Надежда Гольцер
Проект «Путь к здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Путь к здоровью»
В 2010 году проект «Путь к здоровью» был представлен на городском форуме педагогических идей и удостоен дипломом диплом 1 степени (2010г.); издан в городском сборнике «Педагогических идей» как лучшая профилактическая программа в направлении «Практика воспитания» городского конкурса «Лучшее образовательное учреждение 2010г».
Автор проекта :
Надежда Михайловна Гольцер
Инструктор по физической культуре
География проекта :
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Публикация «Проект „Путь к здоровью“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
«Детский сад комбинированного вида № 4»
Целевая группа:
Дети, родители, педагоги
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе.
1. В наш век – век бурного потока информации - развитие обучения идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка.
Слайд 2.
За последние пять лет, резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным нашего исследования, практически здоровых детей с каждым годом становится меньше, так в 2005 году, только 9,3% детей в детском саду, имели I группу здоровья.
Слайд 3.
2. Уровень физического развития детей, поступающих в детский сад, с каждым годом имел тенденцию к понижению, что видно из представленной диаграммы.
Оценка физического развития.
Слайд 4
3. Возросло количество случаев простудных заболеваний.
(количество случаев на одного человека).
Слайд 5
Причинами резкого снижения уровня здоровья являются :
• Падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;
• ухудшение состояние здоровья матерей;
• стрессы;
• частичное разрушение служб врачебного контроля;
• неполноценное питание.
• дефицит двигательной активности;
• недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности, а порой просто нежелание уделять этим вопросам внимание;
• недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
На сегодня проблему ухудшения здоровья связывают с отсутствием сформированности осознанного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Учитывая, что одна из самых актуальнейших задач современного образования - сохранения здоровья всех участников педагогического процесса, мы ведем постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов их оздоровления. Это и стало приоритетным направлением деятельности нашего учреждения.
Слайд 6.
В нашем детском саду на основе работ ведущих педагогов и психологов:
В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии»; М. А. Руновой «Двигательная активность ребенка в детском саду»; Л. Е. Борисовой «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками»; М. Л. Барановой, М. Г. Копытиной «Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ»; разработан и реализуется долгосрочный проект «Путь к здоровью!», включающий в себя ежегодные недели здоровья, проводимые в зимний период.
Неделя здоровья – инновационная форма совместной деятельности взрослых и детей по воспитанию культуры здоровья.
Слайд 7.
Цель проекта : формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса.
Слайд 8.
Задачи:
• Сохранить и укрепить здоровье всех участников педагогического процесса.
• Создать оптимальные условия, обеспечивающие двигательную активность, профилактику простудных заболеваний и закаливание организма.
• Систематизировать знания о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его.
• Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью и практическую потребность вести здоровый образ жизни.
Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Проект оздоровления детей начал свою реализацию в 2006 году и был рассчитан на пять лет.
Практика проведения недель здоровья в детском саду показала свою значимость в формировании здорового образа жизни всех участников педагогического процесса, поэтому продолжается по сегодняшний день.
Слайд 9.
Проект включает в себя ежегодные недели здоровья :
• «Витаминки и Вирусинки» 2006г.
• «Волшебный цветок Доброты, здоровья и радости» 2007г.
• «Быть здоровым - здорово!» 2008г.
• «Волшебница Зима» 2009 г.
• «Вперед к Олимпиаде» 2010 г.
Продолжение проекта :
• «Природа дарит нам здоровья» 2011г.
• «Мультипультия» 2012г.
• «Гостья из будущего» (Путешествие по планетам) 2013г.
• «Здравствуй, Олимпиада в Сочи!» 2014г
Каждая неделя здоровья состоит из трех этапов:
• Подготовительный
• Продуктивный
• Аналитический
Слайд 10.
В качестве примера я хочу вам представить одну из недель здоровья «Волшебный цветок доброты, здоровья и радости».
На первом этапе:
• Создается творческая группа
• Выбирается тематика каждого дня.
• Определяются цели и задачи.
• Разрабатывается программа.
Слайд 11.
При организации недели здоровья учитываются :
• Климатические условия и природные факторы.
• Тщательно продумывается план проведения каждого дня.
• В методическом кабинете делается подборка литературы.
Слайд 12 -23 на каждом пункте.
На втором этапе:
• Проводятся мероприятия в соответствии с разработанной программой.
• Отменяются все виды учебных занятий.
• Режим дня наполняется разными играми, упражнениями.
• Увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе.
• Организовываются разные виды деятельности, насыщенные, как спокойными, так и интенсивными движениями.
• При проведении недели здоровья, для повышения эмоционального фона красочно оформляется места проведения, используется музыкальное сопровождение.
• Соблюдаются определенные ритуалы (торжественная церемония открытия и закрытия недели здоровья, переменки).
На третьем этапе:
• Анкетирование и опрос детей и родителей;
• Круглый стол «Подведение итогов всей недели здоровья»;
• Комплексная оценка двигательной активности по методике Руновой.
• Анализ заболеваемости детей и педагогов.
• Конкурс детских рисунков.
• Фоторепортаж о неделе здоровья.
Слайд 24.
Внешняя поддержка проекта :
• Спортивный комплекс «Надежда»
• Лыжная база «Снежинка»
• Библиотечно-музейный комплекс «Аврора»
• Государственная инспекция безопасности дорожного движения г. Сосновоборска
• Другие образовательные учреждения г. Сосновоборска (детский сад № 2,7, школа № 3).
• Театр «Золотой ключик» г. Железногорск.
Результативность.
Результаты диагностики показателей состояния здоровья, являются объективными критериями положительной оценки работы по проекту :
Слайд 25.
1. Количество простудных заболеваний в последние годы стабильно падает:
Слайд 26.
2. Повышается уровень физического развития детей, посещающих наш детский сад (по данным врача – педиатра) :
Слайд 27.
3. При рациональном сочетании всех видов мероприятий на неделе здоровья создается оптимальный двигательный режим, оздоровительный эффект обеспечивается целесообразным сочетанием движений с разной степенью интенсивности.
Комплексная оценка двигательной активности детей по методике Руновой М. А. проводилась с 8.00 до 18. 00 на протяжении всей недели:
Слайд 28.
4. Анализ рисунков и бесед с детьми показывает о формировании у них стремления заниматься активным отдыхом вместе с окружающими их взрослыми.
Слайд 29.
5. Частота участия родителей в спортивных мероприятиях дошкольного учреждения повышается:
Слайд 30.
6. Родители с детьми чаще занимаются активным отдыхом в свободное время:
Слайд 31.
Социальные эффекты реализации программы:
• Совместная деятельность с детьми, сотрудничество с семьей, демонстрация личного примера взрослого к здоровому образу жизни обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья, подготовит ребенка к самостоятельной жизни, даст ему для этого необходимые умения, навыки, воспитает определенные привычки.
• У ребенка накапливается резерв здоровья, снижается частота заболеваний, заболевания протекают сравнительно легко, без осложнений. Ребенок активен. Владеет элементарными навыками здорового образа жизни.
• Педагоги овладевают умениями, оказывающими влияние на эффективность использования средств, методик в педагогическом процессе при работе с детьми, вовлекая их в систему работы в условиях педагогики оздоровления.
Слайд 32.
В проекте имеются авторские разработки:
• Программ каждой недели здоровья;
• Сценариев спортивных праздников и развлечений;
• Конспектов занятий, целевых прогулок на улице;
• Семинаров-практикумов и презентаций для родителей;
• Методических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья;
• Комплексов игровых утренних зарядок, дыхательных гимнастик, пальчиковых гимнастик, гимнастик для укрепления зрения и др. ;
• Картотеки игр на свежем воздухе для детей дошкольного возраста в зимний период;
• Фонотеки музыкального материала спортивной тематики.
Авторские разработки используются коллегами из дошкольных образовательных учреждений города и края, а также могут с успехом реализовываться и педагогами дополнительного образования, воспитателями групп кратковременного пребывания, воспитателями групп развития, организаторами клубной работы с детьми, учителями начальных классов.
По мере возможности (раз в месяц) буду публиковать сценарии, конспекты и другие методические материалы на форуме.
Слайд 33.
Подводя итог выше сказанному, хочу отметить:
«Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, но и физически».