оксана илюшина
Проект «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический творческий проект дошкольной разновозрастной группе детского сада:
Покормите птиц зимой
Педагогический проект : «Покормите птиц зимой»
Автор проекта : Илюшина Оксана Германовна воспитатель МБДОУ д/с ОВ №13
Тип проекта : творческий, групповой, краткосрочный.
Актуальность данной темы:
Публикация «Проект „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Ну вот и наступили холода! Перелетные птицы улетели в теплые края, на юг - к солнышку. А те, кто остался зимовать вместе с нами, не выживет без помощи человека. Совсем не осталось корма для зимующих птиц, а снежные заносы и наст все больше затрудняют добывание пищи. Доступного корма становится все меньше и меньше, но потребность в нем возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают от голода и холода. Они нуждаются в помощи. Мы можем помочь птицам! Устраивая для них столовые – кормушки, ежедневно подсыпая в них корм.
Дети имеют небольшой опыт наблюдения за птицами в природе. У опрошенных мною детей, недостаточный уровень знаний о том, что зимнее время года – это не только игры и развлечения, но и суровые морозы.
Цель:
Изучение образа жизни и поведения птиц в зимнее время года нашего региона;
Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
Воспитывать желание, вызвать интерес помогать птицам в трудное для них время;
Развивать любовь и интерес к родному краю в процессе экологического воспитания, умения отражать это в своих творческих работах;
Изготовить кормушки, организовать птичью столовую;
Пополнить развивающую среду по теме данного проекта.
Ожидаемые результаты:
Понимание важности данного проекта в жизни ребенка – сформированная система знаний о зимующих птицах;
Умение вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производя анализ увиденного;
Умение различать птиц по внешнему, оперению, повадкам;
Полученные знания о пользе зимующих птиц;
Совместная деятельность с привлечением родителей воспитанников старшей группы.
Срок проведения данного проекта :
Январь – февраль
2017 уч. год.
Основные формы реализации данного проекта :
1 этап-подготовительный
Составление плана деятельности;
Подборка картинок, фотографий, предметов, связанных с птицами (сувениры, игрушки, посуда и т. д.);
Подборка музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах;
Подготовка цикла бесед, рассказов, видеоматериала и презентаций о зимующих птицах;
Рекомендации-памятки для родителей о том, как правильно вызвать интерес и желание у ребенка помогать птицам;
2 этап -основной организационно – практический
Чтение и обсуждение художественной литературы:
«Зимние гости» Ю. Никонова,
«Берегите птиц» Т. Евдошенко,
«Поет зима аукает» С. А. Есенин,
«Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский;
«Птичий год: зима» В. Бианки;
Рассматривание изображений птиц на картинках, фотографиях, иллюстрациях в книгах и журналах;
Презентации на темы:
«Зимующие птицы нашего края»;
«Покорми птиц зимой…»;
«Дети и птицы»;
Прослушивание цикла песен, музыкальных произведений:
Разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок;
Заучивание стихотворений:
«Воробей» Н. Рубцов;
«Зяблик» С. Михалков;
«Снегири» Л. Татьяничева;
ИЗО деятельность: рисование, изготовление поделок, аппликации, конструирование из бумаги;
Игры, развлечения;
Конкурс – викторина: «Что за птица, отгадай.»
Взаимодействие с родителями: конкурс совместных работ «Птицы – наши друзья», изготовление кормушек.
3 этап-заключительный
Трансляция результатов (презентация) проекта в фотовыставке и на сайте детского сада для родителей и всех желающих.
Составление фотоальбома «Зимующие птицы»
Акция «Птичья столовая» с совместным участием детей и их родителей.
Фотоотчет о проделанной работе:
Дидактическая игра «Покормите птиц зимой»
Дидактическая игра «Разрезная картинка»
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Дидактическая игра «Зимние гостьи»
Цель: активизировать в речи пространственные термины и предлоги.
Ход игры:
Во время прогулки воспитатель предлагает детям игровую ситуацию. «Птицы разлетелись по нашему участку. Давайте отыщем их и покормим. Искать будем по схемам»
Воспитатель раздаёт каждому свою схему. В разных местах участка разложены плоскостные изображения птиц, в соответствии со схемой.
«Внимательно рассмотрите схему и скажите, кого вам нужно найти и где эта птица спряталась»
Дети отыскивают нужную птицу и рассказывают о её местоположении, используя пространственные предлоги: под, на, слева, справа и др.
Создание копилки загадок о птицах.
Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.
– Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.) – Кто присел на толстый сук
И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.) – Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее -… (Ворона.) – Кто так громко всех стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.) – Мы построили вдвоем,
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей … (Скворец.) – Всех прелестных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица… (Грач.) – На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (Цапля.) – В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится
Ку-ку…ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать? (Кукушка.) – Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдет приют :
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (Снегирь.) Что такое – посмотри!
Выпал снег, на нем огни
Это птицы - … (снегири).
Летом ловит он жуков,
Поедает червяков.
На юг не улетает,
Под крышей обитает.
«Чики-рики», - не робей.
Дам тебе крошек, …. (воробей).
Села на кормушку
Птичка с желтым брюшком (синица).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая,
Знатная персона.
Это же … (ворона)
Бела как снег,
Черна как жук,
Вертится как бес,
Стрекочет на весь лес. (сорока).
На деревьях днем умело
Клювом долбит он кору.
Друг деревьев, враг жуков –
Это кто же он таков? (дятел)
Игра средней подвижности «Филин и пташки».
Цель: закрепить умение подражать голосам птиц, развивать ловкость, внимание, смекалку.
Ход игры.
Перед началом игры выбирается филин, а дети делятся на две стайки: синиц и клестов. Каждая стайка встает в свой обруч (обручи находятся в противоположных концах зала). Филин сидит на стуле в центре зала. Подражая крику птиц (синички – «ци-фи, ци-фи», клесты – «кле-кле», дети «летают» по залу. На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свой обруч. Если птица попадает в чужой обруч, то другие птицы ей говорят : «Кыш – кыш, лети в свою стаю». Пойманную пташку филин угадывает по птичьему крику.
Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: "Птички-невелички"
Цели:
• Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года. Закрепить знания о зиме. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.
• Ввести в словарь детей слова: стая, чирикать, нахохлиться. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки.
• Закрепить умение соблюдать пропорции во время лепки птиц.
• Развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук, ловкость.
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру.
Оборудование:
Фотография воробья, синицы, снегиря. Фигурка птицы, запись пения воробья, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки; для лепки – пластилин, стеки, дощечки, влажные салфетки. На одноразовой тарелочке наклеена вата – имитация снега – и насыпан корм для птиц (зерно).
Предварительная работа:
Развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за птицами.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку.
Коротка моя песенка, вот: Чик-чирик! Другой никакой я не знаю. Зимовать не улетаю, А под крышей обитаю. Увидев добычу, я вмиг С крыши за нею слетаю. Прыг-скок! Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей).
-Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья).
Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!
-Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы).
-А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно. - Зимой птички-невелички мало чирикают, а больше молчат. - В холодную погоду они меньше двигаются, чем в теплую погоду. - В морозную погоду птички сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).
Физминутка: подвижная игра «Тепло, холодно»
А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра). Ребятки, взгляните за окошко.
Загадка о кормушке для птиц
-В зимний день среди ветвей Стол накрыт для гостей. Дощечка новая, Для птиц столовая, Зовет обедать, Крошек отведать. Что это? (Ответы детей).
- Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей).
- Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей).
-корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан. Вот таким образом. (Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит насыпать немного зерна на макет заснеженной полянки)
Пальчиковая гимнастика «Воробей»
Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.
(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).
-Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе.
Воспитатель предлагает детям слепить целую стаю птичек-невеличек. После показа техники выполнения лепки дети приступают к работе. Затем выставляют готовые работы на полянку с зерном.
- Ребята, расскажите каких птиц вы сегодня лепили? (Воспитатель выслушивает каждый ответ)
- Не забывайте кормить птиц зимой!
Беседа «Почему птиц стало меньше?»
Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.
• Кто это?
• Какие они?
• Они живые?
• Что они едят?
• Все птицы любят есть жуков и мошек.
• А как зовут эту птичку (Показать картинку с изображением синицы)
• Что она ест?
• Много ли сейчас насекомых?
• Зачем надо подкармливать птиц?
Стало холодно, насекомых нет будем подкармливать птиц крошками.
• Какие птицы улетают?
• Как их называют?
• Почему они улетают?
Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых.
• Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?
• Так какие же птицы бывают?
2. Беседа «Синичка- гостья нашего двора»
Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.
Наглядный материал:
Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.
Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками. (показать модели).Кто это?
Дети: Синичка.
Воспитатель: А Мишка говорит, что это жук – он желтый и у него есть крылья. Давайте докажем, что это синичка.
Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка- это птица.
Воспитатель: Что есть у птиц?
Дети отвечают.
Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике?
Дети отвечают.
Чем она питается?
Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.
Воспитатель. Так почему же синичка – птичка?
Дети отвечают.
3. «Перелетные птицы»
Цель: Продолжить знакомить с причиной отлета птиц.
Наглядный материал: Картинки с изображением гуся и лебедя.
Худ. слово: стихотворение об осени.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Вы знаете птиц?
• Они тоже собрались улетать? Почему?
• А чем они питаются? ( Воспитатель : эти птицы достают пищу клювом там, где мелко, и даже со дна. Стало холодно, рачки залезли в норки, травка стала вянуть. У птиц нет корма, они улетают. (показать картинку). Летят они углом, ведет их вожак стаи, когда он улетает, его заменяет другая птица.
Поспевает брусника.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
Стало в сердце грустнее.
4. Знакомство с воробьем.
Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.
Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.
Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?
Дети : нет.
Воспитатель: А кошка умеет прыгать?
Дети: Да.
Воспитатель: А летать?
Дети : нет.
Воспитатель: Так про кого я рассказала?
Дети : про воробья.
Воспитатель: Докажите птице, что это птица, а не кошка.
Дети отвечают
Воробей – это зверек такой?
Дети: воробей- птичка?
Воспитатель :
• почему воробей – птичка?
• что есть у птички? (показать модель)
• какого цвета грудка?
• чем покрыто тело?
• какого цвета перышки?
• какого цвета шапочка?
• что это? (показать клюв)
• какой клюв?
• зачем он нужен?
• Что воробей клюет?
• Зачем нужен хвост?
• зачем воробью глазки?
• Кто у него враги?
• Могут ли птички прожить без еды?
Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?
Дети отвечают.
5. Тема: «Кормушка. Наши пернатые друзья.
Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.
Наглядный материал: кормушки для птиц.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Что это?
• Зачем нужна кормушка?
• Для кого они нужны?
Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыпем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.
• Что ест голубь, воробей, синичка?
• Так зачем подкармливать птиц зимой?
Воспитатель : Кто-то прошел по снегу и оставил следы. Кто же здесь мог пройти? (сравнивать по размеру следы медведя, волка, лисы, кошки, мыши, птицы). Хотите отправиться в лес?
Воспитатель читает детям рассказ. задает вопросы.
• Чьи же это следы?
• Кто чем пишет на снегу?
• Почему остались следы?
• Когда они пропадут?
6. Тема «Как птицы ведут себя зимой?»
Цель: уточнить и расширить знания о птицах.
Воспитатель задает вопросы детям :
• Что девочки положили в кормушку?
• Какие гости к нам прилетели?
• Почему прилетели птицы?
• Что за красные рубашки у снегирей?
• Какую птицу вы видите в первый раз?
• Могут ли птицы прожить без корма?
• Так почему же надо о них заботиться?
7. Тема «Как птицы ведут себя зимой?»
Цель: уточнить и расширить знания о птицах.
Воспитатель задает вопросы детям :
• Что девочки положили в кормушку?
• Какие гости к нам прилетели?
• Почему прилетели птицы?
• Что за красные рубашки у снегирей?
• Какую птицу вы видите в первый раз?
• Могут ли птицы прожить без корма?
• Так почему же надо о них заботиться?
8. Тема : «Пернатые друзья»
Цель: дополнить знания о птицах, помощи им зимой.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц у кормушки
Худ. слово: В Чаплиной «Пернатые друзья»
Воспитатель читает детям рассказ, задет вопросы:
• Могут ли птицы находить себе корм?
• А почему же все птицы прилетают к нам?
• Кто первый прилетает к кормушке?
• Какие из птиц прилетают чаще всего? Почему?
• Почему в морозные дни птиц надо кормить чаще?
Результаты проекта
• Участие в проекте родителей и детей дошкольного возраста.
• Организация на территории дошкольного учреждения природоохранной зоны для птиц.
• Повышение экологического сознания у всех участников проекта.
• Открытие на Экологической тропе ДОУ Птичьего городка.