Ольга Владимировна Панарина
Проект по экологии «Метеобюро «Народные приметы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Метеобюро «Народные приметы».
Вид проекта : поисково – исследовательский.
Продолжительность: 2012-2014 г. г
Участники проекта : дети старшей, подготовительной группы, воспитатели, родители, руководитель клуба «Эко. лучики»
Внешние интегративные связи:Библиотека, станция Юннатов
Публикация «Проект по экологии „Метеобюро „Народные приметы“» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Внутренние интегративный связи: руководитель эко. студии «Эко. лучики», воспитатели, руководитель клуба «Путешественники», руководитель ИЗО студии «Карандаш», руководитель театральной студии «Золотой ключик».
Ресурсы:
Эко студия на базе ДОУ
Руководитель экологического кружка «Эко- лучики»
Центры природы в группах
Огород на окне в групповых комнатах
Природное окружение (лес, поляна, ручей)
Предварительная работа:
- Чтение, заучивание стихов посвященных народным приметам, различным временам года, обрядовых песенок, закличек.
- Рассматривание иллюстраций пейзажей времен года.
- Прослушивание музыки композиторов посвященной временам года.
- Наблюдение на прогулках за народными приметами.
- Игры в дидактические игры «Народные приметы»
- Создание «огорода на окне» в группах
- Создание альбомов: «Народные приметы»
- Создание перфокарт
Материалы и оборудование:
Календарь природы, «народный календарь», стихи посвященные народным приметам, различным временам года, обрядовые песенки, заклички, грунт, семена растений, перфокарты, альбомы «фиксаций наблюдений».
Ожидаемый результат:
Старший дошкольный возраст:
Дети знают:
знакомы с перфокартой, схемами для заполнения «народного» календаря
Дети умеют:
Бережно и созидательно относятся к природе знакомясь через различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую, коммуникативную.
Подготовительная к школе группа:
Дети знают:
народные приметы надежны, их можно использовать для предсказания погоды
знакомы с терминологией, которая используется при заполнении «народного» календаря.
знают названия растения – синоптиках, явлениях погоды, поведение животного мира, которые могут предсказать погоду;
Дети умеют:
заполняют «народный» календарь природы,
устанавливают причинно- следственные связи,
используют народный календарь природы в сюжетно-ролевых играх экологического содержания «Лаборатория».
сформированы коммуникативные качества, и умения делиться информацией;
проявляют творчество при заполнении «народного» календаря, вносят предложения, предлагают варианты условных обозначений.
Перспектива развития проекта :
Работа по проекту в последующие годы. Цикличное использование проекта старшего дошкольного возраста.
Включение структурных компонентов проекта в режимные отрезки времени
Пополнить развивающую среду центров природы групп старшего дошкольного возраста «народным» календарём.
Использование «народного календаря», как основного аспекта работы с детьми в центре природы
Изменение, дополнение в содержание «народного календаря» педагогами.
Цель проекта : установить надежность народных примет погоды
Задачи проекта :
1 Формировать навыки экологической культуры и экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
2 Активизировать познавательную деятельность детей к истории и культуре русского народа через ознакомление с народными приметами, отмечая взаимосвязь явлений природы
3 Формировать умение фиксировать результаты наблюдений в «народном» календаре природы
4 Побуждать детей к проявлению творчества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость от участия в коллективном деле.
Поэтапное планирование деятельности.
Cодержание Задачи Время Примечание
I этап – организационно-ознакомительный
(старшая группа)
Наблюдения в природе в течении дня Продолжать учить детей видеть сезонные изменения в природе, поведения животных, насекомых, характерных для каждого сезона. В течении учебного года Воспитатель группы
Руководитель эко. клуба
Руководитель физ. воспитания
Родители
Беседа: «Что летом родиться – зимой пригодиться» Продолжать знакомить детей с характерными признаками лета. Рассказать о народных приметах. Загадывание загадок о летних явлениях природы.
Сентябрь Воспитатели группы
Руководитель эко. клуба
Родители
Дид. игра: «Что это?» Учить узнавать, называть явления природы: туман, роса, радуга и т. д. В течении учебного года Воспитатели группы
Руководитель эко. клуба
Родители
Изготовление перфокарт Познакомить детей с перфокартами, способом их заполнения. Октябрь Воспитатели группы
Руководитель эко. клуба
Дид. упр. «Гуляй, да присматривайся» Предложить детям перфокарты с условными обозначениями «народного календаря», учить замечать и отмечать народные приметы. В течении учебного года, неоднократно в каждом сезоне. Воспитатели группы
Руководитель эко. клуба
Хоровод: «Что нам осень принесла?» Закрепить знания детей о характерных особенностях осени, использование соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. Русские народные праздники
Ноябрь Воспитатели группы
Руководитель эко. клуба
Руководитель клуба «Речевичок»
Дид. игра: «Здравствуй зимушка – зима» Учит детей называть зимние явления природы: изморозь, снег, позёмка и т. д. Закрепить знания характерных особенностей зимы, знакомство с народными приметами. Декабрь - январь Воспитатели группы
Руководитель эко. клуба
Работа с календарем природы Продолжать способствовать развитию желания заполнять календарь природы, видеть изменения состояния погоды. В течении учебного года Воспитатели группы
Обыгрывание ситуации: «Письмо Нафане» Составление с детьми письма Нафане с использованием перфокарт про народные приметы весны Март - май Воспитатели группы
Руководитель эко. клуба
Дид. игра: «Народные приметы» Учить детей видеть причинно – следственные связи в природе, составлять соответствующие пазлы с «народными приметами» В течении учебного года Воспитатели группы
Руководитель эко. клуба
Консультация для родителей, беседы, интервьюривание Познакомить родителей с тем, что мы знакомим детей с народными приметами, учим фиксировать свои наблюдения. Ноябрь - май Воспитатели группы
II – самостоятельная игровая деятельность детей.
(подготовительная к школе группа)
Пополнение центра природы «народным календарём» Познакомить детей с «народным календарём», объяснить способы его заполнения, для чего он нужен. Сентябрь Воспитатели группы
Руководитель эко. клуба
Самостоятельная деятельность детей в центре природы Учить детей организовывать деятельность по желанию в центрах природы В течении учебного года Воспитатели группы
Наблюдения на прогулке Обучение фиксации наблюдений, способствовать развитию желания наблюдать за состоянием погоды, видеть народные приметы. В течении учебного года Воспитатели группы
Руководитель эко. клуба
Игры детей в группе, на прогулке в эко. игры Способствовать развитию желания у детей использовать «народный календарь» в своей деятельности, вызвать желание делиться свими наблюдениями, желание корректировать условные обозначения «народного календаря» В течении учебного года Воспитатели группы
Занятия в клубе «Карандаш» Закреплять знания детей про народные приметы на других занятиях В течении учебного года Руководитель клуба «Карандаш»
Сюжетно-ролевая игра: «Метеостанция» Продолжать учить детей видеть народные приметы, развивать желание рассказывать о своих наблюдениях. В течении учебного года Воспитатели группы
Руководитель эко. клуба
Сюжетно-ролевая игра : «Прогноз погоды» Способствовать развитию у детей желания делиться своими наблюдениями про народные приметы, используя названия явлений погоды. В течении учебного года Воспитатели группы
Руководитель эко. клуба
Работа на «огороде на окне» Продолжать учить детей видеть характерные проявления растений на изменения погоды. В течении учебного года Воспитатели группы
Создание альбомов: «Народные приметы» Систематизировать знания детей про народные приметы В течении учебного года Воспитатели группы
Руководитель эко. клуба
Практическая помощь (по необходимости) Учить детей изыскивать способы проверять нужную себе информации, используя разные источники информации доступные в группе, дома. В течении учебного года Воспитатели группы
Руководитель эко. клуба
Родители
Беседы с родителями: «Народные приметы» Рассказывать родителям, что дети продолжают знакомиться с народными приметами, фиксируют их в «народном календаре» В течении учебного года Воспитатели группы
Подготовка к презентации Закреплять знания про народные приметы при помощи устного народного творчества май Воспитатели группы
Руководитель эко. клуба
Родители
III этап - заключительный
Презентация проекта :
Дети группы презентуют модель «народного календаря»
- Стихотворения по каждому сезону;
- Представление народных примет;
- Зачем нужен «народный календарь»;
- Какими играми можно заменить «народный календарь»
Литература.
1. Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Моя Родина-Россия М. ,2002
2. Антонова Ю. Е. ,Левина Л. В. Как научить детей любить Родину М. ,2003
3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир М., 2010
4. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим М., 2010
5. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей М. 2004
6. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России М., 2010
7. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий М., 2007
8. Князева О. А., Маханева М. Д. Пограмма Приобщение детей к истокам русской народной культуры С-П. ,2002
9. Куприна Л. С. ,Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. И. знакомство детей с русским народным творчеством С-П. ,2003
10. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Чита 2002
11. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры М.
12. Мягина Л. К., Зотова Л. М., Данилова О. А. Маленьким детям большие права С-П., 2007
13. Мягина Л. К., Зотова Л. М., Данилова О. А. Маленьким детям большие права С-П., 2007
14. Новицкая М. Ю., Мартинкова Е. М. Родной дом М., 2001
15. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду М. 2009
16. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5- 7 лет с народным и декоративным прикладным искусством. М., 2008
17. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба. С-П. ,2004