Наталья Маркова
Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре «Русская горница».
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре
«Русская горница».
Сообщение к презентации
1 слайд. Тема выступления: Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре
«Русская горница».
Публикация «Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре „Русская горница“,» размещена в разделах
2 слайд. О воспитательной ценности народной культуры говорят многие педагоги, историки, искусствоведы. Высказывания некоторых из них вы видите на слайде. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугунок, рубель, прялка,, коромысло и т. д.) способствует более эффективному ознакомлению детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство не только выполняет информационную и воспитательную функцию, но и позволяет подготовить старших дошкольников к проведению экскурсий для младших детей детского сада. Это расширяет возможности музея, т. к охватывает большее количество детей. А также чрезвычайно важно для подготовки шестилеток к школе, где им придётся выступать перед аудиторией, отвечая урок. Поэтому возникла идея создания такого проекта, в котором приняли бы участие педагоги, родители и дети подготовительной группы.
3слайд. Цель проекта : Приобщение дошкольников к русской народной культуре через создание мини – музея «Русская горница». Данная цель раскрывается через ряд задач, которые представлены на слайде.
Тип проекта : информационный.
По составу участников: групповой.
По срокам реализации: средней продолжительности.
Продолжительность проекта : 3 месяца.
Сроки реализации: сентябрь-ноябрь.
4 слайд. Работа над проектом включала в себя 3 этапа:
I. Подготовительный этап реализации проекта(1 неделя сентября.)
• Анализ уровня знаний у детей о себе, семье, малой Родине, устном народном творчестве.
• Анализ представлений у родителей о культурном наследии предков.
• Изучение нормативной и методической литературы по приобщению к русской народной культуре.
• Изучение положительного педагогического опыта использования фольклора для воспитания дошкольников.
• Составление плана образовательной деятельности с детьми и родителями.
II.Практический этап реализации проекта (сентябрь – ноябрь)
• Организация развивающей предметно – пространственной среды.
• Сотрудничество с социумом.
• Непосредственно образовательная деятельность.
• Образовательная деятельность вне занятий.
• Самостоятельная детская деятельность.
• Сотрудничество с родителями.
III.Обобщающий этап реализации проекта (Последняя неделя ноября)
• Анализ уровня знаний, умений и навыков у детей о себе, семье, малой Родине, устном народном творчестве.
• Организация работы мини – музея «Русская горница» для младших групп.
5 слайд Для реализации поставленных задач были выбраны методы и приёмы работы с детьми, указанные на слайде.
6 слайд. Большая часть образовательной деятельности проходила в атмосфере русского национального быта. Занятия по формированию целостной картины мира:
«Жили –были дед, да баба»
«Русская матрёшка»
«Наша Родина – Россия»
«Родная улица моя»
Знакомство с русскими народными сказками :
«Царевна – лягушка»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Сивка – бурка»
7 слайд. Занятия по художественному творчеству:
«Дымковская барышня»
«Гжельская роза»
«Городецкая роспись»
«Дымковские игрушки»
«Русский народный костюм»
«Старинные дома в нашем селе»
8 слайд. В самостоятельной деятельности дети играли с народными игрушками, разыгрывали сценки из знакомых сказок с помощью настольного театра а также играли в сюжетно – ролевую игру «Семья», используя экспонаты музея.
9 слайд. Совместно с родителями был проведён праздник «Осенняя ярмарка». Папы наряжались коробейниками, предлагали товары и катали детей на карусели. Специально для этого праздника были сшиты детские русские народные костюмы. В процессе праздника дети знакомились с изделиями народных промыслов Нижегородского края, которые были выставлены в качестве оформления музыкального зала, играли в народные игры, музицировали на русских народных инструментах, знакомились с традициями проведения ярмарок на Руси.
10 слайд. К Дню матери были проведены «Посиделки всей семьёй» с использованием экспонатов Русской горницы. На празднике родители познакомились с традициями семейного воспитания на Руси. Дети упражнялись в выполнении домашних обязанностей в соревновательной форме:
«Подай на стол обед в чугунке»
«Собери мусор в ведро»
«Спой ласково колыбельную»
«В магазин за покупками»
«Петушиный бой»
«Построй дом»
Победители конкурсов получали медали для своих родителей за хорошее воспитание. Посиделки закончились чаепитием у самовара со сладостями, которые приготовили мамы своими руками.
11 слайд. Сотрудничество с социальными партнёрами проводилось в форме экскурсий и совместных занятий. Для развития представлений о предметах старинного быта, их назначении и названии была проведена экскурсия в районный народный исторический музей на тему «Устройство русской избы». Для формирования представлений об истории родного села было проведено совместное занятие с центральной детской библиотекой на тему «История родного села».
12 слайд. Итогом проекта стала экскурсия для детей средней группы. Её провели 5 экскурсоводов нашей группы. Малыши узнали о значении печки в жизни наших предков, о посуде, одежде, орудиях труда, музыкальных инструментах и рукоделиях.
13 слайд. Благодаря работе над проектом, как показали наблюдения и беседы с детьми, у них значительно расширились представления о родном крае, развились социально – коммуникативные навыки детей. Ребята умеют заботиться о малышах, играть с ними, показывать для них представления, дети стали дружнее, внимательнее друг к другу, умеют сочувствовать, сопереживать сверстнику, относятся уважительно к старшим и сверстникам, используют в речи «вежливые» слова и малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, потешки). Умеют оценивать свои поступки и поступки сверстников, стремятся выразить своё отношение к окружающему в речевой и изобразительной деятельности. Сотрудничество с родителями способствовало установлению доверия и взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.
14 слайд. Мы планируем продолжить работу музея и передать его в надёжные руки.
Добро пожаловать в наш музей.