алена кириллова
Проект «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Светлячок» города Новочебоксарска Чувашской Республики
ПРОЕКТ
Развитие познавательных способностей детей
посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Разработала: педагог-психолог
МДОУ «Детский сад № 18 «Светлячок»
Кириллова Алена Геннадьевна
Новочебоксарск, 2012
Цель: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Публикация «Проект „Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
1. Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях.
2. Составить перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно- экспериментальной деятельности.
3. Ввести в блок совместной деятельности «Час волшебства».
4. Переоборудовать уголк опытно-экспериментальной деятельности «Хочу все знать».
5. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Создание пространства опытно- экспериментальной деятельности.
2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
3. Повышение уровня мотивации к занятиям.
4. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
5. Использование ИКТ
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Подгрупповые занятия
2. Индивидуальные экспериментирования
3. Взаимодействие с родителями: беседы, выставки,
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
20.08. 2012- 25.05.2013
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
- дети выпускной группы «Непоседы»
- педагоги группы
- родители
ИННОВАЦИЯ ПРОЕКТА : включение компьютерных технологий.
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Природа сделала инстинкт познания в детском возрасте очень мощным, практически непреодолимым
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, экспериментальной активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают педагоги и психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет экспериментальная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Что такое эксперимент?
Слово «эксперимент» происходит от греческого «experimentum», и переводится как «проба, опыт».
«Современный словарь иностранных слов» (1994) содержит такое определение: Эксперимент – это «1. научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2. вообще опыт, попытка осуществить что-либо».
«Большая Советская энциклопедия» добавляет: «Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяет постановку задач и интерпретацию его результатов».
«Эксперимент…- планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении» («Краткая философская энциклопедия», 1994).
«Эксперимент… чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т. п.». «Советский энциклопедический словарь» (1997).
Как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний, основан на методе экспериментирования. И, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых, как это видно из определений, приведенных выше.
Экспериментирование – один из основных методов развития познавательных способностей ребенка. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь.
Экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский.
Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
ДОУ располагает методическим материалом организации работы по опытно-экспериментальной деятельности. В методическом кабинете представлен раздел «Экспериментальная деятельность дошкольников», имеются разработанные конспекты занятий, рекомендации по организации данной деятельности, методички по проведению фронтальных и демонстрационных опытов.
Развивающая среда группы способствует познавательному развитию детей, это позволило создать условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. Представлен здесь и уголок опытно- экспериментальной деятельности. Однако за давностью времени, уголок растерял часть своего оборудования, требует качественного обновления и пополнения.
Исходя из вышесказанного, проанализировав специальную литературу, мы пришли к выводу, что организация в выпускной группе «Непоседы» элементарной исследовательской деятельности поможет побудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, приобщить их к красоте природы. В нашей группе будет создана такая среда, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделить связи и зависимости, существующие в природе.
При помощи методов: опроса, наблюдений за детьми, мы постарались определить место детского экспериментирования в структуре детских предпочтений.
По итогам анализа результатов, изложенных в рисунке, мы определили место детского экспериментирования в структуре детских предпочтений. Как показывает рис. детское экспериментирование находится на 2 месте после прогулки. Это свидетельствует о том, что в старшем дошкольном возрасте эта деятельность очень привлекает детей. Возможно, такие результаты мы получили еще и потому, что детскому экспериментированию стало уделяться больше внимания со стороны воспитателей.
Анкетирование среди родителей, проведенное с целью выявления их отношений к экспериментальной деятельности детей показало, что только 25% родителей действительно интересует эта проблема. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, однако доверяют эту работу детскому саду, ссылаясь на занятость на работе, и нехватки времени на то, чтобы все убрать за ребенком
Интерес к созданию проекта возник еще в связи с тем обстоятельством, что на сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении ни создано ни одного проекта по опытно- экспериментальной деятельности старших дошкольников. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и – что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы воспитателей групп старшего возраста. Эта работа остается несистематичной. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пересекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Таким образом, возникла необходимость в разработке проекта : «Волшебство в ладошке»
Уголок опытно-экспериментальной деятельности с предполагаемыми изменениями.
Творческий потенциал педагогов, родителей воспитанников.
Наличие методической и научной литературы для реализации проекта.
Материально-техническая база ДОУ.
Заинтересованная часть родителей.
Проект предполагает реализовать план работы с детьми посредством разнообразных форм, обеспечивающих гибкое сочетание фронтальных групповых и индивидуальных видов деятельности. Вся работа будет включена во все три блока педагогического процесса. В рамках проекта предусмотрено еженедельное проведение одного занятия по экспериментированию в блоке совместной деятельности. Эти занятия будут проводиться как в групповой комнате, в специально оборудованном уголке экспериментирования, так и на территории ДОУ. Закрепление полученных знаний, формирование умение и навыков будет осуществляться опять же в блоке совместной деятельности в рамках экспериментального - часа «Волшебства».
Для проверки эффективности работы над проблемой нами определены показатели и подобраны диагностические методики. Подбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования. Мы выделили структурные компоненты деятельности экспериментирования и те характеристики, которые определяются как «ряд навыков деятельности».
В процессе детского экспериментирования дети научатся:
видеть и выделять проблему;
принимать и ставить цель;
решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
делать выводы;
фиксировать этапы действий и результаты графически.
Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.
Помня о том, что важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оцениваться будет не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.
В этом случае мы выделили такие показатели как
- целеполагание,
- планирование деятельности
- процесс ее реализации.
Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т. е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения.
Результаты первичного обследования воспитанников.
Как видно на диаграмме самые низкие результаты – по 20% - у показателей реализация и рефлексия и 25% - у показателя целеполагания. По 30% - у таких показателей как отношение детей к экспериментальной деятельности и планирование.
На основании результатов первичного обследования можно сделать вывод о том, что дети имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью.
Таким образом, анализ данных показал, что по развитию экспериментальной деятельности работа ведется, но на недостаточно хорошем уровне. Это позволило приступить к созданию условий развития экспериментальной деятельности дошкольников, учитывая их уровень развития. Показатели сформированности деятельности экспериментирования будут прослеживаться нами как на внешнем, так и на внутреннем уровнях - то есть, качественные изменения в структуре личности и их проявления, во взаимодействии человека с окружающим миром.
Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в пользование, стал стимулятором, источником исследовательской поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться. Сформировать определенную сумму естественнонаучных знаний позволит проведение работы с детьми во всех трех блоках деятельности.
№ Мероприятия срок ответственный
I этап. Подготовительный (Организационный)
(август-сентябрь 2012 года
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме Август 2012 Кириллова А. Г.
2. Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта Август
2012 Кириллова А. Г.
3. Подбор серии экспериментов с объектами неживой природы Сентябрь 2012 Кириллова А. Г.
4. Подбор основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории Сентябрь 2012 Кириллова А. Г.
5. Анкетирование родителей. Сентябрь 2012 Педагоги группы
II этап. Основной
(октябрь 2012
-апрель 2013) 1 Оснащение уголка опытно-экспериментальной деятельности Октябрь-
Декабрь 2012 Кириллова А. Г.
2. Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности Октябрь-апрель 2012 Кириллова А. Г.
3. Активное участие детей в экспериментах, опытах, исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций Октябрь-Май 2012 Кириллова А. Г.
4. Знакомство со способами фиксации полученных в ходе эксперимента результатов. Октябрь 2012 Кириллова А. Г.
5. Оформление и подборка презентаций для детей. Январь
-март 2013 Кириллова А. Г.
6. Выставка литературы, дидактических пособий по данной теме. Январь 2013 Кириллова А. Г.
III этап. Обобщающий
(май 2013)
1. Определить эффективность проделанной работы Май 2013 Кириллова А. Г.
2. Осуществление анализа полученных результатов май 2013 Кириллова А. Г.
3. Презентация проекта май 2013 Кириллова А. Г.
№ Этапы
эксперимента Выпускная
группа
1 Осознание
проблемы Хорошо дифференцируют известное и неизвестное, активно стремятся добывать знания разными доступными им способами
2 Формулирование задачи Задачу эксперимента формулируют самостоятельно; нуждаются в моральном поощрении со стороны педагога
3 Продумывание методики. Самостоятельно продумывают методику проведения простых опытов и принимают активное участие в разработке методики сложных опытов
4 Выслушивание инструкций и рекомендаций Выслушивают инструкции, задают уточняющие вопросы, критически относятся к товарищам
5. Прогнозирование результатов. Начинают строить простейшие гипотезы. Умеют принять их и оказаться от гипотез под влиянием результатов проведения эксперимента.
6 Выполнение
работы Иногда работают совершенно самостоятельно. При коллективном труде
проявляют умение спланировать работу и
разделить обязанности между собой
7 Выполнение
правил безопасности Стараются выполнять правила безопасности,
следят, как их выполняют другие, но часто
о них забывают. Могут предвидеть последствия действий, выполняемых впервые. Вероятность травматизма увеличивается из-за усложнения экспериментов, неустойчивости внимания детей и их импульсивности
Центр деятельности Функциональная роль
Формы и методы работы
Уголок природы
- обучающая
- познавательная
-формирование познавательных качеств - познавательные занятия
-рассматривание климатических зон, муляжей, иллюстраций
- беседы, дидактические игры
Уголок экспериментальной деятельности исследовательская
- познавательная
-приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп) - исследовательская
деятельность
- обсуждение
- беседы
- кружок
Естественнонаучная развивающая среда в группе
- познавательная
-развитие воображения
- игры
- тематические выставки
- чтение художественной и энциклопедической литературы
Уголок для родителей
информационная
- обучающая
- методические рекомендации, консультации, советы - выставки совместных работ детей и родителей
Переоборудование уголка опытно-экспериментальной деятельности «Хочу все знать».
1. приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты);
2. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.);
4. утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);
5. технические материалы (гайки, болты, детали конструктора);
6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.);
9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито).
Планируем использовать в работе по проекту 3 существующие разновидности экспериментов:
1. Случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное);
2. Плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);
3. Эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ. Я старалась поддерживать интерес детей к экспериментированию.
выделять последовательность действий
отражать их в речи при ответе на вопросы типа:
Что мы делали? Что мы получили? Почему?
Фиксировать предположения
детей (помогать
схематически отразить ход и
результаты).
Нормативно-методическое обеспечение
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. №393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
3. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования РФ».
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес: Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб: Речь, 2006 г.
2. Масленникова, О. М., Филиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград : Учитель, 2010. – 232 с. : ил.
3. Николаева С. Н. Экологические программы // Журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 2002
4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М. : Владос, 2004
5. Рыжова Н. «О проекте экологического воспитания в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание. 2001г. № 6
6. Методическое пособие «Инновации в детском саду», Н. В. Микляева.
7. Методическое пособие «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.