МААМ-картинки

Проект «Первые шаги от конструирования до робототехники»

Екатерина Батурина
Проект «Первые шаги от конструирования до робототехники»

МБДОУ «Детский сад №13 «Ласточка»

Познавательно - исследовательский проект

Тема: «Первые шаги от конструирования до робототехники»

Воспитатель:

Батурина Екатерина Викторовна

Проект

Тема: «Первые шаги от конструирования до робототехники»

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Участники проекта: дети с 3-7 лет, воспитатели группы, родители.

Сроки реализации: долгосрочный.

Цель проекта: создание условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков конструирования и робототехники.

Задачи:

Публикация «Проект „Первые шаги от конструирования до робототехники“» размещена в разделах

-формировать представления о разных видах конструктора, элементарных приёмах конструирования и робототехники.

-формировать первоначальные навыки конструирования и программирования робототехнических средств.

-развивать творческие способности, логическое мышление, мелкую моторику, воображение и внимание.

-воспитывать самостоятельность, умение работать в команде и умение доводить начатое дело до конца.

-воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества.

Актуальность

В наше время дети живут среди компьютеров и интернета. Техника и программирование всё больше влияют на нашу жизнь, особенно на детей.

Вокруг нас много сложных технических вещей: бытовая техника, интерактивные игрушки, строительные и другие машины. Маленькие дети любят подвижные игрушки и хотят узнать, как они устроены. Так же в современном мире существует острая необходимость в высококвалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем интеллекта. Поэтому так важно с раннего возраста развивать у детей техническую любознательность, аналитический склад ума и другие качества, которые определены в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Благодаря разнообразию разработок компании LEGO, на современном этапе появилась возможность познакомить детей дошкольного возраста с базовыми основами строения сложных технических объектов.

Занятия с использованием конструкторов LEGO и робототехники могут стать основой для развития моторики, интеллектуальных способностей и мотивации к интеллектуальной деятельности, экспериментам и техническому творчеству уже в раннем возрасте. Использование различных конструкторов положительно сказывается на всестороннем развитии ребёнка.

Эта технология особенно актуальна в условиях внедрения ФГОС ДОО, поскольку позволяет интегрировать различные образовательные области.

Конструкторы LEGO - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения.

Конструктивной деятельности, занятиям лего - конструированием, уделяется немало, внимания в реализации общеобразовательных программ дошкольных образовательных учреждений. Однако, как правило, педагоги активируют ребёнка к занятиям конструктивной деятельностью и деятельностью, направленной на развитие мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста, чаще организуется в свободной деятельности, и реже в специально организованной.

Так как дошкольный возраст является стартовым для активации интеллектуального развития, считаем важным развивать мышление, формировать интегративные качества личности именно с дошкольного возраста, что и определило необходимость поиска в решении обозначенной проблемы.

Постановка и обоснование проблемы проекта:

В дошкольных образовательных учреждениях существует острая потребность в разработке методик, которые будут стимулировать интерес к техническому творчеству и способствовать развитию первоначальных технических навыков. Однако существующие условия в детских садах не позволяют в полной мере решить эту проблему.

В ходе анализа работы учреждения были выявлены противоречия, которые легли в основу проекта. В частности, были обнаружены противоречия между:

• требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO - конструкторов;

• необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;

• возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния лего - технологий на развитие личности дошкольников;

• недостаточное финансирование дошкольных учреждений для успешной реализации и полноценного внедрения лего - технологий в образовательный процесс дошкольников.

Вывод: Обнаруженные несоответствия свидетельствуют о том, что в детском саду нужно внедрить методы, связанные с конструированием из конструктора LEGO и робототехникой. Это создаст благоприятную среду для знакомства дошкольников с техническим творчеством и формирования у них базовых технических навыков.

Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения: LEGO Wedo в образовательную среду для детей дошкольного возраста.

Основные формы и приёмы работы:

• образовательная;

• индивидуальная,

• самостоятельная,

• сотворчество взрослых и детей

• творческое моделирование;

• развивающие игры;

• задание по образцу;

• конструктивная деятельность;

• пальчиковые игры;

• по собственному замыслу

• по простейшим чертежам и наглядным схемам

• конструирование по модели

• просмотр видео материалов;

• просмотр презентаций;

• ролевая игра;

• познавательная игра;

• создание LEGO WeDo.

Необходимые материалы:

• технические средства обучения (ТСО) - компьютер, телевизор;

• наборы для детского творчества;

• наборы LEGO DUPLO, LEGO CLASSIK, LEGO «Простые механизмы», LEGO WeDo;

• декорации для обыгрывания;

• картотека игр.

Методическое обеспечение:

• выход в Интернет.

• программное обеспечение LEGO WeDo.

Предполагаемый результат

Для дошкольников:

• Развит интерес к моделированию и детскому творчеству.

• Сформированы навыки и умения конструирования по схеме, рисунку, самостоятельно подбирают необходимый материал;

• Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.

• Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

• Развит познавательный интерес к лего - конструированию и робототехнике.

• Развита мелкая моторика рук, стимулирующая в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Для родителей: повышение интереса родителей к робототехнике и конструирования через активное участие в различных конкурсах, выставках и т. п.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный

- изучение возможностей внедрения конструирования в образовательный процесс ДОУ;

- анализ имеющихся условий;

- изучить литературу по теме проекта;

- подобрать необходимый дидактический материал для проведения занятий;

2 этап: Теоретический и практический

- продолжать формировать базу дидактических материалов, видеотеки, необходимых для занятий с детьми дошкольного возраста с привлечением к этому детей и родителей;

- практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы по лего – конструированию и робототехнике.

3 этап: Обобщающий

– осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка;

- осуществление презентация полученных результатов.

Содержание проекта

Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Постепенно их количество увеличивается и добавляются другие детали конструктора.

Начиная с младшего возраста, мы используем наборы, крупного размера, имеющие несложные соединения деталей. Дети в младшем возрасте умеют выполнять словесные инструкции педагога в процессе действия с конструктором, например поставь кубик на другой кубик, поставь сверху ещё кубик. Определенная постройка может быть не всегда результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на этом этапе.

Также в младшем возрасте, дети уже умеют выделять в предметах пространственные характеристики: «высокая башенка - низкая башенка», «толстый кирпичик - тонкая пластинка», а также цвет деталей, построек (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.)

В нашей группе мы используем различные виды конструкторов такие как,

Кубики (деревянные и пластмассовые)

Строительные наборы - (брусочки, арки, конусы) эти наборы могут быть из разных материалов – деревянные, пластмассовые

Напольный конструктор «Поликарпов»

Блочные конструкторы

Суставные (соединительные детали похожи на суставы)

Пазовые (это конструкторы, которые фиксируются между собой с помощью пазов. Сюда же можно отнести, всем известный конструктор Lego и его аналоги.)

Тематические наборы (с помощью которых можно создавать различные объекты)

Количество конструкторов оптимально для всех детей.

Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка.

Дети нашей группы очень любят конструировать и занимаются этим видом деятельности - на столе и на полу. Конструировать любят как мальчики, так и девочки.

Прежде всего, это развитие конструктивных способностей.

Дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то своё. Это огромный шаг вперёд, даже если полученный результат будет очень простым или окажется давно известным. Для ребёнка это плод его воображения, созданный путём творческого поиска. Уже в младшем возрасте дети знакомятся с конструктором Лего.

В средней группе (в возрасте от 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором ЛЕГО и на основе этих навыков формируют новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять и анализировать этапы будущего строительства. Добавляется новая форма работы — это конструирование по замыслу.

Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Конструктивное творчество отличается содержательным и техническим разнообразием, дети могут не только выбирать детали, но и создавать модели, схемы, рисунки и проекты по собственным планам.

Далее конструктивная деятельность усложняется. Детям предлагается курс LEGO – конструирования «Простые механизмы», который разделён на 3 части: зубчатые колёса, оси, рычаги. Дети знакомятся с подвижными постройками, такими как карусель, катапульты, манипуляторы, тележки, и т. д. Что позволяет детям ощутить себя настоящими изобретателями, позволяет развить конструкторскую смекалку и фантазию, сформировать логическое мышление.

Заключение

Вот такими шагами мы приходим от простых алгоритмов к роботостроению. Надеемся на дальнейшее развитие нашего направления. И участие в разнообразных конкурсах по робототехнике.

Работая и внедряя образовательную робототехнику в процесс обучения и воспитания детей, мы не только решаем задачи программы, но и активно представляем себя, участвуя в соревнованиях. А соревнования по робототехнике – это яркие воспитательные мероприятия, объединяющие детей и взрослых.

Применение конструкторов в дошкольном образовательном учреждении, позволяет существенно повысить мотивацию воспитанников, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Это отличная возможность, дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.

Таким образом, реализуя проект ««Первые шаги от конструирования до робототехники»» мы добьемся развития у дошкольников интереса к моделированию через конструирование и робототехнику. Развиваем мелкую моторику рук, в активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, а так же закладываем истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.

Публикации по теме:

Вытыканки к Новому году «Мои первые шаги»Вытыканки к Новому году «Мои первые шаги» Сейчас на сайте тысячи предложений по изготовлению поделок и украшений к Новому Году. Рассматривая работы своих друзей, я подумала, что.

Фотоотчет «Наши первые шаги в детском саду»Фотоотчет «Наши первые шаги в детском саду» Фото отчет "Наши первые шаги в детском саду. " Людмила Руденко Вот и пролетели пять лет. И мы с моей напарницей Мариной Альбертовной выпустили.

Фотоотчет «Первые шаги в мир плавания» в младших группахФотоотчет «Первые шаги в мир плавания» в младших группах Общеизвестный факт, что организм человека почти на 80% состоит из воды, водная стихия наиболее близка для рода человеческого. Каждый из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Первые шаги от конструирования до робототехники»
Опубликовано: 28 апреля 2025 в 15:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Первые шаги от конструирования до робототехники»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Батурина (УИ 422247) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных