Надежда Смирникова
Проект «Роль отца в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль отца в воспитании детей»
Воспитатель : Смирникова Надежда Ивановна.
Г. Якутск
Семья – особая интимная группа, социальное объединение, общность, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку всех членов семьи, несущих взаимную моральную ответственность.
Публикация «Проект „Роль отца в воспитании детей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Роль отца в воспитании ребенка. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Пример отца – жизненное знамя для сына. В подсознании мальчика формируется мужская модель поведения. Отец своим авторитетом подает пример того, как нужно жить и к чему стремиться. Мужчине, воспитывающему сына, необходимо ежедневно следить за своим поведением и привычкам. Ведь если он сделает ошибку, то ребенок тут же подхватит плохой пример.
Мальчик, выросший в благополучной и полной семье, часто придерживается тех же семейных принципов и во взрослой жизни. От того, как отец общается с матерью, зависят отношения юноши с противоположным полом. Отношение к женщинам формируется еще в детском возрасте на примере родителей и в дальнейшей жизни что-либо исправить трудно.
Девочки воспринимают отцовское воспитание совершенно иначе. В их сознании появляется образ мужчины, который они приносят через всю жизнь. Если мужчина прилагал максимум усилий, отдавал всю свою любовь и нежность дочери, то она начнет искать себе спутника жизни похожего на любимого папу. Совершенно противоположная ситуация возникает, когда отец проявляет агрессию в семье, не участвует в воспитании и не заботится о семье.
В полноценной семье, где отец играет главенствующую роль, у детей формируются первые зачатки патриотизма. В дошкольном возрасте малыши учатся любить свою семью, заботиться и оберегать всех ее членов. В задачи отцовского воспитания входит подготовка детей к жизни в обществе, формировании у них гражданских навыков. Именно мужчина, как защитник отечества, может дать знания и умения, определяющие у ребенка взгляд на жизнь и систему государственности.
Исходя из вышесказанного появляется актуальность данной темы, и я начала разрабатывать проект с родителями :
• Цель проекта : разработать комплекс организационно- педагогических условий по повышению роли отца в воспитании детей.
• Задачи:
1. Выявить образовательные потребности отцов.
2. Создание в нашем ДОУ «Клуб отцов».
3. Создание плана работы с отцами.
Этапы проекта :
1 этап. Диагностика. (в диагностике использовала опросник-показатель уровня семейного воспитания)
Опросник – показатель уровня семейного воспитания
1. Я контролирую каждый шаг ребёнка.
2. У меня часто не хватает времени уделять внимание своему сыну (дочери).
3. Стараюсь загружать ребёнка различными делами.
4. В детстве нужно освободить детей от всяких обязанностей.
5. Нельзя оставлять безнаказанным ни одного проступка ребёнка.
6. Я против любого наказания.
7. Если настроение у меня хорошее, то я обычно прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время он был бы наказан.
8. Стараюсь удовлетворить все желания своего ребёнка.
9. Мой сын (дочь) обычно не спрашивает у меня разрешения пойти погулять.
10. Мой сын (дочь) должен делать только то, что нужно, а не то, что хочется.
11. Часто приходится заканчивать начатую ребёнком работу самому.
12. Прежде всего, у детей нужно воспитать страх перед родителями.
13. Часто я закрываю глаза на проступки сына (дочери).
14. По отношению к ребёнку иногда мы очень строги, иногда всё разрешаем.
15. Я во многом отказываю себе ради своего сына (дочери).
16. За неимением времени я почти не заглядываю в школу, чтобы поговорить о своём ребёнке.
17. Жизнь детей в семье должна быть организована так, чтобы у них не оставалось личного времени.
18. Я не могу решиться поручить своему ребёнку ответственное дело.
19. Считаю допустимым и физическое наказание ребёнка.
20. Всякое наказание приносит ребёнку страдание.
21. Я не всегда последовательна в своём воздействии на сына (дочь).
(Ответы на эти вопросы помогут выявить издержки, недостатки семейного воспитания. Результаты анкетирования могут быть использованы педагогом в индивидуальной работе с семьей, в консультациях с родителями).
2. этап. Разработка положения о создании «Клуб отцов»
Положение о «Клубе отцов» для родителей детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение действует на основании Конституции РФ, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Семейного кодекса РФ», Конвенции о правах ребёнка, Устава МБДОУ Д/С № 45 «Земляничка»
1.2. «Клуб отцов» руководствуется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», другими законами РФ и нормативными актами по вопросам образования, социальной защиты и интересов детей, а также Уставом ДОУ.
1.3. Положение регулирует деятельность «Клуба отцов» (далее по тексту - Клуб).
1.4. Положение определяет взаимоотношения Клуба с родителями и / или законными представителями (далее по тексту – Родители, направления деятельности Клуба, взаимодействие участников воспитательного – образовательного процесса.
1.5. Участниками деятельности Клуба являются: родители воспитанников ДОУ (далее по тексту – Учреждение); администрация, педагогический коллектив, специалисты Учреждения.
1.6. Клуб создан с целью гармонизации детско – родительских отношений через формирование у родителей позитивных стратегий общения с детьми.
1.7. Основными задачами Клуба являются:
- изучение авторитета отца и влияние его на развитие детей в семье;
-взаимодействие Родителей и педагогов в процессе всестороннего развития детей;
-формирование адекватных детско-родительских отношений;
-оказание психолого- педагогической поддержки семье в воспитании детей;
-распространение среди родителей позитивного опыта отдельных семей Учреждения в воспитании и развитии детей.
1.8. Основными принципами работы Клуба являются:
- принцип открытости;
- паритетности;
- добровольности;
- конфиденциальности;
- индивидуального подхода;
- активности;
- деятельности;
- постоянства обратной связи.
1.9. Основные направления деятельности Клуба:
- пропаганда позитивного опыта семейного воспитания;
- психолого-педагогическое просвещение Родителей;
- оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.
1.10. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
2. Организация работы Клуба.
2.1. Работа строится на основе перспективного планирования деятельности Клуба (на учебный год).
2.2. Работа Клуба планируется с учётом интересов Родителей по результатам анкетирования, опросов на родительских собраниях.
2.3. Заседания Клуба проводятся 1 раз в квартал в вечернее время. Продолжительность заседания определяется тематикой встречи и не превышает 40-50 минут.
2.4. Организационная работа Клуба возлагается на педагога. Подготовкой и проведением очередного заседания занимается педагог совместно со специалистом ответственным за данное мероприятие (в соответствии с перспективным планом работы Клуба).
2.5. В зависимости от тематики заседания, работа в Клубе проводится либо только с Родителями, либо совместно с Родителями и детьми.
2.6. Деятельность Клуба осуществляется на бесплатной основе.
2.7. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с данным Положением и не противоречит действующим нормативно – правовым актам.
3. Права и обязанности участников деятельности Клуба.
Права и обязанности Родителей определяются на основании Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Семейного кодекса РФ», Конвенции о правах ребёнка, Устава ДОУ, настоящим Положением.
3.1. Родители обязуются:
3.1.1. Соблюдать режим работы Клуба.
3.1.2. Информировать воспитателей о желании посетить очередное заседание Клуба.
3.1.3. Своевременно информировать воспитателя о предстоящем отсутствии родителей и ребенка на заседании (по уважительной причине).
3.1.4. Уважать честь и достоинство педагогов Клуба и других Родителей.
3.1.5. Соблюдать родительскую этику в отношении детей.
3.2. Родители имеют право:
3.2.1. Свободно (по желанию) посещать заседания Клуба.
3.2.2. Определять тему следующего заседания Клуба.
3.2.3. Родители имеют право на уважение и защиту чести и достоинства.
4. Контроль деятельности Клуба.
4.1. Контроль и руководство деятельностью Клуба осуществляется администрацией Учреждения.
3 этап.
План мероприятий для работы с отцами.
Основываясь на Положении о «Клубе отцов» для родителей детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ, создали годовой план мероприятий.
Месяц
Мероприятие
Ответственный
сентябрь
Участие в фестивале «Строим Папапарк для наших детей» в рамках празднования Дня отца.
Воспитатели группы
октябрь
Круглый стол «Роль отца в воспитании ребенка»
Анкетирование «Какой Вы папа» Интервьюирование детей «Мой папа – самый лучший»
Педагог-психолог, воспитатели группы
ноябрь
Мастер-класс для детей и пап «Делаем открытку ко Дню Матери» в рамках семейной игротеки «Воскресенье вместе с папой»
воспитатели группы
декабрь
Начало работы «Клуба отцов».
Опросник для родителей.
Педагог-психолог, воспитатели группы
январь
Физкультурный праздник с участием отцов «Зимние забавы»
Инструктор по физической культуре, воспитатели группы
февраль
Выставка фоторабот «Мой папа – защитник Отечества»
воспитатели группы
март
Физкультурный праздник «Мама, папа,
я – здоровая семья»
Участие в акции детского сада «Покорми птиц»
Уборка площадки
Инструктор по физической культуре
Воспитатели
апрель
Участие в акции детского сада «Мы за ЗОЖ», посвященная Всемирному Дню здоровья
Инструктор по физической культуре
май
Круглый стол «Организация летнего отдыха детей», развлечение для детей и пап «Папа в садике»
Круглый стол «Правовые аспекты отцовства» с инспектором по делам несовершеннолетних
Инструктор по физической культуры, музыкальный руководитель, психолог,
мед. сестра
И в заключении могу добавить из проделанной мною работы над проектом что, роль мужчины в воспитании детей огромна. Огромная заслуга отцов в воспитании состоит в формировании мужской модели поведения для сыновей, становлении их как сильных и смелых личностей. При воспитании дочерей роль отца не менее значима, т. е. он становится для девочки эталоном-образом идеального мужчины, что будет очень важно при формировании у девочки навыков общения с противоположным полом. Задача матери, не ограждать детей от отца, не стремится совместить в своем лице обоих родителей, а в случае необходимости помогать налаживать контакт детей с мужем.