МААМ-картинки

Проект по развитию артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста «Веселый язычок!»

Шкляева Екатерина
Проект по развитию артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста «Веселый язычок!»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Актуальность

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Публикация «Проект по развитию артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста „Веселый язычок!“» размещена в разделах

Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного звукопроизношения у детей - это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать собственную речь и речь окружающих людей. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается. Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, имеющие различные речевые нарушения, глубоко переживают свои проблемы, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что отрицательно влияет на успеваемость ученика. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них является артикуляционная гимнастика. Знакомство детей с артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.

Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой. Дети с интересом пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Выполняя вместе с педагогом артикуляционные упражнения, у детей обогащается словарный запас, развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.

Участники проекта : дети средней группы, учитель – логопед, воспитатели, родители.

Сроки реализации: сентябрь 2013 г. – март 2014 года.

Цель проекта : создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики.

Задачи учителя - логопеда:

- провести диагностику состояния артикуляционной моторики у детей;

- подготовить методический материал для просвещения родителей и педагогов о методике проведения артикуляционной гимнастики;

- продемонстрировать способы и приемы проведения артикуляционной гимнастики.

Задачи педагогов:

- совместно с учителем – логопедом, подготовить план работы, картотеку артикуляционных игр и упражнений;

- формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность их движений;

- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность;

- способствовать активному привлечению родителей к совместной деятельности с ребенком для развития его артикуляционной моторики.

Задачи родителей:

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

- создавать в семье благоприятные условия для проведения артикуляционной гимнастики.

Гипотеза: Качественное и регулярное использование артикуляционной гимнастики педагогами в процессе НОД и родителями в домашних условиях с детьми способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; позволяет подготовить артикуляционный аппарат детей к овладению нормами звукопроизношения родного языка.

Ожидаемый результат:

1. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;

2. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;

3. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.

Средства достижения поставленных задач:

- использование артикуляционной гимнастики в процессе НОД, на прогулке, в повседневной жизни ребенка;

- информационные листы для родителей;

- разработка приемов для развития артикуляционной моторики;

- анализ методической литературы по данной теме.

Мониторинг проекта.

Для выявления уровня развития артикуляционной моторики были подобраны следующие упражнения:

1. «Изобразим животных»

Волк

Просим ребенка показать, как воет волк (вытянуть губы вперед и произнести звук «у - у - у»).

Котенок

Просим ребенка «полакать» молоко, как котенок, быстро выбрасывая и втягивая язык.

Лошадка

Прищелкивая языком, цокать, как лошадки.

Оценка результатов:

3 балла: Ребенок активно выполняет все задания. Поиск артикуляторной позиции не затруднен. Язык не отклоняется от заданного игровой ситуацией положения. Движения губ и языка довольно четкие, координированные. Легкая усталость.

2 балла: Все задания ребенок выполняет, легко находя артикуляторную позицию. Движения языка и губ координированные. К концу упражнения наблюдается сильное истощение и замедление темпа.

1 балл: Ребенок, выполняя упражнения, затрудняется быстро найти позицию губ и языка. Движения нечеткие, не плавные. Наблюдается быстрая истощаемость, присутствуют ошибки.

0 баллов: Движения губ и языка затруднены. Не все задания выполняются, темп выполнения медленный.

2. «Сказка о веселом Язычке»

Оценка результатов:

3 балла: Ребенок активно участвует в действии, не задумываясь находит позицию органов артикуляции. Активен, движения быстрые. Небольшая усталость.

2 балла: Ребенок выполняет все игровые задания. Но к концу сказки наблюдается истощение, появляются ошибки, темп выполнения упражнений замедляется.

1 балл: Игровые задания с произнесение гласных выполняет нечетко, сильно затруднено нахождение правильного положения языка и губ, темп замедленный.

0 баллов: Ребенок не успевает выполнять игровые задания, ориентируется на других детей и повторяет частично за ними. Артикуляция сильно затруднена.

3. Игровые упражнения на дыхание.

Ветерок

Предлагаем детям дуть на маленький листик из бумаги, как будто это ветер сорвал его с дерева. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Дети выполняют упражнения после показа педагога.

Мыльные пузыри

Игра с пусканием мыльных пузырей. Дети по очереди выдувают мыльные пузыри, стараясь выпустить струю воздуха плавно, но довольно сильно. Так выдувается больше мыльных пузырей.

Задуй свечу

Детям предлагаем по очереди задувать горящую свечу. Выдох должен быть не только сильным, но и целенаправленным.

Оценка результатов:

3 балла: Ребенок активно выполняет упражнения, дыхание не затруднено. Выдох сильный, целенаправленный. Чаще всего задания выполняются успешно, четко, правильно.

2 балла: Ребенок старательно выполняет задания. Струя воздуха довольно сильная, но часто отклоняющаяся от необходимой траектории.

1 балл: Задания ребенком понимаются правильно, но выдох слабый. Струя воздуха не целенаправленна. Только некоторые попытки выполнить задание являются успешными.

0 баллов: Ребенок сильно затрудняется в выполнении задания. Долго ищет подходящую позицию органов артикуляции. Выдох очень слабый, координация плохая.

Для оценки артикуляционной моторики детей нами были определены уровни ее развития :

Высокий уровень (6 и более баллов) : Движения органов артикуляции свободные, легкокоординируемые, четкие. Темп выполнения заданий довольно быстрый, относительно постоянный. Быстрая смена положения языка и губ. К концу выполнения заданий наблюдается лишь легкая усталость.

Средний уровень (3-5 баллов) : Большинство игровых заданий выполняются ребенком успешно. Движения координированные, четкие. Небольшие проблемы в поиске артикуляторной позиции. Довольно замедленный темп выполнения заданий.

Низкий уровень (0-2 баллов) : Ребенок затрудняется в выполнении упражнений. Движения языка и губ нечеткие, смазанные. Темп выполнения заданий очень медленный. Сильное истощение, практически нет успешно выполненных заданий.

План выполнения проекта

1. Подготовительный этап

- Диагностика состояния арт. моторики у детей;

- изучение методической литературы по данной теме;

- определение темы, цели и задач, содержание проекта;

- прогноз результата деятельности.

2. Родительские собрания: знакомство с проектом «Веселый язычок;

3. Подготовка наглядного материала:

- письменных консультаций, стендов информации;

- современных, многофункциональных игр для развития артикуляционного аппарата детей.

4. Основной этап

Составление перспективного плана проведения артикуляционных игр педагогов и родителей с детьми.

5. Включение воспитателем артикуляционных игр в конспекты ИНОД.

6. Консультации учителя – логопеда для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика и др. ;

7. Мастер-класс для родителей: «Трудности трудных звуков».

8. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые игры?», «Как проводить с ребенком речевые игры».

9. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики детей.

10. Заключительный этап

- диагностика арт. моторики у детей;

- анализ проделанной работы по проекту «Веселый язычок с родителями.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Аттестационная работа «Формирование грамматического строя речи дошкольников в играх» Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать.

Автор публикации:
Проект по развитию артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста «Веселый язычок!»
Опубликовано: 8 мая 2014 в 06:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста «Веселый язычок!»» (включая файлы) размещена пользователем Шкляева Екатерина (УИ 132225) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД