Папки-передвижки

Проект «Растения-барометры, предсказывающие погоду»

Галина Шарафиева
Проект «Растения-барометры, предсказывающие погоду»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Название подпроекта : «Растения – барометры, предсказывающие погоду».

2. Авторы проекта : воспитатели Шарафиева Галина Васильевна,

Тузова Светлана Викторовна, дети подготовительной к школе группы

(16 детей, родители.

3. Место проведения: экологическая тропинка детского сада.

4. Тип подпроекта :

по ведущему методу: познавательно - исследовательский;

по содержанию: ребенок и природа ближайшего окружения;

по характеру участия ребенка в проекте : как «заказчик» проекта;

Публикация «Проект „Растения-барометры, предсказывающие погоду“» размещена в разделах

по характеру контактов: внутри одной возрастной группы;

по количеству участников: вся группа;

по длительности: средней продолжительности (июнь - август).

5. Цель подпроекта : сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о цветах - барометрах.

6. Задачи:

формировать представления детей о растениях – барометрах, предсказывающих погоду;

развивать умения детей устанавливать связи: зависимость состояния растений - барометров от условий погоды;

развивать у детей память, наблюдательность;

развивать у детей умения отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;

воспитывать у детей экологически правильное взаимодействие с природой ближайшего окружения, безопасное как для ребенка, так и для самой природы.

7. Проблема: узнать, как и какие растения на экологической тропинке детского сада предсказывают погоду и почему их называют барометры.

Как всегда, летом, после завтрака мы выходим на прогулку. Так было и в этот день, хоть погода и была пасмурной. Мальчики играли в мяч, девочки в свои любимые игры, а Ксюша с Варей стояли около клумбы с цветами. Искали там бабочек, но не могли их найти, так как одни цветы закрылись, другие поникли. Девчонки подбежали ко мне и стали наперебой спрашивать, а почему некоторые цветы закрылись? Тогда мы позвали всех детей и вместе с ними подошли к клумбе. Дети долго рассматривали цветы, сравнивали с цветами на другой клумбе. Оказалось, что действительно, не все цветы закрылись и поникли, некоторые были раскрыты. Ребята стояли в недоумении. Тогда я обратила внимание детей на небо, и попросила охарактеризовать состояние погоды. Ребята быстро описали, какое над нами небо. Узнала у детей, кто предсказывает погоду, какие инструменты нужны для того, чтобы узнать каким будет день. А чтобы самим узнать связь между пасмурным и солнечным небом и цветами, мы решили создать проект и назвать его «Растения – барометры, предсказывающие погоду». Так же нами было решено, обратиться к помощи родителей и второму воспитателю, ведь наши наблюдения не должны были прерываться.

Для того чтобы родители поняли чем мы будем заниматься, мы провели с ними консультации, сводили на экскурсию к видовой точке «Цветы-барометры» экологической тропинки детского сада.

Чтобы нам легче было собирать материал по данной теме, мы разделились на группы: 1группа собирала материал непосредственно с видовой точки «Цветы – барометры» экологической тропинки детского сада. 2группа собирала материал о растениях – барометрах растущих на экологической тропинке детского сада.

8. Ресурсное обеспечение:

1. Материал:

картинки и фотографии растений – барометров;

подарки для растений – барометров : ветряные вертушки в виде цветочков;

схема экологической тропинки детского сада;

сказочный герой видовой точки «Цветы – барометры» «Лесовичок»;

компьютерные презентации: «Растения, предсказывающие погоду»; «Какие они цветы?»; «Растения – барометры».

детская познавательная и художественная литература;

дидактические игры по теме подпроекта;

фотоаппарат.

2. Методическое обеспечение:

1. Анцыперова Т. А. Экологические проекты (из опыта работы прогимназии

№ 2 г. Волгограда) : методическое пособие. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. -96с. Приложение к журналу «Учебный год» № 87. Серия «Экологическое образование. Выпуск 7.

2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. – Волгоград: Перемена, 2001.-83с.

3. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду/ - Волгоград: Учитель, 2009- 232с. : ил. с. 48-55.

4. Рыжова Н., Логинов Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. – М. : Линка - пресс, 2008. -256с.

5. Рыжова Н. А. Проект «Мусор» // Дошкольное образование. – 8. – 2001. –

№ 16 (64).

6. Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево». – М. : «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256с.

7. А. Н. Сергеев Живые барометры рядом с нами. —Д. : Издательство Сталкер, 2003.— 288 с: ил.

8. Черезова Л. Б., Анциперова Т. А. Проектная деятельность в экологическом образовании детей – оптимальная форма осуществления преемственности между дошкольными учреждениями и школой. / Модернизация системы в регионе: потенциал повышения квалификации и переподготовки работников образовательных учреждений. Мат. региональной научно - практ. конфер., часть 1. – Волгоград: изд-во ВГИПК РО, 2005. – С. 92-95.

9. Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей. – М. : ГНОМ и Д, 2002. – 64 с.

10. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. М. : Аргументы и факты, 1996. – 40 с.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОЕКТА :

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: дать детям первичную информацию о растениях – барометрах и познакомить их с разнообразием и особенностями этих растений.

1. Рассматривание иллюстраций, фотографий с растениями - барометрами.

2. Подбор научных и художественных произведений.

3. Создание паспорта растений, видовой точки «Цветы – барометры» экологической тропики детского сада.

4. Подбор материала родителями для подпроекта по теме :

создание семьей Антоновых папки «Стихи о растениях - предсказателях»;

создание семьей Тырсенко папки «Прогноз погоды от растений - барометров»;

создание семьей Богомоловой Иры таблицы «Цветы – синоптики»;

сочинение сказок родителями о «растениях – барометрах».

5. Составление перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста :

п/п Время проведения Содержание деятельности с детьми

1.

июнь Коммуникативная деятельность: беседа с детьми на тему: «Живые барометры».

2.

июнь Познавательно – исследовательская деятельность: экскурсия с детьми по экологической тропинке детского сада. Составление списка «Растения – барометры на экологической тропинке детского сада».

3.

июнь Познавательно – исследовательская деятельность: экскурсия к видовой точке «Цветы – барометры» экологической тропинки детского сада.

4.

июнь Коммуникативная деятельность:

беседа с детьми «Цветы – барометры».

5.

июнь Познавательная и коммуникативная деятельность: просмотр и обсуждение презентации: «Растения, предсказывающие погоду».

6. июнь Познавательная и коммуникативная деятельность: просмотр и обсуждение презентаций созданных родителями.

7.

июнь Продуктивная деятельность: написание писем детьми растениям – барометрам, оформление и отправка писем.

8.

июль Коммуникативная и продуктивная деятельность: придумывание и изготовление с детьми дидактических игр: «Я - синоптик», «Дорисуй правильно картинку».

9. июнь- август Чтение художественной литературы: чтение стихов, рассказов, сказок, отгадывание загадок.

10. июнь- август Игровая деятельность: игры детей в словесные и дидактические игры.

11. июнь- август Продуктивная деятельность: рисунки, аппликации, коллажи, лепка и т. д.

12.

июнь- август Познавательно – исследовательская деятельность: наблюдение с детьми за цветами барометрами видовой точки «Цветы–барометры» экологической тропинки детского сада.

13. июнь- август Продуктивная деятельность: создание детьми фенологических календарей «Цветы–барометры».

II. ОСНОВНОЙ

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о растениях – барометрах экологической тропинки детского сада, предсказывающих погоду в летний период.

1. Беседа с детьми «Живые барометры».

Беседуя с детьми о «живых барометрах», мы постарались обобщить знания воспитанников об их многообразии. У детей появился интерес, желание узнать как о растениях – барометрах, так и о животных - барометрах. Когда вечером приходили родители, чтобы забрать детей домой, они просили их сходить в библиотеку и взять книжки о растениях-барометрах и животных-барометрах.

Отвечали на вопросы «Лесовичка» :

- Кто предсказывает погоду?

- Где можно узнать о погоде?

- Кого называют синоптиками?

2. Экскурсия с детьми по экологической тропинке детского сада.

На экскурсии по экологической тропинке детского сада мы с детьми наблюдали, рассматривали цветы, кустарники, деревья. Чтобы детям было легко находить растения - барометры, наши экскурсии были как в солнечную, так и в пасмурную погоду. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому наши наблюдения были непродолжительны.

После экскурсии мы с детьми составили список растений – барометров, растущих на экологической тропинке детского сада. Подобрали картинки к этим растениям.

2. Экскурсия к видовой точке «Цветы – барометры» экологической тропинки детского сада.

Рассматривая схему экологической тропинки детского сада, мы нашли видовую точку «Цветы-барометры» и все вместе отправились на экскурсию.

Мы рассмотрели, какие цветы растут на клумбе, подобрали картинки. Так как эта видовая точка экологической тропинки детского сада называлась «Цветы-барометры» все дети согласились, что все эти цветы предсказывают погоду. Экскурсия наша проходила как в солнечную, так и в пасмурную погоду. А сказочный герой «Лесовичок» попросил детей почаще приходить к этой грядке и тогда они смогут увидеть много интересного. Чтобы детям было понятно, что собой представляют цветы - барометры, была проведена беседа об этих цветах.

3. Беседа с детьми на тему: «Цветы – барометры».

У детей появились представления о цветах-барометрах, они познакомились

с цветами, предсказывающими погоду.

Отвечали на вопросы «Лесовичка» :

- Чем отличаются между собой цветы, кусты, деревья?

- Все ли растения пахнут?

- Цветы, каких растений пахнут сильнее перед дождем?

4. Просмотр и обсуждение презентации: «Растения, предсказывающие погоду».

После просмотра презентации мы с детьми постарались вспомнить, какие растения-барометры растут у нас на экологической тропинке. Нашли картинки этих растений и сделали журнал. Дети с удовольствием делились впечатлениями с родителями, когда их забирали домой, показывали журнал с картинками растений – барометров.

6. Просмотр и обсуждение презентаций, созданных родителями.

Дети с интересом посмотрели презентацию «Цветы. Какие они?». Познакомились с новыми цветами, узнавали знакомые. Во время обсуждения дети отвечали на различные вопросы:

- Какие цветы вы знаете?

- Почему нельзя рвать и топтать цветы?

- Какую пользу приносят цветы?

Чтобы закрепить знания детей о растениях – барометрах, мы посмотрели еще одну презентацию «Растения-барометры».

7. Написание писем «живым – барометрам», оформление и отправка писем.

Наблюдая во время прогулок за растениями – барометрами, дети обращали внимание на насекомых, вьющихся около некоторых растений. Замечали, как закрылись цветки некоторых растений в пасмурную погоду.

Чтобы узнать, почему так происходит,

нами было решено написать письма

растениям-барометрам. Дети с удовольствие

сочиняли письма, оформляли и подписывали

конверты, рисовали свои «вопросы».

8. Придумывание и изготовление с детьми дидактических игр:

Чтобы детям легко было запоминать названия растений – барометров, мы все вместе решили придумать игры. Они помогали детям запоминать названия, причину, внешний вид, состояние погоды. Одну из игр мы решили назвать «Я - синоптик», а другую «Дорисуй правильно картинку». Когда игры были сделаны, дети с удовольствием играли в них.

9. Чтение стихов, рассказов, сказок, отгадывание загадок.

Дети с интересом слушали стихи,

рассказы, сказки. Отгадывали загадки.

Нужную литературу мы находили в

кабинете эколога или методическом кабинете.

Огромную помощь в поборе литературы

оказали родители, которые принесли как книги,

так и журналы о растениях – барометрах.

10. Игровая деятельность.

На прогулке мы с детьми играли в словесные и подвижные игры. Благодаря этим играм у детей развивалась память, речь, так как в игре был

задействован каждый ребенок. В группе дети играли в различные дидактические, пальчиковые игры.

11. Художественно – творческая деятельность детей и родителей.

Не менее эффективным приемом, способствующим проявлению творческих способностей детей, является отражение впечатлений от общения с растениями в изобразительной деятельности. Изображая, дети уточняют представления об окружающей природе и благодаря этому активнее и глубже познают ее. Единственное условие: дети должны так отобразить объект,

чтобы его легко могли узнать окружающие. При этом важна не столько техника исполнения, сколько умение увидеть и передать характерные

для этого объекта признаки. В рисунке дети передают те впечатления, которые

они получают от окружающей жизни, выражают свое отношение к тому, что увидели, услышали, о чем узнали, как бы заново переживают увиденное, а в результате обогащаются их знания, уточняются представления об объектах и явлениях природы, развиваются наблюдательность и память.

Родители тоже не остались в стороне, вместе со своими детьми они тоже

сделали несколько поделок и рисунков.

12. Наблюдение с детьми за растениями - барометрами экологической тропинки детского сада.

Наблюдая за растениями – барометрами дети узнали, что перед дождём закрывают свои соцветия цветки одуванчика, мальвы, календулы. От «Лесовичка» дети узнали, что о приближении дождя могут рассказать вьюнок полевой, кислица обыкновенная, клевер, чистотел большой, герань, василёк луговой, цветы картофеля. Так же «Лесовичок» рассказал детям, что перед дождем сильнее пахнут цветки акации, флоксов, сирени, выделяя нектара больше, чем обычно, и тем самым привлекая рои насекомых. Вместе с детьми сделали альбом фотонаблюдений за цветами – барометрами.

13. Создание фенологических календарей «Цветы–барометры».

Огромное удовольствие дети получили при оформлении фенологических календарей. Каждый раз, замечая изменения у цветов – барометров, они зарисовывали их. Чтобы задействовать всех детей, они разделились на группы.

Если кто-то из детей забыл понаблюдать, то другой уже брался за карандаш и зарисовывал увиденное.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: презентация детьми результатов подпроекта.

Мы считаем, что описанную выше работу по прогнозированию погоды проводить необходимо не ради составления прогноза погоды, хотя само по себе это интересно и может пригодиться, а ради того, чтобы дети развивались умственно, творчески, чтобы формировались экологическое мышление, экологическое сознание и ценностную ориентацию на природу.

Когда наша работа была завершена, весь материал собран, сложен в папку, радости детей не было предела. Мы решили сделать презентацию – выставку нашего подпроекта для наших родителей и старших детей детского сада. На этой презентации дети показывали свои работы, рассказывали сказки, загадывали загадки. Презентация подпроекта прошла в дружеской обстановке.

Публикации по теме:

«Растения-барометры». Наблюдения в средней группе по чувашским приметам«Растения-барометры». Наблюдения в средней группе по чувашским приметам «Растения – барометры». Осень подойдет неслышно, Словно их накроет тень. Тихо станет у ворот, Станет пасмурной река- В огороде листик вишни.

Консультация родителям «Веселые игры в дождливую погоду» В помощь родителям. Веселые игры в дождливую погоду. На улице вот уже несколько часов идет дождь, а Ваше чадо не находит себе места от.

Проект «Комнатные растения»Проект «Комнатные растения» Проект «Комнатные растения» Тип проекта: исследовательский, краткосрочный с 21.03. по 25.03.16., групповой. Участники проекта: воспитатель.

Проект «Лекарственные растения» Педагогический проект «В мире лекарственных растений» Тип проекта: по доминирующей в проекте деятельности: познавательный, игровой, творческий.

Проект «Лекарственные растения» (фотоотчет)Проект «Лекарственные растения» (фотоотчет) В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования.

Проект «Комнатные растения» Проект на тему: «Комнатные растения в детском саду» Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители. Сроки работы над.

Проект «Комнатные растения» (средняя группа) Тема проекта: «Комнатные растения» Тип проекта: познавательно – исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели) Руководитель.

Экологический проект «Комнатные растения» Цель проекта: * Развитие экологического воспитания детей. Расширение знания детей о комнатных растениях и формирование основ экологической.

Экологический проект «Комнатные растения»Экологический проект «Комнатные растения» Тип: практико-ориентированный Вид: экологический Срок: краткосрочный. Место проведения: МДОУ детский сад №5 «Сказка» Участники проекта:.

Экологический проект «Лекарственные растения»Экологический проект «Лекарственные растения» Цель : формировать знания о мире лекарственных растений. Задачи : познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Растения-барометры, предсказывающие погоду»
Опубликовано: 26 июля 2016 в 08:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Растения-барометры, предсказывающие погоду»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Шарафиева (УИ 112951) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД