Румия Асфандиярова
Проект по УМК по изучению татарского языка «Минем өем» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема проекта : “Минем ем”
Тип проекта : групповой, познавательно – речевой, творческий.
Продолжительность: долгосрочный
Срок реализации: две недели.
Участники проектной деятельности : педагоги, родители,
дети.
Образовательные области: познавательное развитие.
Возраст детей: от 4 до 5 л
Цель:
Публикация «Проект по УМК по изучению татарского языка „Минем өем“ для средней группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Татарстан
- Средняя группа
- Татарский язык. Материалы для изучения татарского языка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Заинтересовать русскоязычных детей и их родителей для изучения татарского языка.
Задачи:
Формировать первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.
Активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие.
Способствовать умению составлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка.
Научить воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.
5. Ознакомление детей с татарской литературой и фольклором, культурой татарского народа (традициями, национальной одеждой, праздниками, декоративно-прикладным искусством и т. д.)
Актуальность:
Мы живем в РТ, где государственными языками признаны два языка : русский и татарский. В связи с новыми подходами в обучении детей государственным языкам в ДОУ республики, творческими группами городов Казань и Набережные
Челны были разработаны учебно-методические комплекты (УМК)
Хорошее владение татарским языком как средством общения — веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в последующих классах, но и для интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. педагогическая общественность Татарстана особое внимание уделяет внедрению инновационных технологий обучения, воспитания и развития в систему дошкольного образования. Это позволяет выявить имеющиеся продуктивные подходы к решению образовательных проблем, в которых возможны наиболее полное раскрытие, развитие и реализация всего богатства психологических, личностных качеств каждого ребенка. При повышении качества дошкольного образования особая роль принадлежит законам Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», «Об образовании», в которых подчеркивается необходимость обучения родному языку в дошкольных образовательных учреждениях, акцентируется внимание на его образовательный и воспитательный потенциал, на создание необходимых условий для дальнейшего развития национального языка и культуры. Кроме того, расширение сферы функционирования татарского языка сопровождается повышением интереса к его истории, национальной культуре, традициям и обычаям татарского народа, так как овладение татарским языком стало жизненной необходимостью для всех народов Республики Татарстан, в том числе и для татар.
Ожидаемые результаты:
• Создание копилки познавательной информации.
• Проявление творческих способностей детей в разных видах деятельности.
• Ощущение удовлетворительности и удовольствия от совместной деятельности детей и взрослых.
Ожидаемые педагогические результаты.
Методика обучения второму языку является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Однако не все используемые на сегодняш ний день методы обучения могут с максимальным успехом развить у дошкольни ков необходимые речевые умения и способности, так как опираются на закономерности механического запоминания. А это, в свою очередь, негативно влияет на формиро вание у детей мотивации к данному виду деятельности. Сама практика выдвигает перед наукой необходимость обновления содержания обучения, опирающегося на особенности детского развития: образное мышление, словотворчество и игру как ведущий вид деятельности. Во многом эти закономерности обусловлены особен ностями детского восприятия. Особенности овладения вторым языком в дошколь ном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке, со спонтанным овладением иными формами общения.
Ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем ему нужно знать второй язык. Цели взрослого для него слишком абстрактны. Мотивация дошкольников действует по принципу «здесь и теперь», т. е. ребенок не задается отдаленными целями. Поэтому весь процесс постижения второго языка выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и детьми. Важно построить процесс общения наиболее рационально, с учетом психофизических возможностей детей, в том числе - особенностей развития памяти.
1) Раскрытие сущности основных понятий, отражающих проблему проекта. В республике Татарстан проживают люди разных национальностей, которые должны знать второй государственный язык – татарский. Усвоение татарского языка находит препятствие из-за недостаточной триединой направленности: воспитатель- родитель – ребенок. Взрослые не в полной мере уделяют значению изучения татарского языка в семье, что в свою очередь влияет на процесс замедления познания языка.
2) Основные принципы, лежащие в основе проекта.
• Принцип адресного подхода в формировании гражданской позиции у подрастающего поколения, предполагающий использование различных форм и методов воспитательной работы.
• Принцип активности, который предусматривает разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей.
• Принцип комплексной помощи в формировании эмоционально - ценностных отношений ребенка к родному народу, языку, культуре.
Предполагаемый результат:
• Совершенствование знания татарского языка у детей через непосредственное участие в ролево - игровой деятельности.
• Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к татарскому языку и его культуре.
• Создание атмосферы радости в совместной деятельности детей и взрослых.
Организация деятельности родителей:
Этапы проекта
Подготовительный: Разработка структуры проекта,изучение и подбор материала (литературы,фотографий) ;составление тематического планирования мероприятий; подбор дидактических,сюжетно-ролевых игр; анкетирование родителей, обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта.
Основной: Беседы, просмотр фотографий, книг, презентации.
Заключительный: презентация фотографий «Изучаем татарский язык»; Лейпбук “Минем ем”
Реализуемые мероприятия
№ Число, тема Бурычлар Эш трлре Ата – аналар белэн эшлэу
1 Минем гаилм 1. Сз байлыгы булдыру. 2. Гади диалогта катнаша бел, сзлрне отып алу аша хтер, зиен стер ” Уен “Тыла, крст, кабатла!” “ Консультация для родителей "
Учим татарский язык»
2 “йдгез, танышыйк” 1. Яа сзлр куллануны двам ит. 2. Диалогик сйлм стер. 3. Бер- бере карата ихтирамлылык трбиял. Сзле уен “Мин малай. Мин кыз” Папка – передвижка: «Безне белн йрнегез”
3 “Тату гаил” 1. Сз байлыгы булдыру.
2. Гади диалогта катнаша бел, хтер, зиен стер.
3. Бер-берене тылау, ишет сыйфатлары трбиял Дидактик уен “Кем юк?” Дидактик уен
4 “Кунаклар килгн” 1. Танышу диалогын иск тшер м ныгыту. би, бабай сзлрен йрн.
2. Гади диалогта катнаша бел, хтер, зиен стер
3. Татар телен кызыксыну трбиял Уен “Бел, йт!”
Папка – передвижка: «Безне белн йрнегез”
5 “би бабайларны хрмтлик” 1. зурларга карата хрмт трбиял;
2. куелган сорауларга тулы мллр белн авап бир осталыгын стер;
3. би-бабайларны кадерле кешелр булуын тшендер Уен “Бел, йт!”
сандык зерл, милли киемнр туплау.
6 Безне гаил Гаил гъзаларыны, ашамлыкларны, уенчыкларны исемнрен хтерд ныгыту, фикерл слтен стер, игътибарларын арттыру. Дидактик уен “Бу кем? Бу нрс?”
Папка – передвижка: «Безне белн йрнегез”
7 Гаил турында балалар рсемнре конкурсы. 1. Балаларны проблемалы ситуация -г кую, ти - нилре, туганнары белемнрен ачыклау; Уен ситуациясе
“Бу кем?” Фото выставка
8 "Минем гаил тугърасы" 1. Балалар з ти- нилре, туганнары турында кбрк белерг йрт.
2. Гади диалогта катнаша бел, ,куелган сорауларга тулы мллр белн авап бир осталыгын стер; конкурс Гаил шрсен тз.
9 Келле уеннар 1. Тгркт уеннар уйнау 2. Балаларны ага алуларын, игътибарларын,хтерлрен стер.
3. Уеннарга ярату,хрмт трбиял Тгркт уеннар Картотека
“ырлы-биюле уеннар”
10 Милли ашлар милли ризыклар, татар халкыны аш- су зерл осталыгы, кунакчыллыгы турында сз алып бару; балаларны татарча сйлм кнекмлрен камиллштер белн берг, аларда аш- су пешерче
нрен кызыксыну уяту Милли ашлар кичсе Презентация ясау
Кич оештыру.
11 Курчак кунакка килгн” “Диалогик сйлм стер. Сзле уен “Курчакны макта!” Папка – передвижка: «Безне белн йрнегез”
12 “Акбай м Мияу мааралары”. 1. Сйлм рнге: ю. белн таныштыруны двам ит.
2. стерешле диалог стенд эшл. Аралашу телге тудыру.
3. Бер-берене тылау, ярдм ит сыйфатлары трбиял Мультфильм “Акбай м Мияу мааралары”.
“Уенчыклар юабыз” 1. Сйлм рнге: ”Ю” камиллштер
2. стерешле диалог стенд эшл. Аралашу телге тудыру.
3. Бер-берене тылау, ярдм ит сыйфатлары трбиял Ситуация тудыру: балалар белн уенчыклар юу 2. Дидактик уен: “Уенчык нинди?”
13 “Мияуга блк” 1. Зур, кечкен уенчыклар: аю, песи, эт, курчак, туп, куян сзлрен активлаштыру.
2. Гади диалогта катнаша бел, хтер, зиен стер
3. Дуслык трбиял Уен ситуациясе Папка – передвижка: «Учим татарский язык дома
14 “Зур- кечкен” Зурлыкларны аера, йт белерг йрт”. Уен ситуациясе “Зур туп, кечкен туп Консультация для родителей «Бармак уеннары
15 “Зур- кечкен” Зурлыкларны аера, йт белерг йрт Уен ситуациясе “Зур песиг - зур туп, кечкен песиг - кечкен туп бир” Папка – передвижка: «Безне белн йрнегез”
16 “Уйный-уйный саныйбыз
1. Санау,балаларны логик фикерл слтен стер.
2.1-5 к кадр санау кнекмлрен стер.
3. Балаларда мсткыльлек, трбиял Уен ситуациясе
“Сана” “Нич уенчык?” “Уйный-уйный саныйбыз” альбом тз
17 “Уйный-уйный саныйбыз
1. Санау,балаларны логик фикерл слтен стер.
2.1-5 к кадр санау кнекмлрен стер.
3. Балаларда мсткыльлек, трбиял Дидактик уеннар 1“Дрес итеп сана”.
2“Сосчитай, сколько яблок”. Папка – передвижка: «Безне белн йрнегез”
18 Бармак уеннары 1. Гаил гъзалары исемнрен барлау.
2. Аларны сйлмд активлаштыру
3. Балаларда гаил гъзаларына хрмт, ярату хислре трбиял Бармак уеннары
Без,без,без идек. Бармак уеннары картотекасы
19 Татар халык иаты белн таныштыру Татар халык уеннары турындагы белемнрне арттыру, системага салу. Татар халык уены “Аю-бре”
“Тбтй”
Татар халык уеннары картотекасы
20 “Келле ял итбез” Татар халкыны, бай уен репертуары белн таныштыру уен фольклорытшенчсен бир 1.”Буяу сатыш
-2. Яшел яулык”.
3. "Милебай” 4. "йт, кгрчен» Татар халык уеннары картотекасы
21 Татар халык бизклре Татар халык бизклре турындагы белемнрне арттыру, системага салу. Дидактик уен
“Бизкне ый” Милли киемдге курчакларны карау
22 Татар халык бизклре 1)Рсем ясау кнекмлрен (бармак эшчнлеген) стер, иади карашны кийт, милли киемнрне исемнрен, бизлешлрен сйлмд йтне активлаштыру.
2) Бизклрд элементларны м тслрне гармонияле берлше аша эстетик звык трбиял Рсем ясау
Кисеп ябыштыру Милли киемнр стенд тз.
23 “Без театр уйныйбыз”
1. Гаил гъзалары исемнрен сйлмд стер м кабатлау.
2. Балаларны уенда актив катнашуларына телк белдерерг иреш.
3. Татар телен кызыксыну трбиял 1. Уен ситуациясе: “Бу йд кем яши? Ул нинди?”
Костюмнар зерл.
24 “Без театр уйныйбыз Шалкан киятен схнлштер. 1. Уен ситуациясе: “Кил монда? Костюмнар зерл.
25 Минем ем йрнгн барлык материалларны куллану,кабатлау. Лейпбук ясау. Папка – передвижка: «Безне белн йрнегез”