Елена Бервино
Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Анализ ситуации: «Только тот, кто любит, ценит и
и уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может
любить Родину; узнав её, стать
подлинным патриотом»
С. Михалков
Актуальность проблемы:
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Публикация «Проект „Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Темочки
Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма
Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов:
бег, прыжки, лазанье и т. д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
Задача инструктора Ф. К. состоит в том, чтобы используя народные игры в физическом развитии и оздоровление детей развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле. Способствовать развитию активной деятельности крупных и мелких мышц, лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма
Цель проекта : приобщение детей к истории и культуре русского народа; развивать интерес у детей к русским народным подвижным играм, предоставлять возможность организовывать их самим.
Задачи проекта :
1. Прививать интерес к русским народным подвижным играм;
2. Повысить уровень знаний воспитателей в области роли народной подвижной игры в физическом развитии ребенка;
3. Содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности растущего организма и профилактике заболеваний;
4. Привитие интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом;
5. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
7. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
8. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Вид проекта :
Физкультурно-познавательно-игровой.
Возраст детей:
Средняя группа (4-5 лет, старшая группа (5-6 лет).
Продолжительность:
Среднесрочный (3 месяца)
Участники проекта :
-инструктор по физической культуре
- дети среднего, старшего дошкольного возраста
- воспитатели
- родители
Интеграция образовательных областей:
Тема «Богатыри земли русской»
Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
«Физическое развитие»
развитие двигательной активности;
развитие физических качеств: ловкость, сила, быстрота реакции, смекалка, выносливость;
развитие мелкой моторики рук -проведение утренней гимнастики «На ярмарке народных промыслов»
физкультминуток, оздоровительные, подвижные игры,
-Развлечение «Народные подвижные игры стран ближнего зарубежья
-НОД - подвижные народные игры в средней группе «В гости к бабушке»
-Спортивная прогулка «Русские народные игры» (старшая группа)
-подвижные игры,
игры с мячом и
скакалками на
прогулке
«Социально-коммуникативное развитие»
ознакомление детей с традициями русского народа, с правилами поведения в коллективе;
формирование эмоционального отношения к сказочным героям -ситуативный разговор «Вместе мы сила»;
-игры, способствующие сплочению детского коллектива «Клеевой дождик»;
-просмотр мультфильма «По щучьему веленью»;
-беседа «Ваши любимые народные игры» -беседа родителей с
детьми о русских играх;
-дидактические игры;
-сюжетно-ролевая игра;
«Речевое развитие»
знакомство с книжной культурой, с легендами своего народа
развитие звуковой и интонационной культуры речи - Закрепление стихотворных текстов к подвижным играм :
- «Разреши нам, Волк, погулять в твоем лесу!
-«Гуси-гуси»
чтение русских народных сказок
-разучивание стихов и потешек, считалок. -дети обсуждают
прочитанные
воспитателем книги;
-загадывают друг другу загадки;
«Художественно-эстетическое развитие»
формирование элементарных представлений о русской народной культуре;
восприятие музыки, фольклора, произведений искусства, развитие творческой деятельности детей -прослушивания русских народных мелодий;
-рассматривание репродукций;
-создание выставки детских рисунков на тему «Подвижные игры»
-самостоятельное рисование, лепка
«Познавательное развитие»
формирование представлений об отечественных традициях и праздниках;
-беседа «Русские
народные традиции»;
-рассказ на тему «Русский народный костюм»
-рассматривание иллюстраций «Народные игры»;
-рассматривание иллюстраций «Русские красавицы»
Программа реализации проекта :
1 этап – подготовительный
План реализации проекта
инструктора по физической культуре МДОБУ комбинированного вида детского сада № 1 Бервино Е. В.
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Этапы
проекта Задачи этапа Деятельность Срок реализации
Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания С 1.03.2016 г.
по 5.03. 2016 г.
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирования задач, накопление информации. Выбор и обоснования критерия успеха. С 9.03.2016г.
по 12.03.2016 г.
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. С 14.03.2016. г.
по 18.03.2016 г.
Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление. С 15.03.2016. г.
по 12.05.2016 г.
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) С 13.05. 2016 г.
по 19.05.2016 г.
Защита проекта Подготовка к защите. Обоснования процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта
Участие в коллективной оценке результатов проекта. С 23.05.2016 г.
по 31.05.2016 г.
2 этап – организация деятельности по реализации проекта
План мероприятий по реализации проекта
инструктора по физической культуре МДОБУ комбинированного вида детского сада № 1 Бервино Е. В.
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Месяц Мероприятие Срок реализации
Март Анкета для родителей «История русского народа»;
Консультация для родителей в уголке для родителей средней группы «Играйте с детьми в народные подвижные игры»;
Обучение русским народным подвижным играм : «Топ-топ», «Медведь», «Скачет зайчик», «Солнышко»;
Беседа «Русские народные игры в картинках»;
НОД в средней группе «В гости к бабушке» 14.03.2016 г.
16.03.2016 г.
18.03.2016 г.
22.03.2016 г.
25.03.2016 г.
Апрель Обучение русским народным подвижным играм : «Матушка Весна», «Ястреб», «Медведь», «Жмурки»;
Рассматривание иллюстраций «Народные игры»;
Спортивная прогулка в старшей группе «Русские народные игры»
Консультация для родителей на сайте детского сада «Русские народные игры и их значения в приобщении детей дошкольного возраста к национальным традициям»;
Консультация для педагогов «Народные подвижные игры как основа формирования физического и духовного совершенства дошкольников»
Развлечение в старшей группе «Народные подвижные игры стран ближнего зарубежья».
4.04.2016 г.
11.04.2016 г.
13.04.2016 г.
20.04.2016 г.
21.04.2016 г.
29.04.2016 г.
Май Обучение русским народным подвижным играм : «Кошки-мышки», «Совушка», «Золотые ворота», «Кузнец», «Ловишки с ленточками».
Буклет для родителей «Казачьи народные подвижные игры»;
Памятка для родителей «Чем полезна игра»;
Изготовление картотеки русских-народных игр;
Вечер народной игры в старшей группе с участием родителей «Русские народные подвижные игры»
4.05.2016 г.
12.05. 2016 г.
18.05.2016 г.
с 4.05.2016 г. по
25.05.2016 г.
27.05.2016 г.
Июнь Разработка методических рекомендаций по проекту «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
С 27.05.2016 г.
по 10.06.2016 г.
3 этап – презентация проекта
1. Итоговое НОД - Вечер народной игры в старшей группе с участием родителей «Русские народные подвижные игры»
2. Презентация проекта, конспекты мероприятий.
3. Выставка детских работ «Русские народные подвижные игры»
4. Материалы для консультаций
5. Предоставление методических рекомендаций по проекту «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Предполагаемые результаты:
Для детей:
1. Сформированность осознанного отношения к своему собственному здоровью
2. Обогащение знаний детей о русской народной культуре.
3. Разучат русские народные игры, игровые упражнения, эстафеты, ритмические гимнастики, пословицы, загадки, потешки, игровой направленности с использованием спортивного оборудования
4. Сформированность физических качеств: ловкость, быстрота реакции, выносливость, сила.
5. Пополнение словарного запаса детей.
6. Повышение уровня участия родителей в организации воспитательно – образовательного процесса.
Ожидаемые результаты :
1. 1. Дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют в активной речи считалки, потешки, загадки.
2. 3. Умеют играть сообща, помогать друг другу в достижении определённой цели.
3. Дети получают удовольствие от участия в спортивных мероприятиях, в подвижных играх.
4. Активное участие родителей в жизни детского сада
Материально-технические ресурсы:
1. Информационные:
• иллюстрационный
• дидактический
• музыкальный
• речевой
• картотеки «Русские народные подвижные игры», «Малоподвижные игры»; «Считалки»; «Хороводные игры».
2. Дидактическое обеспечение:
• подбор произведения для прослушивания
• репродукций по сказкам
• книги по сказкам, былины
• игровой и спортивный инвентарь,
• костюмы к сказкам и подвижным играм
3. ТСО:
• фотоаппарат
• музыкальный центр
• ноутбук
• диск с записью музыкальных файлов
Библиографический список
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010г.
3. Г. П. Фёдорова. «На золотом крыльце сидели», Санкт-Петербург, 2000 год.
4. Г. Н. Тубельская. «Жемчужины народной мудрости», Москва, 2000 год.
5. Е. А. Покровский «Русские народные подвижные игры», Санкт-Петербург, 2009 год.