Папки-передвижки

Проект по развитию памяти у детей с ОВЗ «Слушаем, запоминаем, память развиваем» в старшей группе (3 фото)

Людмила Макарова
Проект по развитию памяти у детей с ОВЗ «Слушаем, запоминаем, память развиваем» в старшей группе

Помнить - это значит успешно справиться с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным извлечением информации. Не помнить - значит не справиться ни с одной из этих задач”

Д. Норман

Вид проекта – познавательный

Продолжительность проекта - 3 месяца (февраль, март, апрель)

Участники проекта – педагоги, дети старшей группы, родители

Проблема:

Публикация «Проект по развитию памяти у детей с ОВЗ „Слушаем, запоминаем, память развиваем“ в старшей группе» размещена в разделах

Ребенок дошкольного возраста, в отличие от школьников, подростков и взрослых, запоминает информацию механически. Сохранение в памяти детей дошкольного возраста увиденного, услышанного или тактильно ощутимого материала, а также знаний о предметах и понятиях происходит без использования специальных приемов запоминания и логического осмысления информации. Так бывает до тех пор, пока ребенок под руководством родителей и педагогов не научится управлять собственной памятью. От того, насколько правильно шел процесс развития базовых психических функций дошкольника, будут зависеть дальнейшие успехи или, напротив, неудачи в обучении, а также состояние памяти.

Актуальность проекта:

Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте. При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире – в прямом и переносном смысле. Таким образом, актуальность темы, выбранная мной для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.

Как показали результаты, проведённой мной диагностики, большинство детей имеет недостаточный уровень развития памяти, что очень затрудняет усвоению дошкольной программы, а следовательно будет затруднять усвоению и программы в школе.

Главная задача, стоящая передо мной – это развить память, подготовить детей к обучению в школе и к выходу в самостоятельную жизнь.

Цель проекта:

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие зрительной и слуховой памяти детей для создания фундамента общего умственного развития и дальнейшего успешного обучения в школе.

Задачи проекта:

1. Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей.

2. Разработать комплекс рекомендаций для родителей и педагогов по развитию памяти у детей.

3. Подбор методик для развития памяти.

4. Разработка картотеки дидактических игр для развития памяти.

5. Проведение диагностического обследования с целью выявления уровня памяти после внедрения проекта.

Проект по развитию памяти у детей с ОВЗ «Слушаем, запоминаем, память развиваем» в старшей группе

Роль родителей в реализации проекта:

Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:

Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.

Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.

Ожидаемый результат:

1. Повышение у дошкольников уровня произвольной памяти, внимания, речи.

2. Повышение у детей и родителей интереса к заучиванию стихов наизусть (развитие механической памяти).

3. Повышение интереса играть в дидактические игры для развития памяти.

4. Интерес к чтению художественной литературы (слуховая память).

Фото «Слушаем, запоминаем, память развиваем»

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

1. Изучение специальной литературы приложение № 1

1а Тесты на развитие памяти приложение № 1а

2. Школа для родителей «Слушаем, запоминаем, память развиваем»

приложение № 2

3. Подбор дидактических игр по развитию памяти приложение № 3

4. Игры и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста. приложение № 4

5. Консультация для родителей «Как развивать память,

внимание и мышление у ребёнка» приложение № 7

6. Консультация для родителей «Развитие памяти у дошкольника»

приложение № 8

7. Консультация для родителей «Игры на развитие памяти»

приложение № 9

8. Презентация «Игры на развитие зрительной памяти»

приложение №10

9. Презентация «Тесты для обследования памяти

Основной этап – реализация проекта, (выполнение перспективного плана);

1. Изучая данную проблему, провела педагогическое обследование индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по развитию памяти в своей группе. В процессе обследования выявила уровень сформированности развития памяти по следующим показателям:

1. Тест «Запомни и назови фигуры» Зрительная кратковременная память

2. Тест «Запомни и назови цифры» Слуховая память, оперативность

3. Тест «Выучи слова» 12 слов Слуховая память, объём памяти

4. Тест «Ассоциативное запоминание» Слуховая ассоциативная память

5. Тест «Запомни и назови картинки» Кратковременная зрительная память

6. Тест «Воспроизведение рассказа» Смысловая память

По всем показателям тестов составила таблицу развития памяти. Выявили слабые стороны развития памяти детей группы для проведения последующей коррекционной работы. Приложение №

2. Дидактические игры с детьми.

3. Индивидуальные консультации с родителями.

4. В группе для заботливых родителей выложить игры для занятий дома.

Заключительный этап:

Школа для заботливых родителей.

Фото мероприятия Приложение №

Открытое занятие для дефектологов учреждения «Я начинаю говорить».

Игры и упражнения на развитие памяти Приложение №

Цель: Открытые занятия - одна из важных форм организации методической работы. Открытое занятие в отличие от обычных — специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких занятиях протекает реальный учебный процесс. На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам свой инновационный опыт, реализацию методической идеи. В этом смысле открытое занятие — средство распространения позитивного и инновационного опыта. Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать посещаемым занятие Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) инновации. Потому педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

Проект по развитию памяти у детей с ОВЗ  в старшей группе - фото

Практическая значимость проекта:

Разработаны рекомендации по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, которые могут быть использованы педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Литература:

1. Васильева Е. Е., Васильев В. Ю. Книга по развитию памяти.

- М. : Академия, 2006.

2. Веракса Н. Е. Методологические основы психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. : Академия, 2008.

3. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. - М: Академия, 1999.

4. Кукшина В. С. Коррекционная педагогика. - ИЦ МарТ, 2004.

5. Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - М. : Эйдос, 1996.

6. Назарова Н. М. Специальная педагогика. - М: Академия, 2000.

7. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – 3-е изд. – М: Владос, 1999.

8. Никитина Т. Б. Как развивать память у детей. - М. : АСТ – Пресс Книга, 2008.

9. Светлова И. Е. Тренируем память. Эффективная методика по развитию памяти, увеличению скорости и объёма запоминания. - М. : Эксмо, 2006.

10. Симонова Л. Ф. Память дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2001.

11. Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. - М. :АРКТИ, 2008.

12. Черемошкина Л. В. Развитие памяти у детей. Учебное пособие. - М. : Академия, 2005.

13. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/

Под. ред. Ю. М. Забродина. - М. : Прогресс, 1980.

14. Блонский П. П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. - М. : Просвещение, 1964.

15. Выготский Л. С. Психология: Мир психологии. - М. : ЭКСПО-Пресс, 2002. - 1008с.

16. Гиппенрейтер Ю. Б. Основы психологии. - М. : 1988, 156с.

17. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б. А. Бенедиктова. - Мн. : 1989.

18. Истомина З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, - М. : 1981

19. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

Школа для дошколят. Развиваем память

20. Савина О. О., Смирнова О. М. «Развитие внимания и памяти» (сборник упражнений, М., 2014 г.

Публикации по теме:

«Развиваем детскую память». Рекомендации родителям«Развиваем детскую память». Рекомендации родителям Дети дошкольного возраста обладают удивительной памятью, намного превосходящей память взрослого человека. Но у детей лучше сформирован.

Конспект ООД по познавательному развитию «Час памяти. Дети блокадного Ленинграда» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по познавательному развитию «Час памяти. Дети блокадного Ленинграда» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Считаем и запоминаем цифры» Светлана ЧетвериковаКонспект занятия по ФЭМП в старшей группе: "Считаем и запоминаем цифры" Тема:Считаем и запоминаем цифры. Цель:Формировать.

Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память»Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры»Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры» Консультация "Развиваем внимание и память через дидактические игры" «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого - деятельность,.

Мастер-класс «Свеча памяти» в память о начале Великой Отечественной войны по конструированию из журналовМастер-класс «Свеча памяти» в память о начале Великой Отечественной войны по конструированию из журналов Зажжение свечи в человеческом сознании является символическим воплощением памяти об ушедших людях и прошедших событиях. Сегодня, когда.

Проект ко Дню Победы «Память» в подготовительной группеПроект ко Дню Победы «Память» в подготовительной группе Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой.

Проект «Слушаем музыку П. И. Чайковского»Проект «Слушаем музыку П. И. Чайковского» Проект «Слушаем музыку П. И. Чайковского» Образовательная область: художественно-эстетическая Доминирующая в проекте деятельность: восприятие.

Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем»Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем» В декабре в средней группе №9 прошел проект, под руководством воспитателя Якубовской Снежаны Ивановны. Целью проекта было - развитие общей.

Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики — развиваем мозг»Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики — развиваем мозг» Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики - развиваем мо г» Цель: познакомить родителей с приемами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию памяти у детей с ОВЗ «Слушаем, запоминаем, память развиваем» в старшей группе
Опубликовано: 26 июня 2020 в 19:50
+254Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 103.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД