Лучший педагог года

Проект по экологическому воспитанию детей второй младшей группы «Погода за нашим окном»

Ольга Александрова
Проект по экологическому воспитанию детей второй младшей группы «Погода за нашим окном»

Проект по экологическому воспитанию

детей младшего дошкольного возраста

«ПОГОДА ЗА НАШИМ ОКНОМ»

Вид проекта : среднесрочный

Сроки проведения: октябрь – ноябрь 2015 года.

Актуальность:

Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей второй младшей группы „Погода за нашим окном“» размещена в разделах

Взаимодействие человека с природой – актуальная проблема современности. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, а именно ранний возраст, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Задачи:

Развивать у детей интерес, любознательность, целенаправленность восприятия и эмоциональную отзывчивость на эстетические свойства и явления живой и неживой природы, помочь в накоплении ребенком личного опыта познания окружающего мира и чувственного контакта с ним.

Цели:

- познакомить с различными природными явлениями;

- учить называть природные явления;

- показать разнообразие состояния воды в окружающей среде;

- формировать навыки наблюдения за окружающей природой;

- развивать наблюдательность, внимание, мышление;

- воспитывать любовь к природе, умение радоваться любой погоде;

Содержание проекта :

Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.

Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.

Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной).

Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.

Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.

Количество участников проекта : 22 ребенка,2 воспитателя,родители.

Возраст детей : с 3до 4 лет (младшая группа) .

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции) .

Ожидаемые результаты :

• осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

• активизация исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

воспитание экологического сознания детей группы;

• вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

• конкурс на выразительное чтение стихов об осени, о погоде;

• музыкальное развлечение;

• ведение детьми календаря погоды.

Практический этап:

В уголке природы создан календарь погоды, в котором с помощью фетровых деталей на липучках (солнышко, тучка, дождик, снег) дети активно фиксируют результаты наблюдений за погодой.

Организованы с детьми наблюдения неживой природы: солнца (количества тепла и света, характер осадков, ветер, длительность дня). В результате этой работы у детей складывались представление о погоде : ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены:

прошёл дождь - появились лужи;

холодно - лужи долго не высыхают;

солнце нет - пасмурно, темно;

дует ветер - по небу быстро двигаются облака;

ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд;

солнце днём очень низко над горизонтом.

Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.

Аналитический этап: анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тема 1. Наблюдение за солнцем.

Цели:

- вырабатывать представление о том, что когда светит солнце – на улице тепло;

- поддерживать радостное настроение.

Экскурсия по экологической тропе детского сада «Учимся радоваться природе» :

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду (сегодня светит солнышко- тепло). Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену.

Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком – пусть бегут к тебе.

Вот он, светленький кружок, убежал на потолок.

По команде «Ловите зайчика» дети пытаются поймать его.

Эксперимент: «Могут ли наши руки почувствовать солнышко? Что посылает солнышко нашим ладошкам

Цель: научить отмечать тепло ласкового солнышка.

Игра – импровизация «Солнышко»

Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей, стр. 61.

Ритуал приветствия:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Тема 2. Наблюдение за облаками.

Цели:

- познакомить с различными природными явлениями;

- показать разнообразие состояния воды в окружающей среде;

- формировать творческое отношение к делу.

Ребята, внимательно посмотрите на небо. Что вы там видите? Это облака.

Они состоят из капелек воды.

-они летят высоко или низко?

-какого они цвета?

-на что похожи облака?

Белые лебеди в небе живут,

По небу лебеди плавно плывут.

Белые перышки вьются слегка.

Здравствуйте, лебеди – ОБЛАКА.

Облака, облака – кучерявые бока,

Облака кудрявые, целые, дырявые,

Легкие, воздушные, ветерку послушные.

Я сегодня видел сам:

Слон гулял по небесам!

Фиолетовою тушей,

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей

Слон слонялся в небесах.

В синеве он важно плыл

Даже солнце заслонил.

ЗАГАДКА:

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут (облака).

Игра – перевоплощение «Представь себя облаком, плывущим по небу»

Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей, стр. 49.

Тема 3. Наблюдение за тучами.

Цели:

- учить определять состояние погоды по наблюдениям;

- развивать внимание, наблюдательность, мышление.

Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце, отметить, какое небо (хмурое, какая погода (хмурая).

Ходят ветры, ветры буйные,

Ходят тучи, тучи темные.

ЗАГАДКА:

Нахмурится, насупится, в слезы ударится- ничего не останется (туча).

Туча по небу летела-

Все толстела и толстела.

А потом на радость нам

Громко лопнула по швам.

«Ба-ба-бах!» -ударил гром

И разлился дождь ведром.

Тема 4. Наблюдение за дождем.

Цель: познакомить с природным явлением – дождем.

В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождь веселый, а есть грустный, определить, какой дождь. Уточнить, что после дождя все мокрое, появляются лужи. В чем по лужам можно ходить?

Сколько знаю я дождей?-

Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром, дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой.

Дождик с солнцем, дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

ЗАГАДКА:

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает?

Его просят, его ждут, а как придет – домой бегут.

Ритмическое упражнение «Дождик» :

Капля – раз, капля – два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом –

Все бегом, бегом, бегом!

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять,

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

ЗАГАДКА:

Блестит под солнцем после стужи на асфальте сером … (лужа).

Игра «Сапожки» :

(дети держатся «паровозиком» и шагают, стараясь не расцепиться и не упасть)

Нарядились ножки в новые сапожки.

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки берегите.

Звонко шлепаю по лужам,

Мне сегодня зонтик нужен!

Дождик капает с утра.

В теплых куртках детвора.

Игра – импровизация «Капельки»

Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей, стр. 54.

Тема 5. Наблюдение за ветром.

Цели:

- познакомить с природным явлением – ветром;

- учить определять направление ветра.

Посмотреть на верхушки деревьев. В какую сторону они наклоняются? Откуда дует ветер? Поднять флажки над головой. Дети определяют направление ветра по развевающимся полотнищам. Предложить детям пробежать с флажком по направлению ветра и против него.

В парке ветер-ветерок

Кружит листья и песок.

У мальчишек со двора

Будет новая игра.

С ветром только веселей-

Ввысь летит воздушный змей!

Игра – импровизация «Ветерок»

Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей, стр. 63.

Дыхательное упражнение «Дует ветер» :

Дует сильный ветерок - в-в-в (активный вдох)

И качает так листок – в-в-в (выдох).

Осенние листочки на веточках сидят,

осенние листочки детям говорят:

осиновый - а-а-а,

рябиновый – и-и-и,

березовый – о-о-о,

дубовый – у-у-у.

Функциональное упражнение «Ветер дует на того…»

Тема 6. Наблюдение за туманом.

Цели:

Туман – явление природы. Кажется, что облака опустились низко-низко и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман, как и облака, из крохотных капелек воды, они появились из прозрачного водяного пара, который попал в поток холодного воздуха и стал сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе – они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

Наблюдение: какое небо во время тумана? Как вам дышится? Густой ли туман?

Плыл над озером туман

Положил себе в карман

Утку он с утятами,

Бережок с ребятами,

Мокрый луг и рыбака.

Спрятал даже облака.

Стало нам обидно-

Ничего не видно!

Тема 7. Наблюдение за первым снегом.

Цели:

- познакомить с природным явлением – снегом;

- показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.

Нахмурилось небо, наверно не в духе,

Летают, летают белые мухи!

И носятся слухи, что белые мухи

Не только летают, но даже и тают.

Задать вопрос детям «О каких белых мухах идет речь в стихотворении?». Предложить поймать снежинку на ладошку, лицо. Что произошло со снежинкой? Во что она превратилась? Предложить детям поймать снежинку на пальто, варежку и рассмотреть ее.

Просмотр презентации «Наступила зима».

ЗАГАДКА:

С неба хлопья полетели.

Шубы белые надели

И дороги, и дома –

Начинается… (зима)

Что-за чудо – покрывало?

Ночью все вдруг белым стало?

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый … (снег).

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой … (снежинки).

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос – морковка.

Чуть тепло – заплачет вмиг

И растает… (снеговик).

Пальчиковая игра «Ох, как холодно зимой!»

Ох как холодно зимой! (сжимают и разжимают пальцы)

Не хочу идти домой!

Нужно ручки мне согреть! (повороты кистями рук)

Подышать и потереть. (дышат в руки и хлопают в ладоши)

Дидактическая игра «Снеговики»

Цель: знакомить со свойствами снега (холодный, в тепле тает, лепится, из него можно скатать комок)

На прогулке показать детям, как скатать из снега комок – большой и маленький. А если поставить их друг на друга, то получится снеговик. Построить вместе несколько снеговиков, сравнить их по размеру, украсить веточками или разукрасить цветной водой. После прогулки захватить в группу немного снега, обратить внимание детей на то, что снег холодный, а если подержать его в руках – он превратится в воду.

Игра – импровизация «Путешествие снежинок»

Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей, стр. 59.

Тема 8. Наблюдение за небом.

Цели:

- продолжать знакомство с различными природными явлениями;

- учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, тучи)

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое). Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно – хмурое, серое, нерадостное. Какая погода? (пасмурная). А если подует ветер, что случится с тучами? (ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце).

Дуют ветры, ветры буйные.

Ходят тучи, тучи ясные.

Тема 9. Наблюдение: «Наступили холода»

Цели:

- развивать предпосылки наблюдательности, интереса к взаимосвязи природы и жизни людей (почему люди надевают более теплую одежду)

Рассматривание иллюстраций к стихотворению А. Барто «Наступили холода» :

Ветер на терраске,

Холодно в коляске!

На Андрейке – телогрейки,

Кофты, рукавицы,

Полосатый шарф Андрейке

Принесли сестрицы.

Он сидит едва дыша

В телогрейке пестрой.

Как на полюс малыша

Снарядили сестры.

- привыкай к холодам! -

Объясняет Света. –

И зима приходит к нам,

А не только лето.

Подвижная игра «Холодок» : (идут стайкой врассыпную, притопывая)

Холод, холод, холодок,

Не пугай ты нас, дружок.

Будем вместе дружно топать

И в ладошки звонко хлопать.

Хлоп-хлоп, раз, два, три, (хлопки, прыгающий шажок, кружатся)

Нам не холодно, смотри.

Холод, холод, холодок, (бегут врассыпную, сжав кулачки)

Не пугай ты нас, дружок.

Побежим мы по дорожке,

не замерзнут наши ножки.

Хлоп-хлоп, раз, два, три, (хлопки, прыгающий шажок, кружатся)

Нам не холодно, смотри.

Дидактическая игра «Помоги Тане одеться на прогулку»

Цель: развивать умение находить предметы одежды, соответствующие погоде.

Продуктивная деятельность: рисование «Узоры на шапке».

Публикации по теме:

«Проектная деятельность во второй младшей группе по экологическому воспитанию «Золотая осень» АКТУАЛЬНОСТЬ: В наше время экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Экологическое образование – это.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей младшей группы «Поможем Дюймовочке» Программное содержание: -дать детям представление о процессе выращивания из семян. -уточнить знания детей о частях растений (корень, стебель,.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Рассматривание клумбы» во второй младшей группе Конспект НОД по экологическому воспитанию «Рассматривание клумбы» во второй младшей группе. Цель: Учить детей различать и называть 2 цветущих.

Конспект по экологическому воспитанию во второй младшей группе «К нам осень пришла» Методы и приемы: беседа, игра, художественное слово, вопросы, ответы, рассматривание, анализ. Словарная работа: осень, разноцветные, расписные.

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей младшей группы по теме «Лесные животные» Цели и задачи: Обогащать представления детей о лесных животных, отмечать характерные признаки представителей животных. Ввести в активный.

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группеКонспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе Цель занятия: дать детям знания о значении воды в жизни человека. растений, животных. Закрепить знания о свойствах воды: жидкость, лед (при.

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Зимнее путешествие» Конспект занятия по экологическому воспитанию во 2ой младшей группе: «Зимнее путешествие» Воспитатель: Архипова Г. В. МКДОУ БГО ЦРР- детский.

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Мир пернатых зимой» Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Мир пернатых зимой» Цель. Формировать у детей обобщенное представление.

Перспективно-тематический план по экологическому воспитанию детей младшей группы «Березка, милая моя» 1-15 сентября «Деревья. Здравствуй, березка» «Познание» - экскурсия к березе на участке детского сада. «Коммуникация» - беседа «Что я знаю.

Проект по экологическому воспитанию детей младшей группы «Березка, милая моя» Проект по экологическому воспитанию детей младшей группы «Березка, милая моя» 1. Актуальность. Шумит все лето деревце зеленою листвой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологическому воспитанию детей второй младшей группы «Погода за нашим окном»
Опубликовано: 4 марта 2016 в 22:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД