Проект по литературе учащегося 11 класса «Живой Маяковский»

Ракшина Юлия Александровна
Проект по литературе учащегося 11 класса «Живой Маяковский»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Редькинская средняя общеобразовательная школа

«Живой Маяковский»

Автор:

Клишес Раймонд

Руководитель:

Ракшина Юлия Александровна

Содержание

Введение

Глава 1 — Рок-поэзия

Глава 2 — Сравнение текстов

Глава 3 — Влияние творчества

Глава 4 — Живой Маяковский

Глава 5 — Список песен

Заключение

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

Введение

Объектом реферируемой работы является русская рок-поэзия 1970-1990 годов, рассматриваемая в сравнение с творчеством В. В. Маяковского.

Новизна диссертационного исследования обусловливается выявлением взаимосвязи между творчеством поэта В. В. Маяковского и современной рок-поэзией.

В эпоху своего возникновения и развития рок-культура сыграла роль мировоззренческого и духовного стержня прежде всею для молодых творческих людей. Именно они оказались чутки к дисгармонии во всех жизненных областях: в области быта, социального устройства, в области идеологии и официальной культуры, не предлагавшей ничего, кроме «испытанных форм досуга» - «духовых оркестров и массовой песни». Молодой возраст, в свою очередь, обеспечил рок-движению особую энергию и максимализм в выражении своего мнения. Особенности молодого возраста обусловили острую потребность в самоопределении в культурном и жизненном пространстве. Совокупность социальных и антропологических причин вместе с влиянием многочисленных литературных, мировоззренческих, фольклорных и других источников определили лицо русской рок-культуры.

В научных и публицистических статьях по русской рок-поэзии общим местом стало выражение: «Русская рок-поэзия -культура текста по преимуществу». Особое внимание к слову есть главное в рок-поэзии.

Другая важная характеристика рок-поззии - ее искренность, исповедалыгость, отражение не только эпохи, но и личностного пути рок-автора. Это свойство рок-поэзии связано как с психологическими особенностями молодого человека, желающего выразить и обозначить себя, так и с чертами русского менталитета, среди которых - потребность души раскрыться, в том числе через слово.

Глава 1

Рок-поэзия

Рок-поэзия — отдельная литературная формация. Определению рок-поэзии посвящены некоторые культурологические и литературоведческие статьи, но полного и однозначного определения рок-культуры и рок-поэзии пока нет. Ученые и публицисты сходятся во мнении, что рок-поэзия представляет собой синтез слова, музыки и сценического представления. Большинством исследователей доминантой этой триады признано слово, однако при литературоведческом анализе желательно учитывать особенности других частей триады и специфику их взаимодействия.

Жанр рок - поэзии, игнорировавшийся до недавнего времени официальным литературоведением, является, тем не менее, фактом литературы и соотносится с эстетическими категориями, определившими метаморфозы в облике прозы и поэзии в ХХ в. (неомифологизм, карнавализация, гротеск, интертекстуальность, дегармонизация традиционных композиционных структур); к анализу данного явления могут быть применены те же категории, которые используются при анализе явлений художественной культуры ХХ в.

В первом десятилетии XXI века исследовательский интерес к рок-поэзии со стороны российских языковедов и литературоведов усилился: растет количество статей, диссертационных и монографических работ. Конкретизируется и само понятие рок-поэзии. Рок-текст наряду с вербальным, определяющим, охватывает также музыкальный, сценический (театральный, артикуляционный (связанный с произношением, визуальный (перформативный) и иные субтексты, участвующие в смыслообразовании рок-композиции. Некоторые исследователи включают в него также метатекст - комментирование рок-авторами своих произведений: интервью, авторские аннотации к альбому и т. п.

Как уже было сказано во введении, основой рок-поэзии является Слово. Поэтому тексты рок-песен тесно связаны с поэзией не только современных писателей, но и писателей прошлых столетий. Многие рок-исполнители используют в своем творчестве темы и образы разных писателей и поэтов. В данной работе будет рассмотрено это утверждение на примере творчества знаменитого солиста группы «ДДТ» Юрия Шевчука, в песнях которого можно найти те же темы, выраженные в произведениях В. В. Маяковского.

В научных и публицистических статьях по русской рок-поэзии общим местом стала характеристика: «Русская рок-поэзия — культура текста по преимуществу». Другая важная характеристика рок-поэзии — ее искренность, исповедываемость, отражение не только эпохи, но и личностного пути автора. Это свойство связано как с психологическими особенностями человека, желающего выразить и обозначить себя, так и с чертами русского менталитета, среди которых - потребность души раскрыться, в том числе через слово.

Интертекстуальность в рок-поэзии – закономерный итог намеренного обращения рок-поэтов к тем или иным источникам для формирования своего смыслового пространства. Так, советское поэтическое, культурное и языковое (в том числе речевые штампы, лозунги, идеологемы, которые и писал В. В. Маяковский) наследие является для рок-поэтов платформой отталкивания, а потому может переосмысливаться иронически или саркастически.

Глава 2

Сравнение текстов

Сравним тексты В. В. Маяковского с современными рок-исполнителями. Для примера я взял группу «ДДТ».

Рассмотрев творчество группы и изучив подробно их песни, можно сделать вывод, что темы, затронутые в произведениях рок-музыканта, а именно тема Города (Петербурга, тема Осени и тема Родины, тесно связаны с произведениями В. В. Маяковского. Рассмотрим тему города.

Город Маяковского постоянно находится в движении, которое порождает неразбериху. Движение связано со звучанием: «На царство базаров коронован шум»; «Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки». Смесь постоянного движения и звучание порождает эпитет: «адище города».

Город Маяковского — это сплошное нагромождение вещей и техники. На одном пейзаже сочетаются вывески, сельди из Керчи, трамвай, аэропланы, фонари, железо поездов. Вещи Маяковским оживляются: «в рельсах колебался рыжеватый кто-то», «Лебеди шей колокольных, гнитесь в силках проводов».

Город душит искусство, и поэтому в городе Маяковского живут «братья писатели», которые постоянно напуганы городом, что могут писать только про «пажей, любовь, дворцы и сирени куст». Воплощением городского искусства становятся вывески.

Город «маячит в дымах фабрик, растет, жиреет». Поэт изображает город как некоего монстра, который душит все живое, индивидуальное

Революция рушит старый город. «Лодкой подводной шел ко дну взорванный Петербург». «Мы разливом второго потопа перемоем миров города» — провозглашает Маяковский гибель старого города в стихотворении «Наш марш».

У группы «ДДТ» мы можем найти то же самое в строках «Овации улиц раскрасили город», «Разлетелась вода снегом, белой ватой стоит город», «Ленинград — отпрыск России, на мать не похожий, бледный, худой, евроглазый прохожий», «Дом спаленный, да перекалеченный», «А культура, вспотев в целлофане дождей»

Узнается манера Маяковского в строках «Эй, Ленинград, Петербург, Петроградище!» и «Он (город) с окнами, бабками, львами, титанами, липами, сфинксами, медью, Аврорами».

И у Маяковского, и у современных поэтов есть некоторые грамматические ошибки в текстах. Маяковский это делал нарочито, подчеркивая резкую важность слова. А что же современники? Так называемые грамматические ошибки в поэтических фразах Шевчука не отрицают точности мысли, результата многолетних поисков человека; они часть того энергетического комплекса, который будит подсознание и сознание слушателя. Рок-поэзия Шевчука отражает тенденции современного русского рока. Логический абсурд, грамматические недоразумения превратились в прием воздействия на аудиторию. Следовательно, главное в этих произведениях — смысл слова, особого рода психическая энергия, которая прорывается через глаза, уши, мысли слушателя, в чем заключается сходство с текстами Маяковского, который бился за смысл каждого слова. Оттого воспринимать рок-поэзию Юрия Шевчука – значит не только интерпретировать его “тексты”, но и читать, ощущать “книгу” его альбомов, в которой важно все для того, чтобы выжить душой: “Познать этот мир и остаться счастливым”.

Маяковский обычно любил, чтобы его стихи звучали как лозунг, как гимн, призыв к немедленному действию. Что насчет современных текстов, переходящих далее в песни, то сокровенный смысл этих “текстов” можно постичь через звучание. Рифма, музыка помогают это сделать. С помощью музыки, интонаций Шевчука слова превращаются в девизы жизни духовного и благодарного человека. Грамматически не связанные обороты приобретают символическое значение. Музыка сообщает слушателю нужное настроение. Звучанием сообщается ритм, важный для образования смысла. Вне музыки (ритма) эти слова – не просто плохой текст, а отсутствие текста (то есть логический абсурд).

Исходя из своей идейно-художественной задачи, Маяковский существенно реформировал русский стих. Новый тип лирического героя с его революционным отношением к действительности способствовал формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художественных средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств лирического героя. Близкая позиция и для рок-музыки.

Глава 3

Влияние творчества В. В. Маяковского на отдельные группы

«Сплин»

Москва, 14 апреля. Интервью у А. Васильева — лидера рок-группы «Сплин»

А. Васильев: «Владимир Маяковский косвенно оказал влияние на развитие русского рока. Слог и ритм Маяковского – это «изначально альтернативный рок. Потому, я думаю, не в прямую, а косвенно влияние он на рок-культуру оказал. Россия сейчас находится в арьергарде не только западной, но и восточной культуры. А Маяковский – это было свежее явление планетарного масштаба. Это хороший поэт, а современные российские рок-поэты – вообще не поэты. Планка, которую установил Маяковский, слишком высока, и ее до сих пор никто не преодолел» — такое мнение в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» высказал лидер группы «Сплин». По его мнению, творчество Маяковского четко делится на два этапа. Его ранняя поэзия была близка к литературе Серебряного века, активно экспериментировать же автор «Облака в штанах» начал после 1917 года.

А. Васильев: «В позднем творчестве Маяковский широко использовал маршевый ритм и орфодизайн, то есть писал столбиками, лесенками. Он является родоначальником этого приема, - отметил Смирнов. - На современную поэзию повлияло прежде всего послереволюционное творчество Маяковского. Сейчас многие тоже активно используют орфодизайн. Некоторые пишут вообще квадратиками».

Переломным моментом для самого Маяковского стала революция 1917 года.

А. Васильев: «С Маяковским я познакомился, изучая его на уроках литературы в школе. Однако значение этого поэта я оценил только в зрелом возрасте. Мы учились еще при Советском Союзе, и поначалу у меня выработалось устойчивое отношение к нему, как к трибуну коммунистической партии. И относился я тогда к его поэзии с иронией и недоверием. Время расставило все по своим местам. И стихи Маяковского оказались значительно шире, чем коммунистический строй, и пережили его», — подчеркнул лидер «Сплин».

«ДДТ»

Газета «Московский Комсомолец» сравнила творчество группы «ДДТ» со стихами Маяковского.

Журналист: В одной из телепрограмм вас уже сравнивали по дерзости слога с Владимиром Маяковским. Только уже нынешнего, ХХ- XXI века. Не перехваливают!

Шевчук: Иногда мне кажется, будто он входит в состав нашего коллектива. Очень люблю этого поэта: за непростой слог, за интересные образы. И, безусловно, за его, в хорошем смысле, плакатность. Ты можешь лепить какие-то образы, выстраивать емкие метафоры, но в конце концов скажи что все-таки имеешь ввиду! Отсутствие мысли — беда иных групп. А у Маяковского это всегда получалось очень четко: он вбивал мысли, будто гвозди.

Его стихотворения я знал с детства. Там поступь монументальная. Рифмы вывороченные такие. У него мозг работал за десятерых. Он очень яркий поэт, очень мощный. А музыкальная тема сидела у меня в голове три-четыре года, я пытался свой текст туда вписать. Никак не мог. А в какой-то момент взял Маяковского, и понял, что легло.

Мы попытались написать собственную песню с рваными четкими рифмами «по-маяковски». Думаю, у нас она получилась. Назвали мы ее «Ленинград».

Неизданное «ДДТ»

Шевчук: «У нас был целый диск с записями песен на стихи Маяковского. Какая история с этим диском? Я этот диск два года назад начал записывать, то, что мы пели из Маяковского, собрал в один диск и дарил друзьям, которых хотел на Новый год поздравить. Его разместили в сети, и очень много людей его скачивало и спрашивало, а почему этого диска нет в природе. Потому что качество записи — студийное, песни качественно получились. Мы ни в коем случае не собирались это делать, это были просто вещи, которые нельзя услышать. Мы их собрали в один диск и на болванках дарили. А потом люди сказали: мы хотим, давайте, издайте, найдите возможность, это очень интересно, и так далее. Мы подумали: ну, если люди просят, значит, это актуально. Собрали в один диск и издали. Этот диск попал в руки А. Тропилло, ему эта идея понравилась, и он решил записать песни на стихи Маяковского в исполнении разных групп».

Глава 3

«Живой Маяковский»

В 2005 и 2008 годах по инициативе известного звукорежиссера Андрея Тропилло на двух дисках был выпущен сборник «Живой Маяковский», на котором более 40 музыкальных групп исполнили песни на стихи поэта.

Мы предложили музыкантам совершить необычный творческий эксперимент: погрузиться в эпоху Маяковского, стать его соавторами, оживить своей музыкой его стихи. Сравнить наше, современное мироощущение с мироощущением поэта, жившего и творившего несколькими поколениями раньше нас. Найти точки пересечения двух эпох, доказать, что настоящая поэзия остается жить во все времена.

Ночные снайперы, ДДТ, Сплин, 5’nizza, Billy's Вand — наиболее известные коллективы, исполнившие песни на слова Маяковского в одноименном музыкальном проекте. 25 композиций попали в альбом, пройдя конкурсный отбор. Деньги, полученные с продаж альбома, были переданы в дом-музей В. В. Маяковского.

Глава 4

Список песен

1. "Блэк энд Уайт" — Евгений Гузеев

2. Отрывок из поэмы "Любить" — Запрещенные Барабанщики

3-5 "Маруся отравилась" — Дочь Монро и Кеннеди

6. "Товарищ Иванов" — СестRICHки

7. "Про это?" — Ч. Ч.

8. "Письмо Татьяне Яковлевой" — Сансара

9. "Порт / Флейта-позвоночник" — Дельта

10. "Кадет" — Новая земля

11. "Санплакат" — Абвиотура

12. "Лиличка!" — Фронт & Рейд

13. "Маяк" — Сплин

14. "Несколько слов о моей жене" — Billy’s band

15. "Париж" — 5’nizza

16. "За женщиной" — ОКСи-РОКс

17. "Уличное" — Ворон Кутха

18. "Кибальчиш" — ДДТ

19. "Наш марш" — Инки

20. "Вам!" — Последние Танки в Париже

21. "Штык, браунинг, бомба" — Облачный Край

22. "Отрывок из пьесы " — Клоп-Катран

23. "Ночь" — Ниже Нуля

24. "Мужик и баба" — Группа прикрытия

25. "Крупная философия на мелких местах" — Зерна

26. "Кофта фата" — Мата Хари

Заключение

В заключение необходимо сказать, что, рассмотрев творчество Ю. Шевчука и изучив подробно его песни, можно сделать вывод, что темы, затронутые в произведениях рок-музыканта, а именно тема Петербурга, тема Осени и тема Родины, тесно связаны с произведениями В. В. Маяковского. Проблемы, которые были затронуты несколько веков назад, можно увидеть и сейчас в творчестве современных рок-исполнителей. Эти темы актуальны.

Теоретическая значимость исследования определяется применением подхода к феномену рок-поэзии, учитывающего социокультурный контекст рок-творчества.

Практическая значимость данной работы связана с возможностью включения материалов исследования в курс истории литературы, в практику преподавания. Материалы проекта могут быть интересны культурологам, социологам, а также всем интересующимся феноменом рок-поэзии. Был записан диск с музыкой разных рок-групп на слова В. В. Маяковского.

Список используемой

литературы и Интернет-ресурсов

1. В. В. Маяковский «Я сам»

2. mayakovsky.ru

3. poslushayte.ru

4. baltinfo.ru

5. prosa.su

Прикреплённые файлы:

prezentacija_40dvf.pptx | 549,59 Кб | Скачан: 4
 
Публикации по теме:

Проект учащегося начальной школы «Хлеб — всей жизни голова!» МКОУ «Заковряжинская СОШ» ХЛЕБ - ВСЕЙ ЖИЗНИ ГОЛОВА! Выполнила: Гаан Екатерина Руководитель: Купранова Т. А. учитель начальных классов.

Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края»Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края» Цель проекта: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним. Задачи:•.

Инновационный образовательный проект «Живой пластилин» Цель проекта: создание пластилинового мультфильма. Задачи проекта: o изучить историю развития мультипликации; o изучить процесс создания.

Научно-исследовательская работа по астрономии учащегося 5 класса «Верить ли гороскопам?» Акмолинская область город Степногорск средняя школа № 8 имени А. П. Гайдара Кавяцкас Дайнюс 5 класс Верить ли гороскопам? Секция:.

Образец психологической характеристики на учащегося 1 класса Психологическая характеристика воспитанника Ф. И. О. 23. 01. 2009 г. р. Ф. И. учится в 1 классе общеобразовательной школы. Мальчик из неполной.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Проект по литературе учащегося 11 класса «Живой Маяковский»
Опубликовано: 18 сентября 2018 в 20:53
+124Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс для детей «Забавные поросята» Старшая группа
В приближении новогодних праздников люди издавна стараются украсить свои жилища, поставить елочку и заранее подготовить подарки. Также особое внимание...
Фотоотчет «Изготовление дисков со снежинками из бросового материала с детьми...
Уважаемые коллеги! Тороплюсь вам рассказать как мы с детками изготовили разноцветные диски со снежинками для украшения нашего участка. Тороплюсь потому, что...
Фото отчет мероприятий «Мы на севере живем» с детьми второй младшей группы
Цель : Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных...
Лэпбук «Зима для самых маленьких»
Лэпбук – это исследовательская и творческая работа одновременно, а еще – отличная мысль для совместных занятий с ребенком. Все материалы лэпбука...
Конспект занятия по лепке «Елочка-красавица»
Программные задачи: продолжать учить раскатывать пластилин в виде колбаски , соединять детали между собой, использовать в композиции пластилин разных...