Лучший педагог года

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры (11 фото)

ирина шкурина
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры, используя все виды фольклора.

(для детей старшей группы)

Шкурина И. А., воспитатель

ГБОУ СОШ № 460 ДО «Цветущий сад»

г. Москва, ЮВАО

Основная направленность проекта – приобщение к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Публикация «Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры» размещена в разделах

Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, мы делаем воспитательно-образовательную деятельность интересной, творческой, продуктивной.

Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Веками она создавалась и сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это то, что нужно ценить, беречь и передавать из поколения в поколение. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Поэтому наши дети с ранних лет должны хорошо знать традиции национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ, народные танцы, обычаи, народные игры, в которые дети очень любят играть, знакомиться и запоминать устный народный фольклор: считалки, потешки, прибаутки, заклички, колыбельные песни, топотушки, стишки.

Я считаю, что приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций служит средством формирования патриотических, духовных, нравственных чувств и развивает личность. А так как наш детский сад и я лично уделяем огромное внимание нравственно патриотическому воспитанию, проект был одобрен администрацией и реализован в моей работе.

Цель: знакомство детей с народными праздниками, традициями, играми.

Задачи:

1. воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, народному календарю, к народным играм и т. д. ;

2. создавать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры;

3. создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений в дошкольной жизни детей;

4. привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, изучение народных промыслов, знакомство с календарными праздниками и традициями;

5. использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;

6. составить картотеку русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.

Ресурсное обеспечение проекта: соответствующая литература, народные костюмы, народные музыкальные инструменты, проектор, телевизор, находящийся непосредственно в группе для проведения работы с небольшими подгруппами (показ презентаций, ознакомления с народным танцем ит. д., презентации по соответствующим темам, календарь народных праздников, записи народных и хороводных песен.

Основные этапы реализации проекта:

1этап подготовительный (вводный) – вызвать интерес у детей к проекту с помощью рассказов о прошлом, показов иллюстраций, чтения фольклора и т. д. Определить поэтапность модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний и представлений детей по данной теме.

• Проведение анкетирования родителей

• «Круглый стол» с участием родителей и детей

• Оформление серии выставок для родителей по народным промыслам

• Составление картотеки: русских, хороводных, подвижных игр

• Создание уголка нравственного патриотического воспитания

• Создание уголка «Куклы в национальных костюмах»

• Создание мини музея «Волшебница глина» - игрушки народных промыслов и не только.

• Подбор иллюстраций

• Подбор художественной литературы

2 этап основной – систематизировать и обработать накопленный материал. Проходит основная работа по разработанному плану (таблицам) проекта.

• Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)

• Заучивание стихов, песен, закличек, пословиц, поговорок, считалок, загадок

• Выставка – Народная кукла

• Конкурс детских рисунков

• Знакомство с природным материалом – глина

• Лепка из глины и раскрашивание поделок

• Чтение русских народных сказок

• Показ театров по мотивам русских народных сказок

• Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

• Участие в конкурсе ССИТ «Золотая осень», показ праздника «Осенняя ярмарка» - 3 место по Центральному федеральному округу

• Знакомство с русскими народными играми

• Изготовление совместно с родителями кормушек в неделю всероссийской акции «Кормушка для пичужки» (получены дипломы за участие)

• Самостоятельная работа детей (просматривание книг; раскрашивание в

книжках - раскрасках)

3 этап заключительный – творческий отчёт о реализации проекта перед педагогами ДОУ. Подводятся итоги работы педагога, результатов знания детей, полученных за время проведения проекта.

• Анализ результативности проведения работы

• Выставка совместных работ детей и родителей (куклы-обереги, обрядовые куклы)

• Представление материалов проекта в форме презентации педагогам ДОУ, родителям

• Представление фото отчёта о проделанной работе для родителей

Ожидаемые результаты: в работе с дошкольниками проект способствует повышению самооценки детей, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, радуется своим успехам, познаёт мир прошлого своего народа и страны, в которой живёт; дети бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции дошкольного отделения и семьи к совместной творческой деятельности.

К. Д. Ушинский писал «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Список использованной литературы:

1. Аникин В. П. К мудрости ступенька. – 1997.

2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – 1998.

3. Аполонова Н. Н. Приобщение дошкольников к русской народной культуре// Дошкольное воспитание №5., 1999.

4. Василенко В. М. Народное искусство. – 1998.

5. Дайн Г. П. Русская народная игрушка. – 2001.

6. Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористики / Сост. : Ю. Г. Круглов. – 2006.

7. Клименко Г. А. использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дощкольное воспитание №5., 2003.

8. Криницына Н. И. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание №11., 1998.

9. Мельникова М. Н. Русский детский фольклор. – 2001.

10. Михайлова М. Н. А у наших у ворот развесёлый хоровод. – 2001.

11. Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. – 2003.

12. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание №4., 2004.

13. Павлова Л. Поэтика народных традиций – детям // Дошкольное воспитание №12., 2000.

14. Рыбникова М. А. Загадка, её жизнь и природа // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. : Ю. Г. Круглов. – 2002.

15. Стрельцова Л. Учите любить родное. //Дошкольное воспитание №9; №11; №12., 1999.

16. Науменко Г. М. Весна-красна, ты на чём пришла?// Энциклопедия детского фольклора – 2012.

Приложение №1

Конспект комплексного занятия: «Праздник птиц — Сороки»

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с обрядовым праздником посвященным встречи весны и прилету птиц.

Воспитывать любовь и интерес к народным традициям и обрядовым праздникам. Показать неразрывную связь между декоративно-прикладным искусством, народной музыкой, устным народным творчеством.

Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, филимоновском.

Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.

Материалы и оборудование:

Аудиозапись (голоса птиц, русских народных мелодий, таблицы с изображением элементов дымковской и филимоновской росписи, мелкая скульптура дымковских и филимоновских мастеров, заготовки из соленого теста в виде птиц, гуашь, кисти № 1, №5, баночки с водой, салфетки, палитра, ватные палочки.

Предварительная работа:

- Беседы о перелетных птицах.

-Рассматривание мелкой скульптуры и таблиц с элементами узора дымковской и филимоновской игрушки.

-Роспись заготовок и шаблонов из бумаги, пластилина, теста.

-Чтение рассказов об истории возникновения народных промыслов.

Ход занятия:

АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Доброго здоровья всем!

ДЕТИ: Здравствуй Авдотья Плющиха! Куда путь держишь?

АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Прошел день Веснянки- первой встречи весны.

Я весне первая помощница: где пройду, снег тает, ручьибегут. Вот я пришла посмотреть, как снег сошел, как дети

весну встречают.

ДЕТИ: И мы с тобой.

АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Возьму, коли загадку мою отгадаете.

Кто прогнал метели прочь?

Ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам вовратится?

ДЕТИ: Весна –красна!

АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Молодцы, давайте мы с вами весну покличем.

ДЕТИ: Весна- красна, весна! Прейди весна с голубою далью,

С Иваном да Марьей!

С золотым гребнем, с изумрудным стеблем!

1 ребенок: Идет весна- отворяй ворота!

Первый март пришел- белый снег сошел.

2 ребенок: А за ним апрель отворил окно и дверь.

А как пришел май –солнце в дом приглашай!

АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: В старину еще пели песни, которыми зазывали весну, чтобы птицы с юга вернулись, чтобы звонче ручьи звенели, чтобы хлеба взошли.

(звучит музыкальная пьеса «Веснянка» - дети исполняют хоровод)

АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Здравствуй Весна ты на чем приехала7

ВЕСНА: Я пришла на возочке, приплыла на челночечке.

ДЕТИ: Весна что ты нам принесла?

ВЕСНА: Принесла вам здоровье-

Первое – коровье,

Второе- овечье,

Третье- человечье!

ДЕТИ: Весна чем нас одаришь?

ВЕСНА: Одарю вас водой ключевой,

Шелковой травой, да голосами птичьими звонкими.

(звучит аудиозапись)

АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Слышите ребята жаворонки поют!

Весну зовут

Жаворонки пташки малые, голосистые.

Летят по воле

Несут весну в подоле!

ВЕСНА: Ай, спасибо вам добры молодцы, да красны девицы!

За то, что ждали меня, звали- зазывали

Вот вам мои подарки: солнце ясное, да птиц хоровод!

(обращает внимание на оформление)

Прощается.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Птица- одна из любимых образов у русского народа.

Самые замечательные явления и события в жизни людей часто передавали изображением птиц. Они означали добро, любовь, душу человека.

Мы на сороки птиц лепили.

Попало ваше тесто

В горячее место-

Попало не пропало,

А птицею стала!

Сегодня мы будим украшать этих птиц, как это делают мастера из села Дымково и Филимоново.

Вспомните какие краски использовали мастера, какие элементы узора? (обращаю внимание на наглядный материал)

Занимайте рабочие места и можете приступать к выполнению работы. (дети расписывают птиц)

ВОСПИТАТЕЛЬ:Весна идет весь мир приображая,

Настало время птицам возвратится

К солнцу птицы прилетели,

Свои песенки запели

Ой пришла весна отворяй ворота!

ДЕТИ: (берут птиц в руки и поют заклички).

- Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетели к нам у водонушки.

- Жаворонок, дуда

Прилетай к нам сюда

Зима – то надоела, всю солому переела.

Дети рассматривают свои работы, оценивают их с помощью воспитателя. Затем Авдотьюшка всех приглашает к столу пить чай с фигурными печеньями.

Приложение №2

Группа №7 старшая. Начало проекта 2016г. 2 занятия в неделю во второй половине дня (1- занятие ознакомительное, 2- художественное творчество/музыка, 2 раза в неделю – народные игры на прогулке.

(число вписываем в соответствии праздника календарному дню и усмотрению педагога)

месяц: январь;неделя. ; число. ;

2 неделя - Тема: Сочельник (подготовка к Рождеству, святкам)

о. о. Познание - Знакомство с Сочельником, рассказ о приготовлении сочева, знакомство с праздником, наблюдения за изменениями в природе, зимние приметы.

о. о. музыка, художественное творчество, чтение - заучивание и пение колядок.

прогулка - народные игры

рекомендации родителям - наблюдение с детьми за природными явлениями, звёздным небом, фото.

3 неделя - тема: Крещение

о. о. Познание - ознакомление, рассказ, беседа, слайды

о. о. музыка, художественное творчество, чтение - рисование "Крещенское небо"

тема: Татьянин день

- уточнить знания о именах

- чтение стихов о зиме и праздниках.

Прогулка - игровой досуг имён

Рекомендации родителям - посетить храм Татианы Римской в парке Люблино.

4 неделя - тема:Зимний русский народный костюм.

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры

о. о. Познание - рассказ с показом презентации о народном костюме.

о. о. музыка, художественное творчество, чтение - рисуем передник праздничный и повседневный.

Прогулка - народные игры на улице

Рекомендации родителям - Вспомним игры нашего детства; Приходи поиграть вместе с нами.

(пример расписан только на один месяц)

Проектная деятельность Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через Русские народные игры русские традиции Народная культура фольклор народные праздники и народные игры используя все виды фольклора для детей старшей группы Шкурина И воспитатель ГБОУ СОШ ДО Цветущий сад г Москва ЮВАО Основная направленность проекта приобщение к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики Сценарии развлечения Проекты Проектная деятельность Русские народные игры Русские народные традиции и обычаи Сценарии праздников Русская национальная культура это наследие которое принадлежит народу Веками она создавалась и сохранила свою самобытность и индивидуальность

Публикации по теме:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции». 2 часть Представляю Вашему вниманию текст к презентации моей темы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции Представляю Вашему вниманию текст к презентации моей темы по самообразованию 1 слайд «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через.

Духовно-нравственный проект. Приобщение младших дошкольников к истокам национальной культуры посредством игровой деятельностиДуховно-нравственный проект. Приобщение младших дошкольников к истокам национальной культуры посредством игровой деятельности «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту.

Конспект занятия «Русские народные традиции» Цель: Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Образовательные: Продолжать знакомить.

Конспект занятия «Русские народные праздники» Конспект занятия по теме «Русские народные праздники». Чернышова Аксана Сергеевна, педагог дополнительного образования МБУДО «Дом детского.

Педагогический проект «Русские народные праздники в детском саду» Срок реализации:первая- вторая неделя марта. Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: фронтальный. Участники проекта: дети.

Проект «Русские народные традиции и культура» (средняя группа)Проект «Русские народные традиции и культура» (средняя группа) «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством,.

Русские народные игры для дошкольников Русские народные игры для дошкольников. Цели: Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, содействовать развитию внимания,.

Сценарий мероприятия «Традиции и народные праздники детского сада и села» Цель: приобщение детей к русской национальной культуре, знакомство с многообразием обычаев на Руси, праздником Вербное воскресенье; развитие.

Творческий проект по приобщению детей к русской национальной культуре «Народные истоки» для детей 6–7-летТворческий проект по приобщению детей к русской национальной культуре «Народные истоки» для детей 6–7-лет Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры
Опубликовано: 26 ноября 2016 в 21:47
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД