Папки-передвижки

Проект «Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством русской народной игры»

Светлана Горбач
Проект «Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством русской народной игры»

Целевая группа

Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста, родителей, педагогов (воспитатели, музыкальный руководитель).

Продолжительность проекта : октябрь 2019- май 2020

Проблема

Я, как педагог, стала замечать, что сегодняшние молодые родители не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию детей. В современной семье не только не знакомят детей с прошлым нашей страны, но даже не рассказывают о собственных корнях. Вырастая, дети считают совсем не важным знать о символах страны, о значимых событиях и героях нашей Родины. Большинство детей все свободное время уделяют компьютерным играм, Интернету, телефонам, планшетам, а также предпочитают зарубежные мультфильмы, телепередачи и игры отечественным.

Публикация «Проект „Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством русской народной игры“» размещена в разделах

Между тем, чем раньше произойдет знакомство с русскими народными обычаями и традициями, тем благотворнее будет происходить развитие детей. Таким образом, возникает проблема проекта : Как наиболее результативно начать приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и возродить духовно-нравственные ценности?

Содержание

Так как ведущей деятельностью детей младшего дошкольника является игра, я считаю целесообразным знакомство с русской народной культурой через народные игры и забавы. Педагоги, психологи сходятся во мнении, что игра неразрывно связана с традициями, обычаями и культурой народа (Выготский, А. В. Запорожец, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, Г. С. Тарасов, и др). Через игру ребенку будет легче погрузиться в богатейший мир нашей народной культуры. К тому же народные игры отличаются некоторыми особенностями (спонтанность, сюжетность, отсутствие дидактических задач, многообразие считалок, потешек, юмора, которые увлекают ребенка 3-4 лет.

Проект "Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством русской народной игры" направлен на зарождение у детей младшего дошкольного возраста интереса к русским народным традициям и обычаям. Играя в русские народные игры (в основном сюжетные, дети ненавязчиво прикасаются к народной культуре, узнают о национальном костюме, музыкальных инструментах, праздниках, народных игрушках.

ЦЕЛЬ: формирование начальных представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через русские народные игры.

Задачи:

- познакомить детей с русскими народными играми (историей возникновения, каждой игры, атрибутами для различных игр, правилами игры и т. п.)

- развивать физические качества (быстроту, умение согласовывать движения, ловкость, выносливость); упражнять в беге, ходьбе, прыжках; развивать внимание, наблюдательность, сообразительность, память, логическое мышление; развивать речь детей, обогащать словарный через различные сюжетные игры.

- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям и традициям.

Проект реализуется через организацию совместной деятельности, организацию образовательной деятельности, взаимодействие с родителями и музыкальным руководителем, создание развивающей предметно-пространственной среды.

Обеспечение проектной деятельности :

русско-народные костюмы, атрибуты для игр, маски, костюмы персонажей для сюжетных игр, раздаточный материал, иллюстрации, дидактические игры, мультимедийная презентация, аудио и видео обеспечение.

Этапы:

1. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

-подобраны книги, слайды, наглядный материал по народному творчеству.

-приобретены настольно-печатные игры по народному творчеству.

-подбор предметов народной культуры (совместно с родителями)

2. Предварительная работа:

- чтение русских народных потешек, сказок («Снегурочка», «По щучьему велению»).

- просмотр мультфильма «Царевна –лягушка»

- дидактические игры : «Лото», «Разрезанные картинки», «Подбери узор»

3. Подбор и использование подвижных сюжетных народных игр согласно возрасту: «У медведя во бору», «Карусель», «Ходит Ваня», «Хоровод», «Совушка», «Бубенцы», «Ручеек».

4. Вовлечение родителей в создание атрибутов и масок для игр.

5. Фольклорный досуг («Масленица»)

6. Итоговое занятие с использованием презентации.

Реализация проекта

Октябрь

В ходе реализации проекта мы провели опрос родителей с целью выявления знаний о русской народной культуре и способах приобщения к ней своих детей. Большинство родителей имели недостаточные знания о прошлом своей страны. Приобщение детей к национальным традициям во многих семьях ограничивается чтением русских народных сказок. Небольшой процент родителей иногда выезжают на организованные народные праздники.

На следующем этапе мы читали детям русские народные потешки и сказки («Снегурочка», «По щучьему велению», посмотрели мультфильм «Царевна – лягушка». Провели ряд бесед с иллюстрациями на тему «Русские народные предметы», «Русские народные игрушки», «Русские народные музыкальные инструменты», «Русский народный костюм». Цель: развитие интереса к русскому народному быту и фольклору.

Ноябрь-май

Далее, чтобы закрепить полученные в ходе бесед знания, мы играли в ряд дидактических игр. Некоторые из них изготовляли самостоятельно и с помощью родителей: «Подбери узор», «Что лишнее», «Подбери костюм», «Разрезанные картинки».

Далее мы подобрали подвижные народные игры, которые будут увлекательными для детей второй младшей группы: «У медведя во бору», «Карусель», «Ходит Ваня», «Хоровод», «Совушка», «Бубенцы», «Ручеек». Перед каждой игрой детям объясняются правила, роль персонажей, атрибутов и костюмов, если необходимо, заучиваются, считалки, заклички. Таким образом, знакомясь и проживая роль в русской народной игре, дети ненавязчиво прикасаются к русской культуре.

Родители активно участвуют в проекте, помогая изготавливать атрибуты для игр.

Проект еще реализуется.

В феврале планируется фольклорный досуг «Масленица», целью которого является расширение знаний о быте, обычаях и традициях русского народа.

В мае пройдет итоговое занятие «Русская народная культура» с использованием презентации, которое поможет систематизировать знания, полученные в результате проекта.

Результаты:

На данном этапе:

- Совместные сюжетные народные игры доставляют радость детям, развивают речь, память, расширяют словарный запас, развивают физические качества;

- Дети узнали о русской национальной одежде, о музыкальных инструментах, некоторых особенностях быта на Руси.

- В реализации проекта активное участие приняли семьи воспитанников.

Планируемые результаты:

- Дети смогут использовать накопленный опыт совместных игр в самостоятельной деятельности.

- Дети смогут рассказать о русских народных костюмах, некоторых обычаях и традициях русского народа.

Начальными результатами своей деятельности я довольна. Дети с удовольствием играют в народные игры, особенно им нравится наряжаться в костюмы, перевоплощаться в разных героев.

Возникли проблемы с привлечением родителей. Большинство предпочитали купить атрибуты для игр вместо того, чтобы изготовить своими руками вместе с ребенком. По этому поводу была проведена консультация «Значение совместной деятельности родителей и ребенка», которая вызвала положительную реакцию. На данном этапе родители проявляют творческую инициативу и помогают в изготовлении атрибутов для игр, в создании народного уголка.

Дальнейшее развитие проекта

Благодаря данному проекту, дети будут подготовлены к дальнейшему постижению русской народной культуры.

Перейдя в среднюю группу, планируется расширять знания детей в данной области.

Постепенно и поэтапно, используя различные формы и средства, мы будем подробнее знакомить детей с народной игрушкой, народными праздниками, народным фольклором, народными промыслами.

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством русской народной игры»
Опубликовано: 3 октября 2020 в 19:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД