Екатерина Батурина
Проект «Первые шаги от конструирования до робототехники»
МБДОУ «Детский сад №13 «Ласточка»
Познавательно - исследовательский проект
Тема: «Первые шаги от конструирования до робототехники»
Воспитатель:
Батурина Екатерина Викторовна
Проект
Тема: «Первые шаги от конструирования до робототехники»
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Участники проекта: дети с 3-7 лет, воспитатели группы, родители.
Сроки реализации: долгосрочный.
Цель проекта: создание условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков конструирования и робототехники.
Задачи:
Публикация «Проект „Первые шаги от конструирования до робототехники“» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Конструирование. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Робототехника и программирование
- Робототехника. Проекты
- Темочки
-формировать представления о разных видах конструктора, элементарных приёмах конструирования и робототехники.
-формировать первоначальные навыки конструирования и программирования робототехнических средств.
-развивать творческие способности, логическое мышление, мелкую моторику, воображение и внимание.
-воспитывать самостоятельность, умение работать в команде и умение доводить начатое дело до конца.
-воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества.
Актуальность
В наше время дети живут среди компьютеров и интернета. Техника и программирование всё больше влияют на нашу жизнь, особенно на детей.
Вокруг нас много сложных технических вещей: бытовая техника, интерактивные игрушки, строительные и другие машины. Маленькие дети любят подвижные игрушки и хотят узнать, как они устроены. Так же в современном мире существует острая необходимость в высококвалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем интеллекта. Поэтому так важно с раннего возраста развивать у детей техническую любознательность, аналитический склад ума и другие качества, которые определены в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.
Благодаря разнообразию разработок компании LEGO, на современном этапе появилась возможность познакомить детей дошкольного возраста с базовыми основами строения сложных технических объектов.
Занятия с использованием конструкторов LEGO и робототехники могут стать основой для развития моторики, интеллектуальных способностей и мотивации к интеллектуальной деятельности, экспериментам и техническому творчеству уже в раннем возрасте. Использование различных конструкторов положительно сказывается на всестороннем развитии ребёнка.
Эта технология особенно актуальна в условиях внедрения ФГОС ДОО, поскольку позволяет интегрировать различные образовательные области.
Конструкторы LEGO - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения.
Конструктивной деятельности, занятиям лего - конструированием, уделяется немало, внимания в реализации общеобразовательных программ дошкольных образовательных учреждений. Однако, как правило, педагоги активируют ребёнка к занятиям конструктивной деятельностью и деятельностью, направленной на развитие мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста, чаще организуется в свободной деятельности, и реже в специально организованной.
Так как дошкольный возраст является стартовым для активации интеллектуального развития, считаем важным развивать мышление, формировать интегративные качества личности именно с дошкольного возраста, что и определило необходимость поиска в решении обозначенной проблемы.
Постановка и обоснование проблемы проекта:
В дошкольных образовательных учреждениях существует острая потребность в разработке методик, которые будут стимулировать интерес к техническому творчеству и способствовать развитию первоначальных технических навыков. Однако существующие условия в детских садах не позволяют в полной мере решить эту проблему.
В ходе анализа работы учреждения были выявлены противоречия, которые легли в основу проекта. В частности, были обнаружены противоречия между:
• требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO - конструкторов;
• необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
• возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния лего - технологий на развитие личности дошкольников;
• недостаточное финансирование дошкольных учреждений для успешной реализации и полноценного внедрения лего - технологий в образовательный процесс дошкольников.
Вывод: Обнаруженные несоответствия свидетельствуют о том, что в детском саду нужно внедрить методы, связанные с конструированием из конструктора LEGO и робототехникой. Это создаст благоприятную среду для знакомства дошкольников с техническим творчеством и формирования у них базовых технических навыков.
Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения: LEGO Wedo в образовательную среду для детей дошкольного возраста.
Основные формы и приёмы работы:
• образовательная;
• индивидуальная,
• самостоятельная,
• сотворчество взрослых и детей
• творческое моделирование;
• развивающие игры;
• задание по образцу;
• конструктивная деятельность;
• пальчиковые игры;
• по собственному замыслу
• по простейшим чертежам и наглядным схемам
• конструирование по модели
• просмотр видео материалов;
• просмотр презентаций;
• ролевая игра;
• познавательная игра;
• создание LEGO WeDo.
Необходимые материалы:
• технические средства обучения (ТСО) - компьютер, телевизор;
• наборы для детского творчества;
• наборы LEGO DUPLO, LEGO CLASSIK, LEGO «Простые механизмы», LEGO WeDo;
• декорации для обыгрывания;
• картотека игр.
Методическое обеспечение:
• выход в Интернет.
• программное обеспечение LEGO WeDo.
Предполагаемый результат
Для дошкольников:
• Развит интерес к моделированию и детскому творчеству.
• Сформированы навыки и умения конструирования по схеме, рисунку, самостоятельно подбирают необходимый материал;
• Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.
• Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
• Развит познавательный интерес к лего - конструированию и робототехнике.
• Развита мелкая моторика рук, стимулирующая в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Для родителей: повышение интереса родителей к робототехнике и конструирования через активное участие в различных конкурсах, выставках и т. п.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный
- изучение возможностей внедрения конструирования в образовательный процесс ДОУ;
- анализ имеющихся условий;
- изучить литературу по теме проекта;
- подобрать необходимый дидактический материал для проведения занятий;
2 этап: Теоретический и практический
- продолжать формировать базу дидактических материалов, видеотеки, необходимых для занятий с детьми дошкольного возраста с привлечением к этому детей и родителей;
- практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы по лего – конструированию и робототехнике.
3 этап: Обобщающий
– осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка;
- осуществление презентация полученных результатов.
Содержание проекта
Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Постепенно их количество увеличивается и добавляются другие детали конструктора.
Начиная с младшего возраста, мы используем наборы, крупного размера, имеющие несложные соединения деталей. Дети в младшем возрасте умеют выполнять словесные инструкции педагога в процессе действия с конструктором, например поставь кубик на другой кубик, поставь сверху ещё кубик. Определенная постройка может быть не всегда результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на этом этапе.
Также в младшем возрасте, дети уже умеют выделять в предметах пространственные характеристики: «высокая башенка - низкая башенка», «толстый кирпичик - тонкая пластинка», а также цвет деталей, построек (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.)
В нашей группе мы используем различные виды конструкторов такие как,
Кубики (деревянные и пластмассовые)
Строительные наборы - (брусочки, арки, конусы) эти наборы могут быть из разных материалов – деревянные, пластмассовые
Напольный конструктор «Поликарпов»
Блочные конструкторы
Суставные (соединительные детали похожи на суставы)
Пазовые (это конструкторы, которые фиксируются между собой с помощью пазов. Сюда же можно отнести, всем известный конструктор Lego и его аналоги.)
Тематические наборы (с помощью которых можно создавать различные объекты)
Количество конструкторов оптимально для всех детей.
Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка.
Дети нашей группы очень любят конструировать и занимаются этим видом деятельности - на столе и на полу. Конструировать любят как мальчики, так и девочки.
Прежде всего, это развитие конструктивных способностей.
Дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то своё. Это огромный шаг вперёд, даже если полученный результат будет очень простым или окажется давно известным. Для ребёнка это плод его воображения, созданный путём творческого поиска. Уже в младшем возрасте дети знакомятся с конструктором Лего.
В средней группе (в возрасте от 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором ЛЕГО и на основе этих навыков формируют новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять и анализировать этапы будущего строительства. Добавляется новая форма работы — это конструирование по замыслу.
Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Конструктивное творчество отличается содержательным и техническим разнообразием, дети могут не только выбирать детали, но и создавать модели, схемы, рисунки и проекты по собственным планам.
Далее конструктивная деятельность усложняется. Детям предлагается курс LEGO – конструирования «Простые механизмы», который разделён на 3 части: зубчатые колёса, оси, рычаги. Дети знакомятся с подвижными постройками, такими как карусель, катапульты, манипуляторы, тележки, и т. д. Что позволяет детям ощутить себя настоящими изобретателями, позволяет развить конструкторскую смекалку и фантазию, сформировать логическое мышление.
Заключение
Вот такими шагами мы приходим от простых алгоритмов к роботостроению. Надеемся на дальнейшее развитие нашего направления. И участие в разнообразных конкурсах по робототехнике.
Работая и внедряя образовательную робототехнику в процесс обучения и воспитания детей, мы не только решаем задачи программы, но и активно представляем себя, участвуя в соревнованиях. А соревнования по робототехнике – это яркие воспитательные мероприятия, объединяющие детей и взрослых.
Применение конструкторов в дошкольном образовательном учреждении, позволяет существенно повысить мотивацию воспитанников, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Это отличная возможность, дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
Таким образом, реализуя проект ««Первые шаги от конструирования до робототехники»» мы добьемся развития у дошкольников интереса к моделированию через конструирование и робототехнику. Развиваем мелкую моторику рук, в активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, а так же закладываем истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.