Татьяна Бабетова
Проект по формированию нравственных качеств личности и основ патриотизма в процессе музыкальной деятельности
Проект «Воспитание патриотической песней».
Направление проекта: формирование нравственных качеств личности и основ патриотизма в процессе музыкальной деятельности.
Публикация «Проект по формированию нравственных качеств личности и основ патриотизма в процессе музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Тип проекта: познавательно-творческий.
Сроки проведения проекта:
Дата начала: 1 сентября 2016 г.
Дата завершения: 31 мая 2017 г.
Целевая группа проекта: дети старших и подготовительных групп, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность.
В дошкольном возрасте процесс развития ребёнка может быть охарактеризован как процесс активного вхождения в социум, в культуру. Большую роль в обогащении эмоционального опыта ребёнка и создания ценностных социокультурных норм играет музыка.
Поэтому, подбирая специальный музыкальный материал, как для восприятия музыки, так и для исполнительской деятельности, можно решить задачи формирования нравственности и основ патриотизма.
Этим и объясняется обращение к кругу песен, посвящённых Великой Отечественной войне и соответствующих характеристикам возрастных особенностей детей, как к огромному воспитывающему потенциалу.
Цель проекта - формирование нравственности и основ патриотизма в процессе знакомства с лучшими образцами песен, посвящённых Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
• познакомить детей с песнями, героями и событиями Великой Отечественной войны;
• развивать интерес к песням о Великой Отечественной войне;
• воспитывать нравственные и социально значимые качества, в том числе – чувство уважения к подвигу народов нашей страны, гордости за её славное прошлое;
• расширять и обогащать музыкально-слуховой опыт детей в процессе знакомства с новым музыкальным материалом;
• стимулировать познавательные интересы и действия детей в процессе исполнительской деятельности.
Ожидаемые результаты:
• активизация интереса дошкольников к героическим страницам истории Великой Отечественной войны;
• дети смогут узнать, напеть, рассказать о некоторых песнях Великой Отечественной войны;
• воспитанники будут участвовать в мероприятиях патриотической направленности;
• дети приобщатся к социокультурным нормам общества.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция специалистов детского сада и городской детской библиотеки.
Формы работы с детьми:
• беседы, музыкальные гостиные;
• чтение художественной литературы, рассматривание картин, фото-, видеоматериалов, посвящённых Великой Отечественной войне;
• восприятие и разучивание песен в повседневной деятельности;
• работа над песенным репертуаром в непосредственной образовательной деятельности;
• исполнительская деятельность; участие в праздничных мероприятиях патриотической направленности.
Этапы проведения и реализации проекта:
1. Вводный.
В течение августа – первой половины сентября:
• была выбрана тема проекта, обозначена проблема;
• изучены новые методики и технологии по вопросам патриотического воспитания детей;
• подобран методический материал для обеспечения проекта;
• составлен план работы.
2. Организационный.
Сентябрь.
«Песни грозовых дней».
1. Беседа с детьми: «Как началась война?»
2. Знакомство с деятельностью А. В. Александрова и созданного им Краснознамённого ансамбля песни и пляски.
3. Знакомство песней «Священная война», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.
Задачи:
1. Рассказать о значении песни в жизни народа в годы Великой Отечественной войны.
2. Формировать представление о жанре «песня».
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Познакомить с патриотической песней, с творчеством композитора А. В. Александрова.
4. Учить детей различать средства выразительности.
Октябрь.
«Звучащие песенные памятники».
1. Беседа о солдате, спасшем маленькую девочку в Берлине. Рассказ о памятнике советскому солдату.
2. Знакомство с песней «Алёша», муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина. Слушание, подпевание.
3. Беседа «Песни-воспоминания».
4. Знакомство с песней «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова.
Слушание, подпевание.
5. Песенные посиделки в группе: «Маленький привал». Исполнение ранее выученных песен: «Катюши» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского и песни «Три танкиста» муз. Покрассов, сл. Б. Ласкина.
Задачи:
1. Познакомить детей с песнями о войне, созданными после Победы.
2. Продолжать учить анализировать содержание песен.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость.
4. Показать взаимосвязь поэзии и музыки.
Ноябрь
«Звучащие песенные памятники».
1. Беседа-рассказ «О смелом мальчишке, который стал поэтом», посвящённая некоторым страницам биографии Б. Окуджавы.
2. Просмотр некоторых фрагментов фильма «Белорусский вокзал».
3. Знакомство с «Песней десятого десантного» Б. Окуджавы.
4. Просмотр некоторых фрагментов фильма «Освобождение».
5. Знакомство с песней «Последний бой», муз и сл. М. Ножкина.
6. Песенные посиделки в группе: «Маленький привал». Исполнение ранее выученных песен: «Смуглянка», муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова и «Пилоты» из кинофильма «Небесный тихоход», муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.
Задачи:
1. Познакомить детей с песнями о войне, созданными после Победы.
2. Продолжать учить анализировать содержание песен.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость.
4. Показать взаимосвязь поэзии и музыки.
Декабрь.
«День Героя».
Музыкальная викторина, посвящённая Дню Героя «Великие песни».
Январь
«Прощальные песни».
1. Беседа: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» об истории создания песни В. П. Соловьёва-Седого и А. Чуркина «Вечер на рейде».
2. Просмотр слайдовой презентации о военных моряках.
3. Прослушивание песни. Подпевание.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с песнями военных лет.
2. Учить различать их характер и настроение.
3. Развивать представление о выразительных средствах (тембр, динамика).
4. Поддерживать желание подпевать песни военных лет.
Февраль.
«Лирические песни фронтовых лет».
1. Знакомство с песней «В землянке» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова).Слушание, подпевание.
2. Беседа: «Где родилась песня «В землянке?».
3. Просмотр слайдовой презентации «Оборона Москвы».
4. Прослушивание и подпевание песни «Огонёк» - музыка неизвестного автора, сл. М. Исаковского.
5. Тема беседы «Почему неизвестен автор музыки?»
6. Показ видеоматериалов о жизни тыла в годы ВОВ.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с песнями военных лет.
2. Учить различать их характер и настроение.
3. Развивать представление о выразительных средствах (тембр, динамика).
4. Поддерживать желание подпевать песни военных лет.
Март.
«Лирические песни фронтовых лет».
1. Знакомство с песней «Темная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова).
2. Рассказ о создании кинофильма «Два бойца».
Просмотр фрагментов фильма.
3. Беседа «Незнакомая «Катюша».
4. Разучивание фронтовых частушек на мотив «Катюши».
Задачи:
1. Познакомить детей с лучшими лирическими песнями военных лет.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость, учить различать смену настроений.
4. Знакомя с лирическими песнями военных лет, рассказать о верности и дружбе
5. Развивать умение анализировать.
Апрель.
«Долгая дорога войны».
1. Песенные посиделки в группе. «Маленький привал».
2. На примере прослушанного материала показать детям взаимосвязь характера песен с событиями ВОВ. Проследить «долгую дорогу войны» от песни «Вечер на рейде» (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Чуркина) до «Ехал я из Берлина».
Задачи:
1. Познакомить детей с лучшими лирическими песнями военных лет.
2. Познакомить с музыкальным инструментом - гитарой.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость, учить различать смену настроений.
4. Развивать умение анализировать.
Май.
«Песни Победы»
Музыкальная гостиная «Песни победы»
3. Обобщающий этап.
1. Проведение музыкальной гостиной «Песни Победы» в честь дня Победы в Великой Отечественной Войне над фашисткой Германией.
Список использованной литературы:
1. Долматовский, Е. Рассказы о твоих песнях / Евгений Долматовский. – М. : Детская литература, 1973. – 351 с.
2. Завадская, Н. Любимые песни военных лет / Нина Завадская. – М. : Советский композитор, 1987. – 120 с.
3. Музы вели в бой : Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / сост. С. Красильщик. – М. : АПН, 1985. – 343 с. : ил. – (Библиотечка АПН).
4. Священная война: Песни Победы / сост. В. А. Костров, Г. Н. Красников – М. : Олимп, 2005.
5. Хентова, С. М. Соловьев-Седой в Петрограде-Ленинграде / С. М. Хентова. – Л. : Лениздат, 1984. – 238 с.
6. Барсуков, Э. Автор мелодии «Огонька» - узник Степлага / Эдуард Барсуков // Крестьянин. – 2001. – февр.
7. Бирюков, Ю. Вставай, страна огромная / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1984. – 22 июн.
8. Бирюков, Ю. И поет мне в землянке гармонь / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1984. – 16 дек.
9. Бирюков, Ю. Казак уходил на войну / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1984. – 23 сент.
10. Бирюков, Ю. Нам дороги эти позабыть нельзя / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1984. – 30 сент.
11. Бирюков, Ю. От Москвы до Бреста / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1985. – 5 мая.
12. Бирюков, Ю. Под этот вальс весенним днем / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1985. – 31 март.
13. Бирюков, Ю. Синий платочек / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1985. – 17 март.
14. Звоницкий, Э. Песня, которая звала в бой / Э. Звоницкий // Юный ленинец. – 1986. – № 24. – С. 24.
15. Иващенко, Т. Первая песня Победы / Татьяна Иващенко // Молот. – 2013. – № 158-160. – 1 ноябр.
16. Луковников, А. Песни военных лет / А. Луковников // Культпросвет работа. – 1973. – № 4. – С. 47-50.