Долгосрочный проект по экспериментированию «Воздух и вода» в подготовительной группе

Петрова Оксана Александровна
Долгосрочный проект по экспериментированию «Воздух и вода» в подготовительной группе

«Современно-образовательные технологии в развитии

познавательной сферы детей дошкольного возраста».

«Воздух и вода»

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.

Актуальность

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;

• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

• формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

• привлечение родителей к совместной деятельности;

Матрица проекта

Название проекта: «Воздух и вода»

Тематическое поле: Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный март 2020 – май 2020гг

Проблема:

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Основные формы реализации проекта:

1.Формы образовательной работы с детьми:

• опыты, эксперименты

экспериментирование на прогулке

• индивидуальная работа с детьми

• самостоятельная экспериментальная деятельность

• дидактические игры

• подвижные игры

• труд в природе и в уголке природы

• чтение художественной литературы

• беседы

• просмотр презентаций, мультфильмов.

2.Формы работы с родителями:

• Мастер класс

• Консультация

• Буклеты, памятки

• Беседы

• Ручной труд

• Развивающая среда.

3.Формы работы с педагогами:

• Консультации

• Буклеты

• Мастер класс.

Предполагаемый результат:

• Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

• Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

• Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

• Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

• В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Перспективы:

• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);

• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;

• Пополнять предметно – развивающую среду;

• Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

Новизна:

• Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.

Этапы проведения проекта

Этапы Содержание деятельности Сроки

Организационно – диагностический Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта.

Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

Организация предметно – развивающей среды Март 2020г

Практический Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

Апрель 2020 г

Заключительный Педагогическая диагностика на конец проекта.

Презентация проекта на педагогическом совете. Май 2020г

Месяц Вид деятельности Тема Цель

Март Беседа - рассказ Экскурсия в детскую лабораторию Повышение интереса к исследовательской деятельности.

ООД Свойства веществ Формирование представлений о свойствах веществ.

Опыт Строение веществ Расширение представлений о строении знакомых веществ

ООД «Воздух невидимка» Расширять знания о воздухе.

Опыт «Где теплее» Выявить что теплый воздух легче холодного.

Подвижная игра «Поймай воздух» Закреплять знания о воздухе в процессе игры.

Беседа «Органы дыхания» Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека.

Апрель Презентация «Воды земного шара» Познакомить детей, что большую часть земного шара занимает вода.

Опыт «Куда делась вода» Выявить процесс испарения воды.

Опыт «Помощница вода» Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Экспериментирование на прогулке «Свойства воды» Расширить представления о свойствах воды.

Май Опыт «Фильтрование воды» Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Наблюдение «Вода испаряется с помощью ветра» Доказать что ветер быстрее испаряет влагу.

Труд на огороде «Животворное свойство воды» Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Опыт «Сухой из воды» Продемонстрировать существование атмосферного давления.

Опыт «Воздух под водой» Выявить что воздух легче воды, имеет силу.

Опыт «Изменение объёма жидкости» Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Д/игра «Водоем» Расширять знания об экосистеме водоемов.

П/игра «Мы водные капельки»

Опыт на прогулке «Звуки в воде» Выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Перспективный план работы с родителями

Форма работы Тема

Беседа дома с детьми: «Кто такие учёные», «Что такое эксперимент

Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Ручной труд:

Беседа:

- Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов.

- «Как организовать игры с водой».

Памятка:

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Консультация:

«Играя, познаем».

Мастер –класс: «Интересные опыты с детьми»

«Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратится к тому, что он узнал».

Сухомлинский В. А

Используемая литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015.

3. Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2012.

4. Куликова И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2005.

5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2001.

Публикации по теме:

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Конспект НОД по валеологии для старшего дошкольного возраста. Задачи: - дать детям понятие о закаливании, о его значении для формирования,.

Фотоотчет «Солнце, воздух и вода с нами вместе навсегда!»Фотоотчет «Солнце, воздух и вода с нами вместе навсегда!» Фотоотчет «Солнце, воздух и вода с нами вместе навсегда!» Лето– это самое удивительное и любимое время года, которое дети ждут с нетерпением.

Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода»Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода» Участники проекта: дети 2 младшей группа «А» комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Конспект НОД по экспериментированию «Невидимка-воздух» для старшего дошкольного возраста Интеграция: Познание, коммуникация, художественное творчество, здоровье. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Конспект НОД по экспериментированию «Воздух вокруг нас» в средней группе Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию «Воздух вокруг нас» в средней группе. Разработал: воспитатель.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух — богатство нашей планеты Земля» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Программное.

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебная вода» во второй младшей группеКонспект занятия по экспериментированию «Волшебная вода» во второй младшей группе Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по экспериментированию «Волшебная вода» Цель: дать представление.

Консультация «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»Консультация «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» Закаливание детей в летний период Вот и наступила пора жаркого солнца и необыкновенно радостного настроения. Но лето – это еще и самое подходящее.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Воздух, вода и техника» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Воздух, вода и техника». Авторы: Дирдовская Людмила Ивановна- воспитатель дошкольного.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности «Воздух. Песок. Вода» в старшей группе Ноябрь – декабрь. Экспериментирование с воздухом Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Экология
  • Транспорт
Автор публикации:
Долгосрочный проект по экспериментированию «Воздух и вода» в подготовительной группе
Опубликовано: 16 марта 2020 в 16:59
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...

7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...


Горячие темочки