры «Солнышкино платьице», сл. И муз. Е. Гомоновой; «Греет солнышко теплее», сл. О. Высоцкой,муз. Т. Вилькорейской.

7. Театрализованная деятельность.

Игры-имитации по содержанию потешек, закличек.

Образное перевоплощение по передаче образа солнца.

Игра-драматизации по мотивам художественных произведений о солнце (К. Чуковский «Краденое солнце», Г. Лагздынь «Солнышко», К. Д. Ушинский «Ветер и солнце» и др.)

8. НОД

1. Аппликация с элементами рисования «Ходит в небе солнышко».

2. Рисование «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!»

3. Рисование «А у солнышка лучи ясные». Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце.

4. Аппликация «Сияющее солнце или мерцающая звезда». Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце, в технике аппликации.

5. Проблемная ситуация «Что было бы, если бы не было солнца

9. Совместные мероприятия

1. Просмотры:

мультфильмы - «Краденое солнце», «Мамино солнышко», «Петушок и солнышко»;

познавательные фильмы - «Где спит солнышко», «Детям о Солнце».

2. Показ театрализованных представлений по мотивам знакомых сказок детьми подготовительной группы для детей младшей группы: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Гуси-лебеди».

3. Совместные прогулки по территории детского сада.

4. Организация подвижных игр, игр-забав на прогулке.

5. Празднование именин в группе.

6. Помощь малышам в режимных моментах (одевание на прогулку, расчистка дорожек на участке, совместные игры).

10. Работа с родителями

1. Заседание творческой группы родителей «Разработка и реализация проекта «Образ Солнца».

2. Активное занятие с родителями на тему: «Образ Солнца».

3. Консультация «Варианты участия в проекте».

4. Консультация «О взаимоотношениях детей разного возраста в семье и в детском саду».

Заключительный этап.

Итоговые мероприятия проекта :

1. Подведение итогов проекта.

2. Презентация «Праздник Солнца».

3. Подготовка презентации по фотографиям.

4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

Публикации по теме:

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию Выступление на педсовете на тему «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей» Воспитатель: Боголепова Е. Н.

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Хлеб — всему голова» для средней группыИз опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Хлеб — всему голова» для средней группы Паспорт проекта «Хлеб всему голова» (средняя группа) Автор проекта: воспитатель первой кв. категории Пятовская М. С. Информационная карта.

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию 1. «Знакомство» Ее можно проводить с родителями и педагогами, так же с детьми подготовительной группы. Суть ее заключается в том, что вы.

Мини-проект по духовно нравственному воспитанию «Покров. Пресвятая Богородица»Мини-проект по духовно нравственному воспитанию «Покров. Пресвятая Богородица» Мини - Проект по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе «Пчелка» «Покров Пресвятой Богородицы». (В рамках проектной.

Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников «Любовь к Родине» «Приобщение дошкольников к прошлому и настоящему своей культуры, через связь поколений, народные традиции, поэзию, песни» Патриотическое.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Чему мы радуемся?» Мы радуемся всему! Радуемся солнышку и мирному голубому небу. Радуемся порхающей бабочке и русской белой берёзке. Радуемся красивым и величавым.

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Где дружба прочна, там хорошо идут дела» МАДОУ «Детский сад «Машенька» Проект «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки». «Где дружба прочна, там.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Уроки доброты» 1. Название проекта. Проект по духовно-нравственному воспитанию. 2. Творческое название проекта: «Уроки доброты» 3. Актуальность: Дошкольное.

Проект по духовно-нравственному воспитанию в первой младшей группе «Бабушка — ты моя душа» «Руководить нравственным воспитанием- это значит создавать тот моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о.

Семинар по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по духовно — нравственному воспитанию «Образ Солнца»
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 19:13
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД