Людмила Макарова
Проект по развитию памяти у детей с ОВЗ «Слушаем, запоминаем, память развиваем» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Помнить - это значит успешно справиться с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным извлечением информации. Не помнить - значит не справиться ни с одной из этих задач”
Д. Норман
Вид проекта – познавательный
Продолжительность проекта - 3 месяца (февраль, март, апрель)
Участники проекта – педагоги, дети старшей группы, родители
Проблема:
Публикация «Проект по развитию памяти у детей с ОВЗ „Слушаем, запоминаем, память развиваем“ в старшей группе» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Память. Развитие памяти у детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
Ребенок дошкольного возраста, в отличие от школьников, подростков и взрослых, запоминает информацию механически. Сохранение в памяти детей дошкольного возраста увиденного, услышанного или тактильно ощутимого материала, а также знаний о предметах и понятиях происходит без использования специальных приемов запоминания и логического осмысления информации. Так бывает до тех пор, пока ребенок под руководством родителей и педагогов не научится управлять собственной памятью. От того, насколько правильно шел процесс развития базовых психических функций дошкольника, будут зависеть дальнейшие успехи или, напротив, неудачи в обучении, а также состояние памяти.
Актуальность проекта:
Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте. При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире – в прямом и переносном смысле. Таким образом, актуальность темы, выбранная мной для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.
Как показали результаты, проведённой мной диагностики, большинство детей имеет недостаточный уровень развития памяти, что очень затрудняет усвоению дошкольной программы, а следовательно будет затруднять усвоению и программы в школе.
Главная задача, стоящая передо мной – это развить память, подготовить детей к обучению в школе и к выходу в самостоятельную жизнь.
Цель проекта:
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие зрительной и слуховой памяти детей для создания фундамента общего умственного развития и дальнейшего успешного обучения в школе.
Задачи проекта:
1. Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей.
2. Разработать комплекс рекомендаций для родителей и педагогов по развитию памяти у детей.
3. Подбор методик для развития памяти.
4. Разработка картотеки дидактических игр для развития памяти.
5. Проведение диагностического обследования с целью выявления уровня памяти после внедрения проекта.
Роль родителей в реализации проекта:
Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.
Ожидаемый результат:
1. Повышение у дошкольников уровня произвольной памяти, внимания, речи.
2. Повышение у детей и родителей интереса к заучиванию стихов наизусть (развитие механической памяти).
3. Повышение интереса играть в дидактические игры для развития памяти.
4. Интерес к чтению художественной литературы (слуховая память).
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
1. Изучение специальной литературы приложение № 1
1а Тесты на развитие памяти приложение № 1а
2. Школа для родителей «Слушаем, запоминаем, память развиваем»
приложение № 2
3. Подбор дидактических игр по развитию памяти приложение № 3
4. Игры и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста. приложение № 4
5. Консультация для родителей «Как развивать память,
внимание и мышление у ребёнка» приложение № 7
6. Консультация для родителей «Развитие памяти у дошкольника»
приложение № 8
7. Консультация для родителей «Игры на развитие памяти»
приложение № 9
8. Презентация «Игры на развитие зрительной памяти»
приложение №10
9. Презентация «Тесты для обследования памяти
Основной этап – реализация проекта, (выполнение перспективного плана);
1. Изучая данную проблему, провела педагогическое обследование индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по развитию памяти в своей группе. В процессе обследования выявила уровень сформированности развития памяти по следующим показателям:
1. Тест «Запомни и назови фигуры» Зрительная кратковременная память
2. Тест «Запомни и назови цифры» Слуховая память, оперативность
3. Тест «Выучи слова» 12 слов Слуховая память, объём памяти
4. Тест «Ассоциативное запоминание» Слуховая ассоциативная память
5. Тест «Запомни и назови картинки» Кратковременная зрительная память
6. Тест «Воспроизведение рассказа» Смысловая память
По всем показателям тестов составила таблицу развития памяти. Выявили слабые стороны развития памяти детей группы для проведения последующей коррекционной работы. Приложение №
2. Дидактические игры с детьми.
3. Индивидуальные консультации с родителями.
4. В группе для заботливых родителей выложить игры для занятий дома.
Заключительный этап:
Школа для заботливых родителей.
Фото мероприятия Приложение №
Открытое занятие для дефектологов учреждения «Я начинаю говорить».
Игры и упражнения на развитие памяти Приложение №
Цель: Открытые занятия - одна из важных форм организации методической работы. Открытое занятие в отличие от обычных — специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких занятиях протекает реальный учебный процесс. На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам свой инновационный опыт, реализацию методической идеи. В этом смысле открытое занятие — средство распространения позитивного и инновационного опыта. Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать посещаемым занятие Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) инновации. Потому педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.
Практическая значимость проекта:
Разработаны рекомендации по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, которые могут быть использованы педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Литература:
1. Васильева Е. Е., Васильев В. Ю. Книга по развитию памяти.
- М. : Академия, 2006.
2. Веракса Н. Е. Методологические основы психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. : Академия, 2008.
3. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. - М: Академия, 1999.
4. Кукшина В. С. Коррекционная педагогика. - ИЦ МарТ, 2004.
5. Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - М. : Эйдос, 1996.
6. Назарова Н. М. Специальная педагогика. - М: Академия, 2000.
7. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – 3-е изд. – М: Владос, 1999.
8. Никитина Т. Б. Как развивать память у детей. - М. : АСТ – Пресс Книга, 2008.
9. Светлова И. Е. Тренируем память. Эффективная методика по развитию памяти, увеличению скорости и объёма запоминания. - М. : Эксмо, 2006.
10. Симонова Л. Ф. Память дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2001.
11. Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. - М. :АРКТИ, 2008.
12. Черемошкина Л. В. Развитие памяти у детей. Учебное пособие. - М. : Академия, 2005.
13. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/
Под. ред. Ю. М. Забродина. - М. : Прогресс, 1980.
14. Блонский П. П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. - М. : Просвещение, 1964.
15. Выготский Л. С. Психология: Мир психологии. - М. : ЭКСПО-Пресс, 2002. - 1008с.
16. Гиппенрейтер Ю. Б. Основы психологии. - М. : 1988, 156с.
17. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б. А. Бенедиктова. - Мн. : 1989.
18. Истомина З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, - М. : 1981
19. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.
Школа для дошколят. Развиваем память
20. Савина О. О., Смирнова О. М. «Развитие внимания и памяти» (сборник упражнений, М., 2014 г.