Проект «Проектируемый памятник природы регионального значения «Озеро Песчаное»

Татьяна Писарева
Проект «Проектируемый памятник природы регионального значения «Озеро Песчаное»

2017 год – год экологии и охраняемых территорий. Проблема: в Алтайском крае доля площади особо охраняемых природных территорий не превышает 5%. Между тем, согласно материалам научных исследований, должна составлять не менее 9% территории края. На территории Топчихинского района в настоящее время представлен только фрагмент Большереченского государственного природного комплексного заказника краевого значения и памятник природы «Степи у села Парфёново». Постановлением Администрации Алтайского края в 2015 г. утверждены 3 проектируемых памятника природы на территории Парфёновского сельсовета: «Озеро Песчаное», «Озеро Сухое» и «Боровые болота». На общественных обсуждениях по вопросу создания памятников природы, которое проходило в ноябре прошлого года в селе Песчаном, состоялось голосование. За создание памятника природы «Озеро Сухое» большинство жителей проголосовали: «За», а памятников природы «Озеро Песчаное» и «Боровые болота» - «Против». Поэтому мы решили провести исследование по теме «Проектируемый памятник природы регионального значения «Озеро Песчаное» для того, чтобы самим убедиться в его значимости и высказать свою точку зрения.

Введение

2017 год объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий в связи с тем, что заповедная система России празднует своё столетие, так как 100 лет назад был утверждён первый в нашей стране заповедник – «Баргузинский». Совпадение: особо охраняемых территорий краевого значения на Алтае тоже стало сто. Представляем вашему вниманию таблицу «Формы охраняемых природных территорий» (прил. №1).

11 января этого года мы провели Всероссийский заповедный урок «Заповедные острова. Сохраняя будущее», на котором познакомились с Государственным природным заповедником «Тигирекский». На уроках окружающего мира работали с Красной книгой России и Красной книгой Алтайского края, выполнили учебный проект «Возьмём под защиту!» Татьяна Максимовна рассказала нам о существующей проблеме: в нашем родном крае доля площади особо охраняемых природных территорий не превышает 5%, а должна составлять не менее 9%. В Топчихинском районе в настоящее время представлен только фрагмент Большереченского заказника краевого значения и памятник природы «Степи у села Парфёново». (Прил. №1). Мы предположили, что ведётся системная работа по увеличению площади особо охраняемых природных территорий в Алтайском крае и решили узнать, какие в настоящее время памятники природы регионального значения на территории Парфёновского сельсовета в проекте. Изучив постановление Администрации Алтайского края, мы узнали, что в 2015 г. утверждены 3 проектируемых памятника природы на территории нашего сельсовета: «Озеро Песчаное», «Озеро Сухое» и «Боровые болота». Но из материалов районной газеты «Наше слово» мы поняли, что на общественных обсуждениях по вопросу создания памятников природы, которые проходили в ноябре прошлого года в селе Песчаном, состоялось голосование. За создание памятника природы «Озеро Сухое» большинство жителей проголосовали: «За», а памятников природы «Озеро Песчаное» и «Боровые болота» - «Против».

Два года назад ученик нашей школы Аллахгулиев Рамил, выполнив проект «Проектируемый памятник природы «Боровые болота», доказал, что природа данной территории уникальна и подлежит охране. А мы решили провести исследование по теме «Проектируемый памятник природы регионального значения «Озеро Песчаное» для того, чтобы самим убедиться в его значимости.

Цель проекта: выявить природные особенности территории озера Песчаное и существующие экологические проблемы.

Задачи: изучить растительный и животный мир данной территории; узнать, какую деятельность человека на территории озера предполагается запретить, а какая деятельность останется возможной.

Объект исследования: территория проектируемого памятника природы краевого значения «Озеро Песчаное».

Предмет исследования: редкие и исчезающие растения и животные территории озера Песчаное.

Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, анкетирование, исследование семейных фотоархивов.

Мы провели опрос среди обучающихся нашей школы. (Прил. № 6). Из 44 опрошенных всего двое знают о том, что в проекте 3 памятника природы. Но, когда мы рассказали о них, все ребята высказали единое мнение: эти памятники природы необходимо утвердить.

Результаты анкетирования ещё раз убедили нас в том, что тема нашего проекта актуальна, и это сделало нашу работу ещё активнее. Информацию мы почерпнули из работ Дмитрия Золотова, научного сотрудника Института водных и экологических проблем города Барнаула. Фотографии для презентации и коллажа взяты из семейных архивов и Интернет-ресурсов.

Основная часть

Глава I.

Особенности растительного мира проектируемого памятника природы «Озеро Песчаное»

Площадь проектируемого памятника в Топчихинском районе 1 036 га. На юго-западном берегу расположено село Песчаное. Озеро окружено рогозово-тростниковыми болотами, лугами, прибрежными мелколиственными зарослями (берёза, ивы, осина) и сосновым бором.

На территории озера отмечено 322 вида растений. Из них в Красные книги России и Алтайского края внесены 5 видов. Это венерин башмачок настоящий, венерин башмачок крупноцветковый. Целыми полянами (что является необычным явлением для природы края) произрастают гнездоцветка клобучковая, ковыль перистый, каулиния гибкая. Из числа редких растений можно встретить ветреницу лесную, ветреничку алтайскую, сибирские подснежники, зорьку обыкновенную, бубенчик лилиелистный, любку двулистную, сусак лекарственный, купальницу европейскую, щитовник. (Прил. № 3).

Глава II. Особенности животного мира проектируемого памятника природы «Озеро Песчаное»

На озере Песчаном гнездится большое количество видов птиц. Из них более 10 видов занесены в Красные книги России и Алтайского края. В глухих участках леса устраивает гнездо чёрный аист. На высоком дереве селится лесной голубь вяхирь. Своеобразным криком, прерываемым мелким хохотом, выдаёт себя большеголовый филин. Пернатым хищным птицам есть чем покормиться у озера. Высоко в воздухе парят большой подорлик и сокол балабан. Скопа и орлан-белохвост выбирают рыбку: гольяна, пескаря. Озеро богато серебристым карасём, щукой, линьками. В густых зарослях тростника обитает выпь малая. Здесь также можно увидеть красавицу большую белую цаплю. В камышах прячется малый погоныш. Любят плавать и нырять белоглазая чернеть, турпан, красавица уточка луток. Поэтому эти водоплавающие птицы часто гибнут от выстрела охотника или в рыболовных сетях.

На территории озера обитает 5 видов рукокрылых: ночница прудовая, водяная ночница, рыжая вечерница, северный кожанок, двухцветный кожан. Интересно то, что во время полёта летучие мыши постоянно кричат. Это помогает им улавливать эхо, которое отбивается от различных предметов и даёт возможность при необходимости обойти препятствие, найти пищу, так как у животных слабое зрение, но хороший слух. (Прил. №4).

Глава III.

Использование и экологические проблемы

Территория озера Песчаное используется для охоты и рыболовства, выпаса скота, сенокошения, стихийного и частично организованного отдыха. Большую угрозу благополучию данного объекта представляют лесохозяйственная деятельность и пожары. Вырубка молодого леса. Замусоривание берегов водоёма.

Планируется запретить сжигание растительности, складирование мусора, вырубку леса, охоту и лов рыбы сетями (прил. №5).

К разрешённым видам деятельности отнести: организованный отдых, умеренное сенокошение, лов рыбы удочкой, исследование и эколого-просветительские работы. В настоящее время на двух противоположных берегах озера располагаются базы отдыха (прил. 5).

Заключение

В результате исследования по теме проекта, мы изучили растительный и животный мир озера Песчаное; выявили существующие экологические проблемы. Узнали, какую деятельность человека на территории озера планируется запретить, а какая деятельность останется возможной. Наши предположения подтвердились: действительно учёными Алтайского государственного университета, Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края ведётся большая работа по расширению особо охраняемых территорий. Но мы хотим выразить своё несогласие с решением общественности по отношению к проектируемому памятнику природы «Озеро Песчаное». Природа озера Песчаное уникальна и нуждается в охране, так как является местом обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и диких животных. Уважаемые взрослые, услышьте, пожалуйста, нас, детей. Мы тоже имеем право любить и защищать родную природу! Мы хотим, чтобы и ваши внуки имели возможность любоваться неповторимой красотой природы озера Песчаное.

Список используемых источников:

1. Д. В. Золотов. Институт водных и экологических проблем СО РАН г. Барнаул. «Ревизия существующих и проектирование новых ООПТ при разработке схем территориального планирования административных районов Алтайского края (на примере Топчихинского района)». 2013 г. С. 31.

2. Красная книга Алтайского края. http://www.altairegion22.ru/territory/info/redbook/

3. Массовая общественно-политическая газета Топчихинского района «Наше слово», статья «Быть или не быть». № 47 от 18.11.2016 г., с. 3.

4. Постановление Администрации Алтайского края от 06.05.2014 г. № 220. «О памятниках природы краевого значения».

5. Постановление Администрации Алтайского края от 24.07.2015 № 305. Перечень планируемых к организации и расширению особо охраняемых территорий.

Приложение №1

«Схемы, фотографии действующих

ООПТ Алтайского края,

в том числе и на территории

Топчихинского района»

Топчихинский район на карте Алтайского края

Схема и фотография памятника природы «Степи у села Парфёново»

Приложение №2

«Фотографии проектируемых

памятников природы

регионального значения

«Озеро Сухое» и «Боровые болота»

Проектируемый памятник природы

«Озеро Сухое»

Проектируемый комплексный заказник «Боровые болота»

0зеро Петухово

Приложение №3.

«Фотографии редких и исчезающих растений

на территории озера Песчаное»

Венерин башмачок настоящий Венерин башмачок крупноцветковый Гнездоцветка клобучковая

Ковыль перистый Каулиния гибкая Подснежники сибирские

Ветреница лесная Ветреничка обыкновенная Бубенчик лилиелистный Щитовник

Зорька обыкновенная Любка двулистная Купальница европейская Сусак лекарственный

Приложения №4.

«Фотографии редких и исчезающих животных

на территории озера Песчаное»

Выпь малая Большая белая цапля Чёрный аист Малый погоныш

Большой подорлик Филин Скопа Орлан-белохвост

Балобан Белоглазая чернеть Турпан Луток

Вяхирь Двухцветный кожан Ночница прудовая

Водяная ночница Рыжая вечерница Северный кожанок

Приложение №5

«Фотографии: экологические проблемы и природоохранная работа»

Вырубка леса Лесные пожары Лов рыбы сетями

Браконьерство Свалка мусора

База отдыха «У озера» Вторая база отдыха (на противоположном берегу)

Приложение №6

«Анкета и результаты анкетирования»

№ Вопрос Ответы обучаюшихся

«Да» «Нет»

1 «Знаете ли вы, какие памятники природы краевого значения проектируются на территории нашего села?» 2 42

2 «Важно ли для вас, чтобы проектируемые памятники природы краевого значения на территории нашего села были утверждены?» 44 -

Выводы:

за утверждение памятников природы высказались 100% опрошенных обучающихся школы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Памятник героям-североморцам»Конспект НОД по лепке в старшей группе «Памятник героям-североморцам» Конспект НОД по лепке в старшей группе Тема «Памятник героям - североморцам» Цели: Продолжать знакомить детей с памятниками города Североморска.

Формирование осознанного понимания значения семьи; принятие семейных ценностей «Семейное хозяйство» Цель: рассмотреть из чего складывается семейное хозяйство и домашний труд, познакомить с особенностями распределения.

Конспект экскурсии «Памятник Салавату Юлаеву» Вид экскурсии: транспортная Состав экскурсантов: воспитанники подготовительной к школе группы Протяженность: 10 км. Продолжительность:.

Консультация для родителей «Значения закаливания для здоровья ребенка» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная.

Образовательный проект «Организация сотрудничества между ДОУ и социумом по реализации регионального компонента» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 муниципального образования Каневской район ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ.

Проект «Мы — друзья природы» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 34 г. ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Проект «Птицы Приморского края» в старшей группе с использованием регионального компонента. Н. Ю. Иванова воспитатель. Вид проекта: информационно – познавательный, творческий. • По количеству участников: групповой. • По продолжительности:.

Экологический проект для старшей группы «Удивительный мир природы осенью». Исследовательская деятельность по изучению природыЭкологический проект для старшей группы «Удивительный мир природы осенью». Исследовательская деятельность по изучению природы Экологический проект для старшей группы «Удивительный мир природы осенью» Тип проекта: познавательный, исследовательско - творческий, краткосрочный.

Экскурсия на озеро КалтусЭкскурсия на озеро Калтус Цель: познакомить детей с водными объектами природы; развивать экологическую грамотность; закрепить знания детей о поведении на водоёмах;.

Значения дня именинника в дошкольном учреждение.Значения дня именинника в дошкольном учреждение. Значения дня именинника в дошкольном учреждение. Для детей посещающих детский сад особенно важно чувствовать свою значимость в своём втором.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Зима
  • Весна
Автор публикации:
Проект «Проектируемый памятник природы регионального значения «Озеро Песчаное»
Опубликовано: 29 ноября 2017 в 02:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 марта. Международный день скрапбукинга

Интересному творческому занятию, доступному всем, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы открыть ребенку мир скрапбукинга и провести целый...

4 марта. День исторических памятников на МААМ

4 марта 1818 года на Красной площади торжественно открыли первый в Москве скульптурный памятник – лидерам народного ополчения 1612 года Минину и Пожарскому. Эта величественная скульптурная композиция...

Конспект занятия по аппликации «Сумочка для мамы» с детьми первой младшей группы
Образовательная область: «Познавательное развитие» Направление: «Конструирование» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,...
Сценарий утренника для детей первой младшей группы «Приключения зайчика»,...
Дети входят в зал под музыку, в руках цветы. Ведущая – В этот яркий светлый день в зале мы собрались, Чтоб поздравить наших мам, очень мы старались. Пусть...