Татьяна Бабетова
Проект по развитию познавательной активности детей в процессе восприятия музыки «Истории, которые рассказывает музыка»
Направление: развитие познавательной активности детей в процессе восприятия музыки.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Сроки проведения проекта :
Дата начала: 1 сентября 2016 г.
Дата завершения: 31 мая 2017 г.
Целевая группа проекта : дети старших групп ДОУ, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.
Пояснительная записка.
Публикация «Проект по развитию познавательной активности детей в процессе восприятия музыки „Истории, которые рассказывает музыка“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
В соответствии с положениями ФГОС ДО образовательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка. Одной из важных характеристик личности ребёнка является познавательная активность.
Проект направлен на развитие познавательной активности детей в процессе восприятия музыки.
Задачи проекта будут осуществляться с помощью педагогической технологии организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательного процесса дошкольников – творческого воображения.
Осуществление технологии подразумевает обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации восприятия музыки дошкольниками, а так же тесное сотрудничество с семьёй ребёнка.
Этапы технологии:
• организация развивающей среды в группе;
• накопление у детей музыкального опыта, практических умений; активизация творческого воображения с помощью специальных дидактических игр и упражнений, бесед, игр на развитие творческого воображения в изобразительной деятельности;
• организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах художественной деятельности.
Особенности музыкального искусства позволяют рассматривать его в качестве фактора развития психических процессов и, в первую очередь, конечно, креативности, творческого воображения и мышления дошкольника. Яркие музыкально-художественные образы стимулируют фантазию ребёнка, рождают необычные интерпретации и ассоциации.
Цель:
развитие творческого воображения старших дошкольников в процессе восприятия музыки.
Задачи:
• развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости детей;
• обогащение музыкально-слухового опыта детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания музыкальных произведений;
• обучение детей умению выражать свои музыкальные впечатления и отношение к эмоционально-образному содержанию музыкального произведения в творческой художественной деятельности (рисунке).
Ожидаемые результаты.
Дети:
• познакомятся с рядом музыкальных произведений и будут узнавать их;
• научатся выражать результат музыкального восприятия в художественной деятельности.
Педагоги:
• будет найден и систематизирован материал для бесед с детьми; разработаны конспекты музыкальных гостиных и викторин по теме;
• будет подобран и апробирован музыкальный репертуар, необходимый для решения задач проекта;
• будут подобраны и систематизированы игры и упражнения, направленные на активизацию творческого воображения детей;
• будут составлены диагностические карты и критерии диагностики творческого воображения;
• по итогам музыкальных гостиных будет создан альбом «Истории, которые рассказывает музыка» с творческими работами детей.
Педагогические принципы реализации проекта :
1. Принцип гуманизации, предполагающий учёт личности ребёнка.
2. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, показывающий необходимость использования первичной диагностики восприятия музыки детьми и учитывающий её результаты и основные новообразования возраста в ходе работы по слушанию музыки;
3. Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки, означающий свободу реакций и высказываний ребёнка в ходе слушания музыкальных произведений, недопущение педагогом насильственных, жёстких мер, ограничивающих порывы ребёнка;
4. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребёнку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки;
5. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации восприятия музыки дошкольниками;
6. Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми. Задачи, которые решаются ребёнком в ходе восприятия музыкальных произведений, разнообразны, и педагогу необходимо знать, ради достижения какой цели организуется музыкальное восприятие;
7. Принцип отбора музыкальных произведений в процессе организации восприятия музыки детьми, означающий необходимость критериального отбора музыкальных произведений для достижения конкретной цели посредством их слушания.
8. Принцип систематичности и последовательности в организации процесса восприятия, предполагающий постепенное усложнение музыкального содержания и приёмов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии.
9. Принцип продуктивности процесса детского восприятия музыкальных произведений, означающий, что результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт, например образ, воплощённый в рисунке, танце, игре, слове и т. д.
Необходимые условия реализации проекта :
- интерес детей и родителей;
- методические разработки;
- интеграция специалистов детского сада.
Формы работы с детьми:
• беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин;
• музыкальные гостиные в форме интегрированных музыкально-изобразительных занятий;
• специально организованный процесс восприятия музыки в повседневной деятельности детей.
Этапы проекта, мероприятия и репертуар.
Сентябрь. Организационный период, подбор материала и репертуара для работы с детьми. Составление диагностических карт.
Октябрь. М. Мусоргский. «Картинки с выставки».
Ноябрь. А. Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» - пляски, танцы, весёлый разгул. Музыкальная гостиная «Ожившие картинки».
Н. Римский – Корсаков «Полёт шмеля».
Декабрь. А. Вивальди. «Времена года». Концерт № 4(«Зима») Allegro – катание на коньках.
Январь. П. Чайковский «Щелкунчик».
Февраль. П. Чайковский. «Баба-Яга»; А. Лядов. «Кикимора». Музыкальная гостиная «Нарисуй музыку».
К. Дебюсси «Море», три симфонических эскиза.
Март. Н. Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Снегурочка».
Апрель. Р. Шуман. «Бабочки». Музыкальная гостиная «Нарисуй музыку».
Н. Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Снегурочка».
Май. Итоговый этап. Проведение диагностики и изготовление альбома «Истории, которые рассказывает музыка».