МААМ-картинки

Проект по ИЗО деятельности для дошкольников 6–7 лет на основе декоративно-прикладного творчества «Творим красоту»

Ганич Элла Анатольевна
Проект по ИЗО деятельности для дошкольников 6–7 лет на основе декоративно-прикладного творчества «Творим красоту»

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стёжку серую. О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

С. Есенин.

Актуальность.

Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у ребёнка ценностного отношения к жизни,обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие личности человека. Положительные результаты развития и воспитания способствуют формированию нравственных и духовных качеств ребенка,которые являются ключевым звеном в механизме принятия решений, касающихся духовно-нравственного поведения человека,развития способности противостоять деструктивным,не гуманным и асоциальным воздействием, что очень важно в современных условиях развития общества и возрождения нашей страны. Культура нашей Родины - это отечественная культура. Значит, страна и культура отцов наших. Отцы передают лучшее, самое дорогое своим детям, а дети - своим детям. Так сохраняются отеческие традиции. Народное декоративно-прикладное искусство - неотъемлемая часть культуры нашей страны. В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт наших граждан, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль дошкольного образования, где воплощается работа по ознакомлению детей с историей и образцами народного творчества. Народное искусство всегда понятно и любимо. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда и т. д. Понятно, что маленькому ребёнку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве. Однако некоторые образцы национальных промыслов детям можно показать. Таким образом, изобразительное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Орнаменты, используемые народными мастерами, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада и т. д. Проект предлагает совершенствование изобразительного умения ребенка,содействие становлению позиции художника – творца, опираясь на народное изобразительное искусство. Итогом этого проекта может явиться «Галерея творчества»,созданная руками педагогов, воспитанников и их родителей, которая украсит любое дошкольное учреждение.

Публикация «Проект по ИЗО деятельности для дошкольников 6–7 лет на основе декоративно-прикладного творчества „Творим красоту“» размещена в разделах

Участники проекта: воспитанники, педагоги,родители.

Цели проекта:

1)Формирование у детей эстетического отношения и творческих способностей в ИЗО деятельности на основе народного творчества.

2) Развитие любознательности,стремление к творческому познанию народной культуры своей страны и родного края.

Задачи проекта:

1) Продолжать знакомить с произведениями народных промыслов страны.

2) Расширять, систематизировать и детализировать содержание ИЗО деятельности в данном ключе.

3) Развивать детское творчество. Создавать условия для возникновения у детей радости, удовлетворения от собственных достижений.

4) Расширять кругозор и речевую активность.

5) Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, инструментами,изобразительными техниками.

6) Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и труду.

Предполагаемые результаты:

1. Знать название видов росписи, её основных элементов, цветовой гаммы.

2. Владеть акварелью, гуашью.

3. Проявлять оригинальность, новизну во время решения творческой задачи.

4. Владение разными нетрадиционными приемами выполнения своей работы.

5. Проявлять устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире, исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе творческой деятельности.

Возраст детей:6-7 лет (подготовительная группа).

Сроки реализации:сентябрь-апрель.

Методы:

1. Традиционные: словесные (устное изложение, беседа, анализ произведений, наглядные (показ упражнений,исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу, практические,частично-поисковые (подбор материала).

2. Инновационные: посещение музея народного творчества; интерактивная выставка произведений мастеров и т. д. Возраст 6-7 лет, это возраст активного рисования. Занятия проводятся каждую неделю: отличаются оригинальностью композиционного решения; приобретают сюжетный характер.

Благодаря совместной работе педагога и ребёнка, у детей активно развивается воображение, что позволяет им самим придумывать оригинальные идеи и схемы в работе.

Структура проведения занятий:

1)Выбор вида росписи конкретного изделия.

2)Работа по образцу,предложенного педагогом.

3)Поиск своих решений на том же образце.

4)Мотивировка исполнения работы.

5)Итоги творческой деятельности. Каждая работа (независимо от варианта, предложенного педагогом, или варианта, разработанного ребёнком) оценивается только положительно, корректные критические замечания возможны лишь в индивидуальной форме, после обсуждения наиболее удавшихся моментов.

Перспективный план работы с детьми:

Предварительный этап: срок реализации-сентябрь. Построение творческой идеи проекта, дискуссия с ребятами.

«Мы-художники».

Блок1.Срок реализации: октябрь-ноябрь. Хохлома. Особенности и характерные черты.

В данном блоке вместе с педагогом ребята выделят основные характерные элементы хохломской росписи и цветовую гамму. Знакомятся с нетрадиционным видом рисования. Выполняют вместе с родителями предложенное задание.

Блок 2. Срок реализации: декабрь-январь. Гжель. Особенности и характерные черты.

В данном блоке вместе с педагогом ребята выделят основные характерные элементы гжельской росписи и цветовую гамму. Работают с нетрадиционным видом рисования. Выполняют вместе с родителями предложенное задание.

Блок3. Срок реализации: февраль-март. Дымково. Особенности и характерные черты.

В данном блоке вместе с педагогом ребята выделяют основные характерные элементы дымковской росписи и цветовую гамму. Работают с нетрадиционным видом рисования. Выполняют вместе с родителями предложенное задание.

«Мы художниками стали, что хотим, нарисовали!».

Блок 4. Срок реализации: апрель. Создание в стенах ДОУ «Галереи творчества».

В стиле русского декоративно-прикладного искусства, силами педагогов, воспитанников и родителей. Интервьюирование участников, выполнявших работы.

Контрольно-оценочный этап.

Для сбора необходимой информации в рамках подготовки и реализации данного проекта проводились диагностики. Дети приглашались парами, рассматривали образцы росписи в рисунках, игрушках, посуде народно-прикладного творчества, инструментарий. В непринужденной игровой форме педагог предлагал назвать ребёнку всё, что он видит и соотнести увиденное с занятиями в старшей группе по ИЗО деятельности в формате «Декоративно-прикладное творчество» народных умельцев. По ходу диагностики фиксируются: выбор ребёнка, внешнее проявление его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, ориентированность в видах народно-прикладного творчества, речевое развитие художественного образа.

Итогом является диагностическая карта уровня развития детей по освоению всей программы дошкольника по ИЗО деятельности в формате знакомство с творчеством народных мастеров и умельцев нашей страны:(Дымково, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, Каргополь ит. д.).

Заключение:

1) Внедряя данный проект, ставится цель повысить уровень художественного развития детей в художественно-творческой образовательной деятельности; вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

2) А народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер всегда вносит что-то новое в узор,да и форма не может получиться каждый раз абсолютно одинаковой. Народное искусство, его содержание (сказочные образы) раскрывает красоту и прелесть окружающего мира.

3) Педагог помогает родителям понять возможности организации художественного образования ребёнка в будущем, определять особенности организации его индивидуального художественно-образовательного маршрута в условиях школьного обучения и взрослой жизни.

Предварительный этап:(дискуссия с ребятами).Построение творческой идеи. Искусство народных промыслов никогда не останавливалось в развитии, отражая время и особенности живого творчества мастеров разных поколений. Беседа педагога с дошкольниками начинается о Загорскойматрешке: первая русская матрешка созданная в конце века художником С. Малютиным. Это выточенная из дерева, разъёмная, красочно и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенные одна в другую ещё семь аналогичных,но по-разному изукрашенных фигурок, которые сразу полюбились своим обликом,занимательностьюи весельем.

1. Первая русская матрёшка. Токарь - В. Звездочкин, художник – С. Малютин.

2. Матрешка-неваляшка. Н. Тиунова.

В этой молодице.

Прячутся девицы.

Каждая сестрица -

Для меньшей темница.

Красные щёчки,

Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки

Весёлые….

Педагог спрашивает (матрешки).

В ходе беседы, педагог показывает иллюстрации и рассказывает, что в настоящее время декоративно-прикладное искусство существует не в виде одиночек-мастеров, которые изготавливают и расписывают игрушки, посуду в народном стиле, а этим занимаются целые фабрики мастеров

3. Производство матрешек.

И в связи с этим педагог предлагает дошкольникам на основе уже всем знакомой матрешки, своими руками в знакомых им видах декоративного творчества (хохлома, гжель, дымково) расписать своих матрешек. А дома с родителями расписать на их выбор посуду в вышеперечисленныхвидах народного прикладного искусства.

О том, что народное творчество живёт, русские национальные традиции существуют и крепнут, говорят и такие народные праздники и гуляния, как:

1) «Сретение. Зима встречает весну» 15 февраля.

2) «Масленица».

3) «Благовещение» 7 апреля.

4) «Пасхальные гуляния».

5) «Троица-праздник русской берёзки».

И на этих праздниках все мы наблюдаем творения народно-прикладного творчества: игрушки, посуду, одежду и т. д.

1) Хохлома

2) Гжель

3) Масленица

Звучание русских народных песен (музыкальное сопровождение с использованием народных инструментов: ложки, бубны, трещетки).

Мы художники.

1 Блок. «Хохлома» октябрь-ноябрь.

Золотая Хохлома!

И богата, и красива!

Гостю рады от души

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нет

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного цвета. И ромашек белый цвет!

1) Перед детьми хохломская посуда, декоративное панно с росписью. Педагог уточняет у детей, что такое «золотая» и «черная хохлома», цветовую гамму хохломской росписи, основные элементы:«травка»,«листочки»,«ягодки», различные цветы. Рассматривание матрешки, расписанную в стиле «хохломская роспись».

2) Затем предлагает расписать ребятам по заготовке самим хохломскую матрешку с помощью акварели и гуаши, выделяя характерные особенности.

3) Поиск своего решения дошкольника на пустой заготовке-матрешке.

4) Знакомство с нетрадиционным рисованием:«Нитевая графика в декоративном рисовании».Коллективная работа.

Материалы:заготовка матрешки, клей, клеенка, кисть, ножницы, нити разных цветов. Алгоритм последовательности работы над декором в технике нитеграфии:

а) Обвести контур матрешки клеем-карандашом.

б) Толстой черной (коричневой нитью) обвести контур рисунка.

в)Готовый контур с приклеенной нитью прижать салфеткой.

г)Нарисовать ленточным способом нитями разного цвета (соблюдая цветовую гамму хохломы) дополнительные детали росписи внутри матрешки.

5)Итоги работы: анализ готовых работ за весь период блока. Впечатления ребят от нетрадиционного рисования. Прочтение стихотворений о «Золотой осени»:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой,багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Игра «Не пролей ни капли» используются деревянные ложки.

6) В завершении блока педагог предлагает детям и родителям выполнить роспись хохломской посуды на их выбор дома.

2 Блок.

«Гжель» декабрь-январь.

Сине-голубые

Розы, листья,птицы.

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре-

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель.

П. Синявский.

Перед детьми гжельская посуда, гжельские скульптуры фигурок и детские игрушки (петухи, собаки, кошки и т. д.).

1) Педагог предлагает присмотреться к гжели и подумать, что в ней особенного и как можно узнать среди других народных промыслов. Особенности цветовой гаммы. Рассматривание гжельской матрешки: характерные черты росписи.

2) Расписывание гжельской матрешки по заданной педагогом заготовке.

3) Поиск ребёнком своего решения на пустой заготовке матрешки.

4) Нетрадиционное рисование: «Декоративная нитеграфия» в стиле гжельской росписи на заготовке матрешки. Коллективная работа.

5) Итоги работы. Анализ работ за весь период блока с учетом впечатлений от нетрадиционного рисования. Ассоциации детей гжельской росписи и времени года. Прочтение стихов «О зиме»:

Белые-белые

В декабре-декабре

Елочки-елочки

Во дворе, во дворе.

Темный лес-что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Игра «Ловкие ножки».Дети разутыми ногами кладут левой ногой в одно блюдце орешки, а правой-в другое блюдце.

6) В завершении блока детям вместе с родителями предлагается выполнить на их выбор дома роспись гжельской посуды.

3 Блок.

«Дымково» февраль-март.

Рассматривание дошкольниками дымковских игрушек:

Посмотри, как хороша

Этадевица-краса:

Щеки алые горят,

Удивительный наряд.

Веселит, ласкает взор

Яркий праздничный узор:

Клетки, кольца,завиточки,

Змейки, ленточки и точки!

Просто загляденье-

Всем на удивленье!

Вместе с детьми педагог отмечает особенности дымковской росписи-элементы, входящие в состав узорапросты:круги и овалы разных размеров, точки, клетки, полоски и т. д. ; их ритмическое повторение и чередование. Цветовая гамма насыщенная, без под оттенков, что создает более праздничный, радостный и весёлый образ.

1. Рассматривание матрешки в стиле дымковской росписи.

2. Расписывание дымковской матрешки по заданной педагогом заготовке.

3. Поиск ребёнком индивидуального характера росписи в пустой заготовке.

4. Нетрадиционный способ рисования: (пластилинография) в стиле дымковской росписи на заготовке матрешки из картона. Коллективная работа.

Материалы: заготовка матрешки на картоне, флуоресцентный пластилин,стеки, доски для лепки. Педагог показывает и объясняет детям этапы выполнения работы:

А) Подбор цветов для основного контура и самого рисунка внутри матрешки. Б) Раскатывание 5-7 жгутиков пластилина для основного контура матрешки и их выкладывания. В) Раскатывание жгутиков разного цвета для оформления одежды матрешки.

Г) С помощью наложения на картон и переплетения жгутиков разной цветовой гаммы создаётся наряд для матрешки.

5. Итоги работы.

Анализ работ за весь период блока с учетом впечатлений от нового вида нетрадиционного рисования (пластилинографии). Творческая активность дошкольников, умение работать в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми. Интерес к красоте окружающего мира. Эмоциональность в отношении дымковской росписи. Прочтение стихов о дымковских игрушках:

Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша,

Стоит не дыша.

Уточка-крылатка,

У неё поводка

У неё походка-

Качается, как лодка!

Стоит молодушка,

А с ним коровушка:

Важная, спокойная

Буренушка достойная!

Что за конь!

Только тронь!

С всадником вместе

Ускачет верст на двести!

Игра «Беленький барашек».Барашек в центре круга, дети произносят слова:

Беленький барашек.

Шубка из кудряшек.

Топни ножкой и другой.

Убегаем мы домой!

«Барашек»выполняетдвижения, дети разбегаются, а он их ловит.

5. В завершении блока детям вместе с родителями дома предлагается выполнить на их выбор роспись дымковской игрушки обычным или нетрадиционным способом, или вылепить из глины (теста) дымковскую игрушку и расписать её.

Мы художниками стали, что хотим-нарисовали!

4 Блок.

«Галерея творчества» срок реализации - апрель.

«Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит» (русская народная поговорка).

Итоговым моментом данного проекта является «Галерея творчества» в стенах ДОУ, которая представляется для всего коллектива педагогов, воспитанников, родителей и гостей ДОУ. В роли экскурсоводов выступают и родители, и воспитанники, и педагоги-участники проекта. «Галерея» разделена на два блока:

1) «Художники бывают разные…»(живописцы, графики, скульпторы, прикладники, мастера нетрадиционного рисования).Иллюстрации картин, предметы и изделия творчества русских мастеров.

2) «Творчество руками ребенка».

«Много кукол деревянных,Круглолицых и румяных,На столе у нас живут -Всех матрешками зовут!»Рисунки, презентация, поделки, сделанные детьми, педагогами и родителями в процессе проекта. Общение в «Галерее творчества» предполагает:

1) Интервьюирование участников проекта-дошкольников, с целью выявления особенностей и предпочтений детей в видах и жанрах искусства и изобразительной деятельности, изобразительных инструментах, техниках и сформированности представлений о них, особенностях освоения некоторых эстетических оценок и категорий («безобразно»,«прекрасно» и т. д.). Развитие у дошкольника оценки к своему и чужому труду. Можно использовать атрибуты: диктофон, микрофон, видеосъемка, ручка, блокнот).

2) «Сфотографируй своё впечатление» -комментарии взрослых и ребят (не участвовавших в данном проекте).

3) Награждение всех участников проекта.

В процессе данного проекта педагоги активно вовлекают родителей в совместные с детьми виды художественной деятельности, помогают устанавливать партнерские взаимоотношения, поощряют активность и самостоятельность детей.

При этом сам педагог определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личностные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников в образовательной деятельности по изобразительному художественному творчеству.

Библиографический список:

1) Бородина А. В. Мы и наша культура/А. В. Бородина. – Москва. : Основы православной культуры, 2007.

2) Косминская В. Б. Основы ИЗО искусства и методика руководства ИЗО деятельностью детей/В. Б. Косминская. – Москва. : Просвещение, 1990.

3) Леонова Н. Н. Художественно - эстетическое развитие детей от 5-7 лет/Н. Н. Леонова. – Москва. : Учитель. 2012.

4) Микляева Н. В. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет/Н. В. Микляева. - Москва. : Айрис – Пресс, 2009

5) Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду/Н. Б. Халезова. – Москва. : Просвещение, 1984.

6) Всероссийский научно – методический журнал «Детский сад. Все для воспитателя. – июнь 2015. - №6 (42). – с. 44-46.

7) Альбом «Художественные промыслы Подмосковья». Изд-во «Московский рабочий», 1982.

Публикации по теме:

«Пасхальное яйцо» к конкурсу декоративно-прикладного творчества среди воспитателей«Пасхальное яйцо» к конкурсу декоративно-прикладного творчества среди воспитателей Скоро наступит один из великих христианских праздников. Этот день на Руси называют по разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово.

Фотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусстваФотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусства .

Фотоотчет о конкурсе декоративно-прикладного творчества «Моя любимая сказка»Фотоотчет о конкурсе декоративно-прикладного творчества «Моя любимая сказка» «Сказка лечит, сказка греет,сказка учит жить…» Роль сказок в формировании личности ребёнка доказана многовековым опытом. Эти поучительные.

Фотоотчет об участии и победе с детьми в выставке технического и декоративно-прикладного творчества детей Азовского районаФотоотчет об участии и победе с детьми в выставке технического и декоративно-прикладного творчества детей Азовского района Каждую весну в нашем Азовском районе проходит выставка детского творчества, в которой принимают участие дети дошкольного и школьного возраста.

Фотоотчет о нашем участии с детьми в выставке технического и декоративно-прикладного творчества детей Азовского районаФотоотчет о нашем участии с детьми в выставке технического и декоративно-прикладного творчества детей Азовского района Доброго времени суток, дорогие коллеги! Каждый год весной в Азовском районе проходит выставка детского творчества, в которой принимают участие.

Фотоотчёт о выставке декоративно — прикладного творчества Чудо — чудное, диво — дивное!Фотоотчёт о выставке декоративно — прикладного творчества Чудо — чудное, диво — дивное! Для вовлечения дошкольников и родителей в творческую деятельность, связанную с созданием изделий и композиций, а так же для повышения.

Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени»Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени» .

Фотоотчёт выставки декоративно-прикладного творчества из бумаги «Бумажная фантазия»Фотоотчёт выставки декоративно-прикладного творчества из бумаги «Бумажная фантазия» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок!" В. А. Сухомлинский. Бумага-это самый доступный материал для детского творчества.

Самоизоляция. Фотоотчет об участии в городском конкурсе декоративно — прикладного творчества «Пасхальный свет неугасимый»Самоизоляция. Фотоотчет об участии в городском конкурсе декоративно — прикладного творчества «Пасхальный свет неугасимый» Самоизоляция. Фотоотчет об участии в городском конкурсе декоративно - прикладного творчества «Пасхальный свет неугасимый». Цели и задачи.

Фотоотчет о выставке декоративно-прикладного творчества «Радуга вдохновения» в ВоркутеФотоотчет о выставке декоративно-прикладного творчества «Радуга вдохновения» в Воркуте Выставка декоративно-прикладного творчества "Радуга вдохновения", фотоотчёт из Воркуты. Дорогие друзья, хочу пригласить вас прогуляться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по ИЗО деятельности для дошкольников 6–7 лет на основе декоративно-прикладного творчества «Творим красоту»
Опубликовано: 30 марта 2023 в 20:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД