Папки-передвижки

Познавательно-исследовательский семейный проект «Подводный мир»

Елена Артюшенко
Познавательно-исследовательский семейный проект «Подводный мир»

Оглавления.

1. Введение. 3

2. Объект исследования и актуальность. 4

3. Цель и задачи проекта. 4

4. Подготовительный этап. 5

5. Реализация проекта. 10

6. Выводы. 13

7. Используемая литература. 14

Введение.

Однажды моя тётя подарила мне энциклопедию «Подводный мир», в которой рассказывается о разнообразных обитателях морей и океанов. Меня это очень заинтересовало. Потом летом я поехал отдыхать с бабушкой и дедушкой на море. Там мы посетили океанариум, в котором увидели акул, скатов, креветок, тюленей, пингвинов, пираний и других рыб, а также сходили на представление в дельфинарий.

Публикация «Познавательно-исследовательский семейный проект „Подводный мир“» размещена в разделах

Тип проекта : позновательно- исследовательский

Участники проекта : семья Уткиных

Продолжительность: среднесрочный

Форма организации: семейный

Ведущая деятельность и методы исследование: исследовательская, наблюдения, измерение.

Сфера применения: совместная деятельность

Использование темы: оформления, поиск

Время работы: свободное

Актуальность: На нашей планете находятся много рек, морей и океанов. Нас радует голубизна воды, прекрасный водный пейзаж. Но интересно, есть ли жизнь под водой? Кто живет в воде рек, океанов и морей? Чем они питаются»? Есть ли у них враги? Как спасаются от врагов? Какую пользу приносят природе?

На эти вопросы мы попытаемся найти ответ в ходе реализации нашего проекта.

Объект исследования: морские обитатели.

Нами выдвинута Гипотеза, я подумал, что рыбы и животные, увиденные мною в океанариуме, не могут быть единственными обитателями морей и океанов. То, что я увидел, по моему предположению, лишь маленькая часть огромного подводного мира.

Цель проекта : создание условия для расширения представление о подводном мире и его обитателях

Задачи проекта :

1. Развивать познавательный интерес к подводному миру, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни подводных жителях, их строении, способах передвижения.

2. Познакомиться с некоторыми видами морских обитателей.

3. Узнать в чём их особенность и понять как они приспосабливаются к окружающей среде.

Предмет: Особенность подводного мира.

Ожидаемый результаты:

Сформировано представление об обитателях подводного мира, растительном мире водоемов; формированы навыки поисковой деятельности, систематизированы знания о свойствах воды, воспитано бережное отношение к воде.

I Подготовительный этап.

Несмотря на то, что большая часть Земли покрыта водой, океанские глубины остаются загадкой для ученых. Даже о поверхности Луны известно больше, чем об океане. На Луне побывало 12 человек, а в Марианской впадине только 3! Особенно поражают удивительные обитатели океанов. Также в морских пучинах встречаются весьма необычные, а порой загадочные явления, объяснения которым трудно найти.

Существа, поражающие воображение

Наверное самое удивительное в океане – это населяющие его представители фауны. Перепись «населения» океанов, которая проводилась исследователями по всему миру 10 лет, вплоть до 2010 года, выявила 250 000 видов живых существ. Но ученые полагают, что существует не менее 1 млн. разновидностей морских обитателей, и десятки, а может быть, даже сотни миллионов микробов и микроорганизмов.

Не так давно ученые выявили формы жизни, способные выжить без света или кислорода, а также в экстремальных температурах. Это доказывает тот факт, что диапазон водной жизни может быть намного шире, чем мы когда-то думали.

Морские хищники огромных размеров

Китообразных, имеющих зубы относят к подотряду зубатых китов. В него входят такие редкие киты, как кашалот, косатка, нарвал и белуха. Эти животные находятся под угрозой исчезновения из-за интенсивности охоты на них и сильного загрязнения моря.  

Кашалот – это самый крупный из зубатых китов: самцы достигают 21 метров в длину и весят до 40 тонн, самки мельче. Мощные зубы располагаются только на нижней челюсти. Эти гиганты питаются крупными кальмарами и каракатицами. У кашалота мало врагов. Если к нему приближаются касатка или  акула, страшным ударом мощного хвоста он может ранить или даже убить их.

Долгое время китобои охотились на нарвала из-за его необычного рога, которому приписывали чудодейственные свойства. На самом же деле это - спирально закрученный верхний зуб самца, направленный вперёд в виде прямого бивня длиной до 3 метров. Предназначение бивня в жизни нарвалов до конца не выяснено. Обычно он служит тараном для пробивания отдушин во льду арктических морей, где обитают эти киты приспособлением для охоты на кальмаров и турнирным оружием самцов. У самок такого крупного бивня нет.

Косатка достигает длины 10 метров и веса 8 тонн. Косатки обитают во всех морях земного шара, плавают группами по 15-200 голов. Питаются рыбой, кальмарами, птицами, тюленями, дельфинами, морскими слонами и молодыми моржами. Добычу нередко загоняют стаей, как волки. Косаток не пугает и такая добыча, как крупные усатые киты, которых они окружают стаей и рвут на куски.

Белуха или белый кит, достигает в длину 5 метров и весит более тонны. Она живёт в Северном Ледовитом океане. Белухи издают очень громкие звуки хорошо слышимые на поверхности воды и похожие на треск, щелканье, щебетанье и трели птиц, за что и получили прозвище «морские канарейки».

Морские акробаты

Дельфины- это водные млекопитающие, которых можно встретить в любом океане. Многие считают их разумными существами, стремящимися к общению с человеком. Скорость их передвижения может достигать 55 км/час. На верхушке головы у дельфинов расположена ноздря, называемая дыхалом, через которую они вентилируют лёгкие. Глаза дельфинов видят на поверхности так же хорошо, как под водой. Толстый слой жира, расположенный под кожей, защищает их от холода и жары, а также служит запасом питательных веществ и энергии. Дельфины обладают природным подобием ультразвукового радара. Он расположен у них в голове и позволяет легко обнаруживать добычу, препятствия и опасности, точно определяя расстояние до них. Дельфины живут группами. Самые маленькие стада 6-20 особей, самые крупные – более 1000. Вожак группы самый старший дельфин, ведёт стадо с помощью нескольких самцов, которых он посылает вперёд в качестве разведчиков. Дельфины всегда помогают дуг другу и спешат на выручку, как только один из них окажется в беде. У дельфинов весьма крупный мозг. Они обладают памятью и удивительными способностями к имитации и адаптации.

Опасный подводный мир.

Когда говорят об опасностях, которые таит в себе океан, прежде всего, вспоминают акул. На самом деле акулы, за исключением нескольких видов, а всего их больше 250, сами не нападают на человека. Так же ведут себя и другие зубастые морские хищники-гиганты. Но речь пойдет не о них.

Больше всего опасных морских животных встречается среди мелких, часто неприметных или, наоборот, очень ярких и разноцветных морских обитателей. Эти совсем безобидные с виду существа вырабатывают сильнейшие, порой смертоносные яды. Ученые насчитывают около 500 видов ядовитых рыб, 93 вида ядовитых кишечнополостных животных, 91 вид моллюсков, 26 видов иглокожих. Но не стоит поддаваться страху. Ядовитые морские животные поражают человека, как правило, в порядке самозащиты, когда он их потревожит или неосторожным движением причинит им боль.

Рыба-камень – одно из самых ядовитых и к тому же самых уродливых морских животных. Это существо длиной всего 15-20 сантиметров, с безобразной крупной головой, маленькими глазками и большим ртом. Голое, без чешуи, коричнево-бурое, тело рыбы-камня покрыто буграми и бородавками, а из спинного плавника торчат жесткие ядовитые шипы. Обычно она прячется среди кораллов, под камнями, зарывается в ил или песок и может остаться на берегу в лужах после отлива. Она похожа на обломок камня и неприметно окрашена, поэтому заметить ее практически невозможно. Если человек наступит на рыбу-камень или дотронется до нее, она тотчас же вонзит в него шипы плавников, в основании которых находятся ядовитые железы. Яд ее чрезвычайно опасен. Известны случаи, когда человек погибал через несколько часов и даже минут после укола ее ядовитых шипов.

Рыба-зебра, в отличие от рыбы-камня, обладает весьма заметной внешностью. Ее тело длиной 30-40 сантиметров расписано яркими розовыми полосами. Главное украшение рыбы-зебры – длинные ленты спинных и грудных плавников. Они напоминают прекрасные веера. Именно в этих роскошных плавниках таятся острые ядовитые иглы. Укол рыбы-зебры вызывает сильнейшую боль, от которой люди теряют сознание. Отравление ядом сопровождается судорогами, на месте прокола возникает заражение.

Морского ядовитого дракончика рыбаки остерегаются с давних времен. Укол его шипов, располагающихся на спинном плавнике и вдоль жаберных щелей не менее опасен, чем укол рыбы-зебры. Он может вызвать нарушение дыхания, судороги и даже привести к остановке сердца. Спинных шипов у дракончика бывает от пяти до семи, каждый из них покрыт тонким слоем кожи, кончик шипа торчит из нее как иголка.

Скаты – хвостоколы жалят свою жертву ядовитыми шипами. Яд его очень токсичен. Его оружие – одна или несколько острых колючек, располагающихся на конце плетевидного хвоста. Даже у мелкого полуметрового хвостокола длина хвостового шипа достигает 20 сантиметров, а у крупного от 30 сантиметров и более. Скат способен нанести удар такой силы, что может пробить шипом днище лодки.

Среди морских ежей, принадлежащих к отряду иглокожих, в который входит около 600 видов морских животных, одни совершенно безобидны, других лучше обходить стороной. Шарообразное тело морского ежа практически сплошь покрыто иглами. Их укол вызывает такую же боль, как вонзившийся в тело раскаленный гвоздь, и, если игла проникает глубоко, жжение не прекращается несколько часов. Большую опасность для человека представляют обитатели коралловых рифов – ежи семейства диадемовых. Их тело величиной с яблоко утыкано торчащими во все стороны 30-сантиметровыми иглами. Ранение ими вызывает острую боль, возможен даже паралич.

Медузы принадлежат к типу кишечнополостных и имеют стрекательные клетки. При приближении добычи или опасности клетки действуют так: сначала стремительно вбирают в себя воду, а затем наружу выбрасывается ядовитая полая нить. Нить движется с силой, достаточной для того, чтобы пробить кожу жертвы и впрыснуть яд. Большинство видов безопасны для человека, но ожоги некоторых могут вызвать смерть. К ядовитым относятся кубомедузы, названные так за округлую форму колокола. Самая ядовитая из кубомедуз – морская оса. Она небольшая, не более 20 сантиметров в диаметре, полупрозрачная и очень быстро плавает. От прикосновения ее крохотных, усеянных тысячью смертоносных жал щупальцев, человек может умереть в считанные секунды.

Из моллюсков наиболее опасны так называемые конусы. Они получили свое название за почти правильную коническую форму. Их раковины длиной не больше 15-20 сантиметров, окрашены в яркие цвета и покрыты разнообразными узорами. Этим-то они и привлекают ловцов жемчуга и аквалангистов. Конусы наносят укол острым шипом, который выдвигается в щель на узком конце раковины. Внутри шипа находится очень сильный яд, который после укола впрыскивается в рану. Укол вызывает острую боль, паралич органов дыхания и часто заканчивается смертью.

Кораллы, как и медузы, тоже имеют стрекательные клетки. Самые опасные кораллы – огненный коралл и жгучие кораллы из рода Миллепора. Они так красивы, что аквалангисты не могут удержаться от соблазна отломить кусочек на память. Сделать это без ожогов и порезов невозможно. И хотя раны, полученные при соприкосновении с кораллами, обычно бывают неглубокие, заживают они очень долго.

Актинии – крупные животные высотой до одного метра с мягкими трубчатыми телами, лишенными известкового скелета. Они прикрепляются к камням, ракушкам и мертвым кораллам нижним концом трубчатого тела. В верхней части тела у актинии есть рот, окруженный многочисленными щупальцами, собранными в венчик. Эти щупальца удивительно похожи на хризантемы, георгины или астры и отличаются таким же разнообразием – встречаются пурпурные, коричневые, белоснежные, нежно-голубые актинии. Розовая актиния, несмотря на красоту, наиболее опасна. Не менее ядовиты ее сородичи – адамсия и анемона. При прикосновении к актиниям на теле подводного пловца появляются жгучая багровая сыпь и язвы. Среди морских обитателей лишь небольшая забавная рыба-клоун не боится анемонов. Толстый слой слизи защищает ее от яда актинии. Пользуясь своей неприкосновенностью, клоун плавает между щупальцами, питаясь остатками трапезы анемона и находясь под надежной защитой ее жгучих щупалец.

Удивительное в подводном мире.

В океане есть слой воды, в котором звук не рассеивается. Этот канал позволяет подводным жителям поддерживать связь, находясь в самых отдаленных точках.

И раздаются в море круглые сутки самые разные голоса. Скрежещут лангусты. Жужжат, отпугивая от икринок врагов, рыбы-мичманы. Спинорог, если его напугать, свистит и чирикает. Морской петух умеет кудахтать, а бычок-подкаменщик жужжать. Урчание пикши очень похоже на работу мотора. Ужасно шумит в океане рак-щелкун. Щелкая своей клешней, он оглушает мелких рыбешек. Сутками поют киты. Их песня разносится далеко – на полторы тысячи километров. Дельфины издают тридцать типов разнообразных звуков. С помощью эхолокации дельфины могут обнаружить маленький мячик на расстоянии ста метров. Вот так говорят подводные жители.

Удивительны и названия морских существ. Каких только имен не дают им люди. Очень многие из них достались им от земных животных и предметов. Есть в океане рыбы: молот, пила, топорик, лира, клоун, ангел, бабочка, жаба, попугай, еж, зебра, змея, парусник, телескоп, свистулька, флейторыл, звездочет, хирург, мичман, юнкер, сиамские петушки, мохоголовая собачка, луна-рыба, морские коньки и огурцы. Живут в отверстиях кораллов черви, которых называют “рождественское дерево”. Плавают, щелкая зубами, акула-кошка и акула-домовой.

Многие морские животные обладают удивительной способностью к регенерации. Например, потерявший клешню краб, достаточно быстро восстанавливает ее.

На дне морском есть суперпапа и супермама. У морских коньков детёнышей вынашивает отец, … Он производит на свет от 300 до 500 малышей. Самка откладывает икру в особую выводковую сумку на брюхе супруга. Когда наступает время родов, папа прицепившись к водоросли, изгибается и играет животом-поторапливает потомство. Через день - другой выходят мальки. Супермама - осьминожиха так боится за свою икру, что ни на секунду не расстаётся с ней до вылупления малышей. Она подвешивает икринки к потолку своей пещеры и без устали шевелит щупальцами, отгоняя прожорливых рыб, очищая, налипающий на икринки ил и обеспечивая постоянный приток к ним свежей воды. Когда вылупляются малыши, мать истощена до предела. Она теряет до половины своего веса. У неё нет сил выбраться из пещеры, и вскоре она там же умирает, так и не увидев, как растут дети.

О подводном мире можно говорить, бесконечно ведь он так разнообразен и огромен. Он постоянно изменяется и не спешит раскрывать свои тайны.

II Реализация проекта.

Работая над проектом, я читал книги, энциклопедию, путешествовал по сайтам интернета. Я познакомился с самыми известными обитателями вод – рыбами. В мире их существует около 25 тысяч видов. Они отличаются по размеру, форме тела и окраске.

Я узнал, что моря и океаны также населяют разнообразные виды моллюсков, что дельфины - это одни из самых загадочных животных (они очень умные и организованные, что средняя продолжительность жизни морских черепах составляет около 80 лет, а величина морских звёзд колеблется от 2 см до 1 м, хотя большинство из них имеют размер 12—25см.

Так же с родителями посетила водный цирк, где главными актерами были животные подводного мира.

Приложение 1.

С мамой мы посети наш Краснодарский океанариум, где я узнала много о обитателей подводного мира, узнала чем животные питаются, дышат. Много интересных и красивых рыб я увидела Приложения2

Это стихотворение нам очень понравилось

Таинственный подводный мир

Я книгу открою с таинственным миром;

Там ходят не львы и не крокодилы,

Там рыба усатая бродит по дну,

Попробуй поймай-ка хотя бы одну.

Кораллы-причудливый моря узор.

Глядишь на него-удивляется взор.

Где можно увидеть столько чудес,

Загадочных «зонтиков»будто с небес!

Вот звезды лежат неподвижно на дне,

Лучами сверкая в илистой мгле.

Их берегись-эти звезды не с неба,

Они ядовиты, так же как и химера!

В бурых водорослях моря

Плавают они без горя.

Разноцветные,чудные

Рыбы-бабочки цветные.

А подобие блюдца-скат-хвостокол.

Его берегись-будет болен укол.

На брата похож электрический скат,

Разрядом ударит и будешь не рад.

Чем ближе ко дну, тем страшней существа:

Огромные пасти,сверкают глаза.

Приманка ждет жертву с блестящим крючком,

Удильщик с омаром проплыли бочком.

Усеян клыками распахнутый рот

Плывет неспеша, как змея,мешкорот.

Добыче любой будет рада та пасть,

Рыбешка в которую сможет попасть.

А в темной бездне,там, где пена,

Острозубая мурена

Притаилась ночью, ждет-

Вдруг добыча проплывет.

Этот мир своеобразный, и чудесный,и опасный

Показал я вам сполна.

Барракуду и «луну»,рыбу-меч и камбалу,

Целлоканта и скорпену,

Рыбу–каплю и мурену–

Обитателей всех дна.

III Вывод.

Довольно трудно увидеть, что творится в океанских глубинах, но еще труднее это представить. Скрытые под толщей воды, там находится множество вулканов и горных вершин, айсбергов, разнообразных живых организмов…

Океаны - удивительные географические объекты, но от них еще и напрямую зависит жизнь человека и всего человечества в целом. Океан представляет собой сложнейшую экосистему: приливы и отливы, ветра и течения, температурный баланс и, конечно же, морские флора и фауна, - все в ней взаимосвязано. И если что-то нарушается в одном из элементов, то вся экосистема сбивается с налаженного ритма, а любая катастрофа неизменно влечет за собой следующую и следующую, и так - по «принципу домино» - доходит и до человека.

Океан - до сих пор загадка для науки. Во многом причины даже самых незаметных изменений в жизни океана еще не до конца понятны ученым. А некоторые, как потом выясняется, были истолкованы неправильно. Мы все время открываем что-то новое, и новые знания влияют на наши представления о Мировом океане.

Сегодня океан зависит от хозяйственной деятельности человека и природных катастроф. Изменение средней температуры всего на один-два градуса, загрязнение поверхности или неразумное использование ресурсов океана - любой из этих факторов может вызвать необратимую цепную реакцию и привести к гибели всей экосистемы Мирового океана.

Но все же, несмотря на то, что за последние века богатства океана значительно оскудели, его воды - и у берега, и на глубине - по-прежнему полны жизни. И удивительно, что по прихоти природы именно в этих разъедающее соленых водах открытого моря обитают самые причудливые, самые странные существа на земле.

Океан не замирает ни на мгновенье. Его воды постоянно перемещаются, подчиняясь гравитации, притяжению луны и ветрам, которые дуют то с суши, то с моря на сушу. И океанография тоже не стоит на месте.

Вычислено, что Мировой океан содержит 1340 миллионов кубических километров воды. Большая часть этих вод находится на такой глубине, что о ней ученым мало что известно. Там огромное давление, кромешная тьма и очень низкая температура - и это препятствует широкомасштабным исследованиям и глубоководным экспедициям. На такой глубине наука и техника бессильны перед природой.

Охрана Мирового океана является одной из глобальных проблем человечества. Ведь мёртвый Океан - мёртвая Планета, а значит, и всё человечество.

Список литературы.

1) Энциклопедия для детей «География». – Москва: Аванта+, 1994 г.

2) Хатчинсон С., Хоукинс Л. Е. Энциклопедический путеводитель «Океаны». – Москва: Махаон, 2007 г.

3) Школьник Ю. Полная энциклопедия «Подводный мир». – Москва: Эксмо, 2008 г.

4) Траки В. «География морей и океанов» : Энциклопедия для любознательных. – Москва: Астрель, 2002 г.

5) Калашников В. «Тайны воды» : Энциклопедия тайн и загадок. – Москва: Белый город, 2004 г.

6) Колпакова О. В. «Подводный мир» – Мир вокруг нас. – Москва: Белый город, 2006 г.

7) Пимон М. Р. «Тайны моря». – Москва: Махаон, 2006 г.

8) Валери Ле Дю «Мир моря». -Москва: Махаон,2005 г.

9)Эмили Бомон «Животные рекордсмены»- Москва,Махаон,2005 г.

10) Открытые источники в сети «Интернет».

https://www.allkross.ru/Sreda-obitaniya/Vodnaya-sreda/Okeani/Mirovoy-okean-zagadka-dlya-nauki.html

https://tainy.net/23098-neobyasnimye-zagadki-mirovogo-okeana. html

11)DVD –диск «Подводные джунгли». ООО» Пирамида-видео» -Москва 2006 г.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Мир глазами детей»Познавательно-исследовательский проект «Мир глазами детей» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию я хочу представить, познавательно – исследовательский проект: «Мир глазами детей»,который я провела.

Долгосрочный экологический проект «Подводный мир морей и океанов» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Семицветик» с. Булгаково муниципального района Уфимский район.

Информационный познавательно-исследовательский проект «Мир лекарственных растений»Информационный познавательно-исследовательский проект «Мир лекарственных растений» Паспорт проекта. Вид проекта: информационный, познавательно – исследовательский. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитатель,.

Познавательно-информационный проект «Подводный мир» для подготовительной к школе группы Познавательно-информационный проект «Подводный мир» Подготовительная к школе группа Актуальность: Подводный мир очень красочен, ярок,.

Познавательно-исследовательский проект «Мы познаем мир» Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №656 им. А. С. Макаренко» Дошкольное группа.

Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию детей средней группы «Цветущий мир на окне»Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию детей средней группы «Цветущий мир на окне» Описание работы: проект по экологическому воспитанию для детей средней группы" Цветущий мир на окне " Участники :воспитатели, дети, родители.

Проект «Подводный мир» Проект «Подводный мир» старшая группа Воспитатель: Боголепова Е. Н. Вид проекта: информационно-творческий Пояснительная записка. В масштабах.

Проект во второй младшей группе «Подводный мир» Проект во второй младшей группе: «Подводный мир». Актуальность разработки и реализации педагогического проекта: Очень важно начинать экологическое.

Познавательно-исследовательский проект «Волшебный мир бумаги» Тема: Волшебный мир бумаги Паспорт проекта Вид проекта: познавательно-исследовательский Сроки проведения: 1 месяц. Участники исследования.

Экологический проект «Подводный мир» Актуальность разработки и реализации педагогического проекта: Очень важно начинать экологическое воспитание детей с самого раннего детства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский семейный проект «Подводный мир»
Опубликовано: 15 марта 2019 в 10:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД