«Кубанский оберег — подкова на счастье». Занятие в рамках проекта по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная»

Елена Швецова
«Кубанский оберег — подкова на счастье». Занятие в рамках проекта по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная»

Проект

6. Занятие. Кубанский оберег - подкова на счастье.

Из-за не забитого гвоздя потеряли подкову, из-за потерянной подковы лишились коня, из-за лишенного коня не доставили донесение, из-за не доставленного донесения проиграли войну.

Задачи. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Родину. Познакомить с историей, традициями, бытом и культурными ценностями кубанских казаков. Формировать патриотические чувства на народных традициях и правилах, по которым веками жила Кубань. Развивать у детей интерес к традициям и обычаям народа Кубани. Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани. Создать условия для уважительного отношения к казачке-матери, казачке-хозяйке, казачке-хранительнице семейного очага. Закреплять знания у детей об особенностях жизни кубанских казачек. Знакомить детей с народным фольклором: поговорками, пословицами, песнями, играми, стихами, приобщать их к народной культуре Кубани. Пояснить назначение подковы как оберега семьи и ее жилища. Научить декорировать вылепленную подкову красками, загружая кисть сразу двумя цветами, самостоятельно выбирать кисть с широким или узким ворсом. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука». Совершенствовать знания детей о цветах спектра, их последовательном расположении.

Учить узнавать, называть, выделять из нескольких каждый цвет спектра. Расширять словарный запас – мукосол, оберег, цокать, расковаться, кованый, ковать.

Предварительная работа. Педагог проводит занятие-беседу о лошадях, используя показ мультимедийной презентации «Подкова на счастье»; организует совместно с родителями занятие по теме «Подкова на счастье; Лепка из соленого теста»; участие детей в подготовке материала для лепки (замешивание соленого теста, экспериментирование или спонтанная лепка);

Информация для педагогов и родителей.

В процессе одомашнивания лошади, а вместе с ними и их хозяева, столкнулись с проблемой изнашивания копыт. Ведь одомашненным лошадям приходится жить в неестественных условиях. С одной стороны, живут не на просторе, а в конюшне. Поэтому они двигаются меньше, чем дикие лошади, и их копыта становятся мягче. С другой стороны, домашние лошади выполняют тяжелую физическую работу - возят людей, тащат за собой грузы, бегают на время. Кроме того, они вынуждены постоянно бегать по твердому грунту и асфальту. Все это приводит к износу копыт: они истираются быстрее, чем отрастают. Диким лошадям такой износ не грозит, потому что они бегают на свободе, без балласта, по мягкой земле, и сами выбирают наиболее удобный путь, обходя камешки и другие препятствия.

Подобно большинству людей, мы зависим от своих человеческих ног. Лошади практически все свое время или стоят, или ходят и бегают. Их копыта должны быть защищены, также как мы защищаем свои ноги.

Но все-таки они созданы для земли, а не для булыжника. Поэтому, чтобы защитить копыта, лошадей научились подковывать. Самая древняя форма подков - "башмаки" из лыка, камыша, соломы, веревки или конопли. У лошадей Чингисхана копыта обматывались кожей. Римляне надевали на коней своеобразные сандалии - металлические подошвы, которые привязывались к копытам ременными застежками. Современные подковы, прибиваемые гвоздями, изобретены римлянами и с тех пор конструкция подковы почти не менялись.

В ранние века, когда железо только начало проникать в Европу, оно было настолько дорогим, что любая вещь из железа считалась ценностью. А в крестьянском хозяйстве железо было еще большей редкостью, и поэтому найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома — нож, скребок или просто гвоздь, действительно было счастье. Считалось, что подобранная на дороге подкова приносит счастье, особенно если она отлетела от задней, ближайшей к прохожему ноги серой кобылы.

Поверья говорят, что злой дух не проникнет в дом, если на двери — подкова. Но ее нужно подвешивать определенным образом — «клещами» вверх, т. е. раскрытой частью вверх к небу. А объясняется это тем, что добрые силы, спустившись с неба, взойдут в подкову и останутся в доме. Если же «клещи» смотрят вниз, то добрые силы уйдут в землю.

Подкова должна была приваживать желанных гостей, охранять от всяких напастей. Бытовало поверье, что дьявол всегда ходит кругами, но дойдя до конца подковы (разорванного круга, он вынужден повернуть обратно.

Подкову прибивали на двери или над входом обычно пяточной частью вверх, чтобы она напоминала чашу. Тогда будет в доме «жизнь - полная чаша».

На Руси издревле знали такое правило: повесь подкову концами вниз — будет защита от зла, вверх — привлечешь в дом достаток.

Подкову - оберег нужно вешать особым способом:

1. Подкову всегда вешают только на один гвоздь;

2. Желательно, чтобы вешали подкову и хозяин, и хозяйка дома вместе;

3. перед тем как повесить подкову, хозяин и хозяйка вместе должны взяться за дужки подковы и произнести такие слова:

Подкову на дверь прибиваем,

От всякой беды ограждаем,

Все плохое за порогом оставляем.

Не было гвоздя бы – подкова пропала,

Не было подковы – лошадь захромала,

Лошадь захромала – командир убит,

Конница разбита – армия бежит!

Враг вступает в город, пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице не было гвоздя! С. Я. Маршак

Только вот найти на дороге подкову в наше время совсем не просто.

Поэтому талисманами для вашего дома послужат сувениры-обереги, которые мы сделаем сами из соленого теста. Называются они МУКОСОЛЫ, потому что делаются из муки и соли.

Материал, инструменты, оборудование. Оборудование изостудии в виде казачьего куреня – казачья посуда, вышитые рушники, коврики и покрывала в лоскутной технике. Высохшие вылепленные подковы из соленого теста, кисти, краски акриловые или гуашевые, баночки с водой, салфетки, палитры.

Содержание занятия.

Дети входят в горницу к тетке Аксиньи. Она встречает гостей и приглашает их в гости: «Гость на порог — счастье в дом. Милости прошу! Усаживайтесь, гости дорогие, удобнее. О чем же вам поведать? А расскажу- ка, я вам об обереге – подкове. И не только расскажу, покажу да и научу. Посмотрим, что нам покажет машина времени».

Педагог демонстрирует на мультимедийном экране фрагменты презентации «Подкова на счастье», напоминая детям о том, для чего нужна лошади подкова. Показ сопровождается рассказом педагога.

«Возникновение оберега подковы уходит корнями далеко за пределы нашей эры. Когда – то в Древнем Египте, фараоны запрягали в свои колесницы лошадей, подкованных золотыми подковами. В поездках царской колеснице сопутствовала толпа народа. Если подкова отрывалась, ее тут же подбирали, а счастливец ее подобравший был обеспечен на длительное время. В зависимости от финансового положения в России, подковать лошадей могли не только золотыми, но и серебряными подковами. Да собственно и простое железо было дорогим и редким. Найдя металлическую подкову на дороге, ее можно было с выгодой продать кузнецких дел мастеру или торговцу.

Отсюда и поверье: «Найти у дороги подкову и забрать ее домой - к счастью».

Сегодня нам предстоит сделать подкову – оберег. Вы ее можете ее оставить себе на память ли подарить друзьям. Чтобы сделать оберег, нужно потрудиться. Ведь как у нас на Кубани говорят «За всякое дело берись смело».

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Казачьи скачки», где дети изображают скачки на лошадях, а зрители ждут, вдруг «лошадка» потеряет подкову на счастье.

Игра «Оживи стихотворение».

Педагог читаем детям стихотворение С. Я. Маршака «Подкова».

Не было гвоздя бы – подкова пропала,

Не было подковы – лошадь захромала,

Лошадь захромала – командир убит,

Конница разбита – армия бежит!

Враг вступает в город, пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице не было гвоздя!

По прочтении стихотворения детям предлагается инсценировать движениями тела строчки стихотворения.

Педагог показывает заранее изготовленную и раскрашенную подкову, объясняет, показывает технологию декорирования подковы красками и предлагает детям повесить свою подкову в изостудии ДОУ.

«Ребята, а как мы повесим нашу подкову для группы? (Дети предлагают свои варианты). Сейчас мы подкову, которую я изготовила, повесим у входа и произнесем слова, которые помогут прогнать от нашего порога все плохое, а впустить в дом все самое хорошее».

Подкову на дверь прибиваем,

От всякой беды ограждаем,

Все плохое за порогом оставляем.

Все, и родители, и дети произносят волшебные слова и вешают подкову над дверью в изостудию.

Самостоятельная деятельность.

«Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы в доме было изобилие!» - так говорили в праздники в русских деревнях, даря подарки из соленого теста.

Педагог вручает детям и родителям цветные карточки подков-оберегов «МУКОСОЛ» с описанием значения объемных элементов на подкове.

Дети и родители выбирают свои высушенные подковы из соленого теста и раскрашивают их вместе красками.

После занятия. Педагог предлагает детям поиграть в народную игру «Цапки-царапки».

Тра-та-та, тра-та-та,

Начинается игра!

Эй, народ выходи

Да игрой удиви!

«Тетка Аксинья вытягивает вперед руку ладонью вниз, а дети ставят под ладонь свой указательный палец. Тетка Аксинья говорит:

«На горе стояли зайцы

И кричали: «Прячьте пальцы!»

Цап!»

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот отвечает на вопросы тети Аксиньи:

- Зачем лошадке подкова?

- Что такое МУКОСОЛ?

- Как можно повесить подкову?

- Кому бы ты хотел подарить подкову?

- Что тебе сегодня понравилось?

Педагог прощается с детьми и родителями и предлагает забрать свои подковы-обереги домой.

«Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы в доме было изобилие!» - так говорили в праздники в русских деревнях, даря подарки из соленого теста.

После просушки раскрашенные подковы используются по своему назначению или преподносятся в подарок близким людям.

Взаимодействие с семьей. Педагог советует родителям попросить детей научить их делать такие же красивые подковы-обереги из соленого теста для родных и близких. Посоветуйте родителям испечь дома вместе с детьми другие варианты подков-оберегов, включив ребенка в процесс приготовления соленого теста, формовки подковы-оберега и раскрашивания изделия.

Рецепт соленого теста. Одну меру (ложку, стакан и так далее) мелкой соли нулевого помола перемешать с двумя мерами (ложками, стаканами) муки и разбавить водой, доведя консистенцию теста до мягкости пластилина. Если тесто липнет к рукам – добавить муки, если тесто рассыпается – долить немного воды. Готовое соленое тесто хранить в холодильнике 2-3 дня. Сушить готовое изделие из соленого теста нужно в теплом помещении на фольге или целлофановом пакете до образования твердой корочки 1-2 недели. Для ускорения процесса сушки можно досушить в духовке при очень слабом огне, проверяя, высушено ли изделие, постукивая костяшкой пальца (звук должен быть звонкий).

Базовые интеллектуальные умения и способности. Представление о взаимосвязи формы и декора изделия в декоративно-прикладном искусстве.

Практический результат. Красивые подарки для всей семьи в виде подвески подковы-оберега для подвешивания на стену.

Публикации по теме:

«Подкова на счастье»«Подкова на счастье» Подкова на счастье» Подкова – один из древнейших и самых известных талисманов удачи, успеха и богатства. Поэтому я предлагаю Вам сделать.

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки «Подкова»Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки «Подкова» Новогодняя игрушка "Подкова"Чтобы изготовить поделку "Подкова", вам понадобится: лист пористой самоклеющейся резины,клей ПВА,звездочки и.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
  • Сказочные существа
Автор публикации:
«Кубанский оберег — подкова на счастье». Занятие в рамках проекта по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная»
Опубликовано: 9 июня 2014 в 16:53
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

Мастер-класс по изготовлению плоскостного театра из воздушного пластилина «Былина о...
Мастер – класс по изготовлению театра из воздушного пластилина «Былина о народных промыслах. Былина о Донских казаках » Уважаемые коллеги, гости моей...
Фотоотчет о проекте «Добрые крышечки» в нашем детском саду
"Добрые крышечки" - это крупномасштабный российский эколого-благотворительный волонтерский проект, организованный совместно Общественным движением "ДОБРЫЕ...
Фотоотчет о развлечении «Стихи читают наши дети: семья — это главное на свете» для...
МДОУ д/с «Сказка» д. Сухоноска Нижегородская обл. Ковернинский р. Воспитатель: Пескова Александра Михайловна Фотоотчет развлечения. «Стихи читают наши...