Ольга Зотеева
Логопедический проект «Речевые игры с Лего» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
В настоящее время достаточно много детей с различными речевыми нарушениями и они нуждаются в создании дополнительных условий для обучения и воспитания. В работе с дошкольниками широко используется технология ЛЕГО -конструирования, поэтому было принято решение использовать этот популярный конструктор для коррекции и развития речевой функции у детей, посещающих логопункт.
Публикация «Логопедический проект „Речевые игры с Лего“ для дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Логопедические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
ЛЕГО - конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.
Применение ЛЕГО-технологии будет способствовать активизации речевой деятельности, а именно формированию ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля за качеством речи.
Применение ЛЕГО при организации непосредственной деятельности по речевому развитию позитивно отражается на качестве процесса обучения, так как способствует:
Закреплению звуков в ходе игры (выстраивание ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие звуки изолированно, в слогах, словах и т. д);
Формированию/развитию правильного длительного выдоха;
Развитию словаря в рамках определенных тем с учетом календарно-тематического планирования;
Формированию/развитию грамматического строя речи;
Развитию связной речи (диалога, монолога в виде пересказа, самостоятельных рассказов разного вида).
Знакомству с графическим образом букв при обучении грамоте;
Овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов;
Формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (профилактика нарушений письма);
Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
Цель проекта: Формирование, коррекция и совершенствование речи ребенка с
речевыми нарушениями посредством ЛЕГО - конструктора.
Задачи:
1. Активизировать речь детей в процессе игровой деятельности используя конструктор ЛЕГО.
2. Развивать познавательную активность детей, пространственное мышление, речевую активность, мелкую моторику рук.
3. Воспитывать социально-успешного ребенка: общаться и действовать в паре, коллективе, распределять обязанности в игре с конструктором.
4. Вызвать у родителей желание участвовать вместе с ребенком в тематическом конструировании, дать им возможность получить навыки взаимодействия с детьми на основе сотрудничества и равноправных отношений.
Ожидаемые результаты
1. Приобретение опыта конструктивной деятельности у детей;
2. Развитие познавательной активности и творческих способностей у дошкольников;
3. Совершенствование у детей речевых навыков как средств коммуникации;
4. Развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи;
5. Развитие фонетико- фонематической стороны речи
6. Развитие связной речи
7. Использование речи детей для выражения своих мыслей, чувств и желаний
8. Развитие мелкой моторики рук
9. Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия)
10. Соответствие речевого развития детей возрастной норме
11. Повышение родительской компетентности в вопросе речевого развития при использовании ЛЕГО - технологий
12. Оптимизация и повышение эффективности образовательного процесса
Оборудование необходимое для реализации проекта:
1. Набор Лего - человечков. Это графические символы, которые выполнены при помощи конструктора типа «ЛЕГО», они могут быть как крупными (демонстрационными, так и мелкими (индивидуальными).
Человечек в зеленой рубашке – для обозначения мягких согласных;
Человечек в синей рубашке - для обозначения твердых согласных;
Человечек в красной рубашке - для обозначения гласных.
2. Лего-фишки – детали «ЛЕГО» разного цвета, используемые для игр, их выкладывают на платформу или дорожку.
3. Лего-схемы. Детали конструктора, которые повторяют традиционные звуковые схемы:
Звуковая схема (место звука в слове);
Слоговая схема (кол-во слогов);
Схема предложения.
4. Лего-домики. Построены из деталей ЛЕГО и используются для закрепления знаний о звуках (гласные-согласные, твердые-мягкие, о кол-ве слогов в слове:
Для гласных звуков-домик из желтых деталей с красной крышей;
Для твердых согласных-домик с синей крышей.
Для мягких согласных-домик с зеленой крышей.
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: Практико-ориентированный;
Участники проекта: учитель - логопед, дети подготовительных групп посещающие логопункт, родители;
Сроки реализации: среднесрочный (февраль-май)
Проект состоит из трёх этапов:
1 этап – подготовительный – февраль
2 этап – основной – март, апрель
3 этап – заключительный – май
Продукт проекта: выставка работ (в виде стенгазеты).
Взаимодействие с родителями.
2. Оказание консультативной помощи родителям в организации речевых игр при Lego - конструировании.
3. Создание папки-раскладушки «Стихи и загадки в работе с Lego -конструктором»
6. Буклет «Сочиняем сказочные истории вместе с детьми».
Этапы реализации проекта
Список литературы:
1. Комарова Л. Г. Строим из Лего / М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
2. Мазанова Е. В. Речевые игры с ЛЕГО/ Самара, 2019 г.
3. Интернет источник LogoPortal.ru
Приложение
Речевые игры по развитию звукопроизносительной стороны речи
Игра «Приготовь бутерброд или пирожное»
Цели:
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: конструктор Лего дупло, предметные картинки.
Ход игры
Игрок 1-2 человека называют картинку и за это получают деталь Лего. Кто быстрее соберет гамбургер, тот и выиграл.
Логопед: " Перед вами детали Лего. Кто правильно назовет картинку, тот получит деталь. Кто первый приготовит бутерброд, тот победил"
Игра «Слушай внимательно, выполняй старательно»
Цели:
Развитие слухового внимания.
Закрепление понятий «вверху – внизу», «справа – слева».
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: конструктор Лего, пластина.
Ход игры
Может участвовать 1-2 игрока. По словесной инструкции логопеда ребенок размещает детали Лего на пластине.
Игра «Колодец»
Цели:
Автоматизация звука Л в предложениях.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: конструктор Лего дупло, предметные картинки со звуком Л.
Ход игры
Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается построить колодец. Затем предметные картинки опускаются в колодец и ребенок проговаривает: «В колодец упал…лук» и т. д. Потом предлагается достать картинки, проговаривая: «Я достал из колодца…»
Игра «Придумай историю»
Цели:
Автоматизация звука С в предложениях.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: конструктор Лего дупло, лего-человечки, предметные картинки со звуком С.
Ход игры
Ребенку предлагается выбрать человечков для игры. Придумываются имена Соня и Саня. Затем ребенок выполняет игровые действия с конструктором и предметными картинками. Ребенок составляет предложения, следя за правильным произношением звука С. (Соня и Саня сидят за столом. Соня ест сливу. Саня ест ананас. Соня пьет сок из стакана. Поехала на автобусе. Саня полетел на самолете. Соня увидела лису. Саня увидел сову и т. д.).
Игра «На полянке»
Цели:
Автоматизация звуков Ж, Ч.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: конструктор Лего дупло, маленькие игрушки пчела, кузнечик.
Ход игры
Ребенку предлагается посадить на полянке цветы.
Логопед: На полянку прилетела пчела. Пчела летала, медок собирала и громко жужжала: Жжжжж.
Ребенок произносит звук Ж, играя с пчелой.
Логопед: На полянке появился кузнечик. Кузнечик прыгает :Чччч.
Ребенок повторяет за логопедом.
Игра «Тихо-громко»
Цели:
Автоматизация звуков в слогах.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: конструктор лего, пластина.
Ход игры
Ребенку предлагается выложить дорожку из элементов лего разной высоты, при этом повторяя заданный слог, если выше – громко, ниже – тихо.
Игра «Найди место звука в слове»
Цель:
Развитие фонематического слуха.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: конструктор Лего, пластина, предметные картинки с заданным звуком.
Ход игры.
Ребенку предлагается картинка, в которой нужно определить место заданного звука. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет модель звука либо вначале, либо в середине, либо в конце.
Речевые игры по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра «Картина»
Цель:
1. Упражнять в подборе слов признаков.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, пластина, предметная или сюжетная картинка.
Ход игры
Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается сделать рамку для картины из элементов конструктора Лего. При этом, на каждую деталь подбирается слово – признак к картине.
Игра «Разноцветная дорожка»
Цели:
1. Упражнять в подборе слов антонимов.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего, пластина.
Ход игры
Может участвовать 1игрок. Ребенок и логопед совместно выкладывают дорожку из разноцветных элементов Лего. На каждый элемент, ребенок должен назвать слово с противоположным значением
Игра «Перевертыши»
Цель: развитие навыка подбора слов-антонимов.
Оборудование: кукла «Перевертыш», выполненная из 2х детелей ЛЕГО, набор парных карточек с изображением предметов.
Ход игры: ведущий предлагает игрокам разделиться на команды по 2 человека. Каждой паре необходимо разобрать все парные карточки. Первый игрок называет предмет и его признак на первой карточке, переворачивает куклу «Перевертыш» и передает второму игроку, тот называет слово наоборот.
Игру можно сипользовать для подбора слов разных частей речи : существительные, глаголы, прилагательные, наречия.
Игра «Большой-маленький»
Цель: развитие навыка словообразования.
Оборудование: наборы лего-деталей для постройки парных предметов мебели и схемы построек.
Ход игры: ведущий предлагает игрокам разбиться на пары. Затем игроки выбирают парные схемы (по принципу большой-маленький для построек отличающихся размером. После постройки мебели ведущий предлагает игрокам сравнить предметы и назвать их. Например дом-домик, башня-башенка, лестница-лесенка и т. д.
Игра «Часть и целое»
Цель: закрепление знаний о частях предметов, развитие словаря существительных.
Оборудование: наборы лего-деталей для постройки предметов мебели:стул, стол, диван.
Ход игры: Ведущий предлагает игрокам определить, какой предмет мебели каждый из них будет собирать. После сборки дети называют предмет мебели и части его.
Речевые игры по развитию звукового анализа
Игра «Посели в домик»
Цель: развитие умений простого звукового анализа.
Оборудование: лего-домики с крышами синего, красного и зеленого цвета.
Ход игры: ведущий предлагает назвать предмет на картинке и определить первый звук в слове, затем «поселить» в домик.
Игра «Разноцветный коврик»
Цель: закрепление умения различать гласные и согласные звуки.
Оборудование: платформа и лего-фишки размером 2*2 красного и синего цвета. Для обозначения гласных звуков-красные, для обозначения согласных-синие лего-фишки.
Ход игры: ведущий предлагает прослушать звуки и выложить коврик из лего-фишек на платформе.
Игра «Гласный-согласный»
Цель: развитие умения дифференцировать гласные и согласные звуки.
Оборудование: лего-фишки красного и синего цвета по 2 на каждого участника игры.
Ход игры: ведущий предлагает прослушать звуки и поднять лего-фишку определенного цвета.
Игра «Твердые-мягкие»
Цель: развитие умения твердые и мягкие согласные.
Оборудование: лего-фишки синего и зеленого цвета по 2 на каждого участника игры.
Ход игры: ведущий предлагает игрокам послушать звуки, слоги и слова и поднять соответствующую лего-фишку.
Игра «Вагончики для картинок»
Цель: закрепление умения определять первый звук в слове, дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.
Оборудование: вагончики синего и зеленого цвета (по 2 каждого цвета, набор предметных картинок на пару согласных звуков.
Ход игры: ведущий предлагает распределить картинки по вагончикам.
Игра «Выбери свою схему»
Цель: развитие умений простых форм звукового анализа.
Оборудование: 3 лего-схемы для звукового анализа слова из большого конструктора.