Лучший педагог года

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Инна Владимировна Запиченко
Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

1. Название проекта : «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Над проектом работали :

Творческая группа:

Запиченко И. В.

Вострикова Е. В.

Чепурных Е. Б.

2. Тематическое поле: Развитие и совершенствование мелкой мускулатуры рук

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

3. Проблема: Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики очень важна для личностного развития ребенка. Владея рукой, ребенок, в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин такого положения является «занятость» родителе. Они все меньше времени проводят вместе со своим ребенком, меньше общаются, меньше совместно что-то делают своими руками. А нам всем известно, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, памятью и мышлением. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с раннего возраста.

4. Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

5. Задачи:

Улучшить координацию и точность движения рук, гибкость рук.

Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

Улучшить общую двигательную активность.

Содействовать нормализации речевой функции.

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

Создать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта)

мероприятие, цель.

Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания и умения.

Составление картотеки игр для развития мелкой моторки

Распределить игры по лексическим темам

Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год

Разработать практические мероприятия на период проекта.

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. Разработать консультации для родителей по теме проекта.

Анкетирование родителей. Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

Обследование детей. Выявление уровня развития мелкой моторики.

Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники) «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д. Приобщение к изобразительному искусству.

Использование методов Су-джок Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник

Изучение пальчиковых игр Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения, речи.

7. Описание продукта, полученного в результате проекта :

Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.

Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Достигнута высокая результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года.

Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.

Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.

Разучены с детьми пальчиковые игры.

Положительная динамика в развитии таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшена ориентировка в пространстве; воспитаны такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.

8. Вид проекта : Долгосрочный (1 год)

9. Состав участников: Воспитатели, специалисты, дети, родители.

10. Межпредметные связи

Название раздела программы Содержание Задачи

Познание Д/и «Чудесный мешочек»,

«Лото», «Нарядные бусы», «Потрогай, запомни, назови» и т. д. Изучить свойства различных предметов быта, природных материалов

Коммуникация

Заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры

«Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и т. д. Учить детей взаимодействовать друг с другом, общаться в процессе совместной работы.

Художественное творчество Выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе», «Цветные ладошки» и т. д. Обучать нетрадиционным методам изобразительной деятельности.

Предметно – развивающая среда Пополнение уголка детского сенсорного развития (бизикуб, шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика) Пополнить уголок сенсорного развития.

Здоровье Дыхательная и артикуляционная гимнастики, гимнастика для глаз. Укреплять здоровье детей.

Совместная деятельность с родителями Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.

Выполнение творческих заданий.

Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

Изготовление бизикуба. Укреплять партнерские отношения.

11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта : Изучение и подбор нетрадиционных техник рисования, лепки и аппликации.

Актуализация знаний норм возрастного развития ребенка.

12. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : Бумага для рисования, кисти, краски, тесто для лепки, природные материалы, материалы для создания бизикуба, сухой бассейн.

13. Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Этап Содержание деятельности Сроки

Поисковый Изучить литературу по данной теме;

Подготовить методический материал;

Разработать картотеку пальчиковых игр;

Подобрать песенки, заклички, потешки по возрасту детей; Разработать перспективный план для работы по развитию мелкой моторики рук детей;

Создать необходимые условия развивающей среды в группе по теме; Привлечь родителей к помощи по данной проблеме.

Аналитический Проанализировать методическую литературу Проанализировать педагогический опыт.

Разработать цикл мероприятий

Разработать диагностический материал для прослеживания результатов эффективности внедрённого в работу проекта.

Отобрать  диагностические  методики, выявить уровень развития       мелкой моторики у детей

Практический

Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей.

Оформление наглядно-информационного и консультативного материала для родителей.

Презентационный Проведение мастер-класса; презентация проекта на заседании совета педагогов.

Контрольный Закрепление полученного результата в процессе дальнейшего обучения детей.

14. Организационные формы работы над проектом :

Формы работы Сроки

1. Заучивание пальчиковой игры «Дружные ребята».

2. Обучение детей «Шнуровка»

3. Конструирование из палочек, камушек «Дорожка»

4. Игра «Чудесный мешочек»

5. Аппликация с детьми «Осенняя красавица березка».

6. Лепка из соленого теста «Грибы».

7. Игра «Прищепки»

Сентябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошках»

3. Продолжать обучать детей «Шнуровке». (Приложение 1, Рис. 1)

4. Конструирование из палочек «Дорожка», «Заборчик».

5. Настольная игра «Мозаика».

6. Создание с детьми книжки-малышки «Веселый зоопарк» используя способ аппликации.

7. Игра «Я катаю мой орех».

8. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Октябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3. Изображение пальцами различных фигур: «очки», «бинокль», «стол», «стул», «замок». (Приложение 1, Рис. 4)

4. Конструктор из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5. Настольная игра «Найди фигурке место».

6. Настольная игра «Мозаика» (крупная и мелкая). (Приложение 1, Рис. 5)

7. Работа с пластилином (Приложение 1, Рис. 6) Ноябрь

Изготовление бизикуба

1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

2. Учить детей одевать и раздевать кукол.

3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровки».

4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). (Приложение 1, Рис. 5)

6. Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластиковых бутылок).

7. Игры в сухом бассейне (найди заданный предмет). (Приложение 1, Рис. 8)

Декабрь

1. Разучивание пальчиковой игры «Карандаш», «Орехи», «Дорожка»; повторение пальчиковых игр «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочек (по карточкам-образцам).

3. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью волшебной палочки или пальчиком).

4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5. Настольная игра «Мозаика» (крупная и мелкая).

6. Работа с пластилином. Январь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста».

2. Научить детей пользоваться ножницами (разрезать по прямой линии)

3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровки».

4. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5. Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации».

6. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками). Февраль

Привлечение родителей воспитанников к созданию картотеки потешек для работы с детьми для применения в режимных моментах

1. Закрепление пальчиковой игры «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5. Игра «Прищепки».

6. Работа с карандашами «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

7. Работа с пластилином.

Март

1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна», повторение знакомых игр.

2. Учить детей скатывать шарики из салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3. Пальчиковая игра «Выгладим платочки для мамы и дочки».

4. Изготовление подарков для мам (аппликация) «Бусы из гороха»

5. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», «Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д.

6. Игры в сухом бассейне (найди заданный предмет).

7. Проигрывание с детьми пальчиковым театром русских народных сказок. Апрель

Мастер-класс «Совместное творчество детей и родителей «Книжка своими руками»

1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна».

2. Учить детей инсценировать руками стихи – «Голуби».

3. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочек

4. Конструирование из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию)

5. Учить детей изображать пальчиками разные фигуры (очки, флажок, стол, стул, бочка, крыша).

6. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольник, квадраты).

7. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

8. Работа с карандашами «Обведи по пунктиру рисунок». Май

Привлечение родителей к созданию пальчикового театра по мотивам русских народных сказок Январь-май

Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты нашей работы мы видим в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому мы стараемся предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

В дальнейшем мы планируем продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Информационные ресурсы:

https://festival.1september.ru/

https://nsportal.ru

https://nsportal.ru

Литература:

О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова

Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст] : пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М. :ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.

Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст] : пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук. - СПб. : Издательский Дом Литера, 2005. -208с.

Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст] : учеб, пособие /О. И. Крупенчук---СПб. : Издательский Дом Литера, 2008.

Гаврина, С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития. 2000.

Нищева, Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» СПб, Детство-Пресс, 2008.

Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. М: АСТ,1999.

Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов». СПб: Лань,1999

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 10:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД