Алена Юрьевна Репихова
Проект «Речевой ручеек»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Речевой ручеёк»
Цель: формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности.
Задачи:
• формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.
• развивать и формировать необходимый уровень речевых умений и способностей.
• формировать навыки связной речи.
• развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.
Прогнозируемый результат:
Формирование коммуникативной компетенции: развитие связной речи, умения
Публикация «Проект „Речевой ручеек“» размещена в разделах
общаться с детьми, взрослыми. Развитие умения использовать в общении различные
коммуникативные средства.
Средства реализации:
• речевая среда
• речевая активность
• речевая практика участников проекта
• художественная литература, как основа обучения речи
• моделирование в обучении связной речи.
• Словесно – дидактические игры.
№ / Структура деятельности / образовательное пространство / содержание работы с детьми / работа с родителями / дата
Подготовительный этап:
Мониторинг развития речи 4-6 лет
Определение ведущих задач по развитию речи
Работа по направлениям речевого развития
Словарная работа
Цель: восприятие и познание предмета во взаимосвязи его свойств и качеств.
Понимание сравнений, основанных на сопоставлении предметов по общим основаниям.
Развитие грамматически правильной речи.
Цель: оказание ребёнку помощи в освоении морфологической стороны речи, синтаксической структуры речи и способов словообразования.
Связная речь.
Диалогическая.
Цель: уметь задавать вопросы, соблюдая очередность в разговоре, удовлетворять потребности в самовыражении.
Монологическая речь.
Цель: уметь слушать инструкцию и выполнять по ним действия.
Цель: формировать умения составлять и придумывать короткие сказки, рассказы, передавать средствами выразительности, эмоциональное состояние героев повествования.
Учить рассказывать о событиях.
Мониторинг
развития речи
обобщение результатов и проделанной работы Ежедневная утренняя речевая разминка
В вечерние часы звуковая гимнастика для веселого язычка
Игрушки, предметные картинки
Дидактические игры со схемами,
с предметными картинками.
Дидактические игры по типу: «Что общего?»
Домашние задания
Игры с изменением статуса ребенка
Создание речеактивизирующей ситуации, использование карточек с заданиями.
Игра «Школа»
Игра «Ручеек»
Игра «Грамотеи»
Конкурс на лучшего игрока «Буриме».
Ролевая игра «Интервью».
Работа дискуссионного клуба «Диалог»
Самостоятельная работа детей по моделям.
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Радио-передача «Добрый день, Айголек!».
Работа детей на «телевидении»,
«Школа дикторов».
Итоговое мероприятие «Сказка по кругу».
Тестирование на речевые умения : словарные
грамматический строй речи,
диалогическая речь,
построение предложений,
частичный пересказ
Освоение названий предметов, объектов их действий.
Дидактическая игра «Подбери слово»
Создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов.
Освоение слов, обозначающих видовые обобщения. Работа по схемам.
Словесные игры.
Освоение новых (переносных значений) известных слов, фразеологических оборотов, имеющих структуру сравнения
(как солнышко, как снег).
Составление с детьми картотеки картинок со словами с двумя или несколькими значениями.
Словесные игры:
Освоение слов в единственном и множественном числе.
Дидактическая игра «Один и много» на основе существительных, глаголов, прилагательных.
Использование уменьшительных, ласкательных суффиксов.
Согласование имен прилагательных с существительными, в роде и числе (родительный падеж, множественное число).
Употребление предлогов.
Словообразование (замена приставки, образования по корню слова, образование существительных множественного числа).
Вручение Знака «Грамотея» I ступени.
Построение диалогической речи:
игровые задания «Встреча друзей», «Диалог неодушевленных предметов», «Диалог воображения» (по картинке, драматизация сказок, чтение стихотворений по ролям.
Обучение телефонному диалогу (диалог с близкими, с незнакомцем, скорой помощью, словесный ринг – бой за получение знака «Грамотея» II ступени.
Построение повествовательных высказываний
Построение предложений:
повествовательных - с союзами и бессоюзных:
с предлогами, без предлогов, простые, с однородными членами предложения, вопросительных, восклицательных.
Составление писем отсутствующим детям, близким людям.
Моделирование описания
предмета. Моделирование рассказа. Моделирование сказок, использование карт Проппа, моделирование рассуждения,
Обучающие игры «Расскажи мне о себе».
Словесные игры «События. Факты. Хроника».
Игры в «телевидение», радио.
Работа радио «Айголек» в детском саду.
Конкурс на получение знака «Грамотея» III ступени. Индивидуальные беседы по речевым проблемам ребенка
Консультация для родителей «Дидактические игр, как средство развития речи»
Составление с детьми карты со схемой обобщения слов (с картинками).
Составление схемы фразеологических оборотов (с подбором картинок)
Подготовить ребенка к роли ведущего игры, подобрать речевой материал, наглядность.
Консультация «Дидактические игры».
Изготовление с детьми игр по словообразованию.
Игры с детьми в «Буриме».
Консультация: «Формы работы по развитию связной речи детей».
Изготовление схем по сказкам вместе с детьми.
Обучение игре «Разговор игрушек»
«Беседы по телефону».
Подготовка к участию детей в итоговом заседании клуба «Диалог»
Составление с ребенком книжки сказок, с иллюстрациями, сделанными ребенком и схемой сказок.
Подготовка ребенка к конкурсу «Сказка по кругу» в семье.
Родительские собрания по итогам проекта.