Получи документы

Проект «Русская народная тряпичная кукла — Пеленашка»

Левщанова Екатерина Евгеньевна
Проект «Русская народная тряпичная кукла — Пеленашка»

«Русская народная кукла-ПЕЛЕНАШКА

«Кто в куклы не играл,

тот счастья не видал» –

Народная мудрость

Вид проекта : творческо – информационный.

Тип проекта : средней продолжительности

Срок реализации проекта : февраль-март

Участники проекта : дети средней группы (от 4 до 5 лет, педагоги, родители.

Публикация «Проект „Русская народная тряпичная кукла — Пеленашка“» размещена в разделах

Проблематика проекта :

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.

Актуальность выбранной темы:

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Социальная значимость проекта : Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению русской культуры.

Методические принципы:

• учет возрастных особенностей детей;

• доступность материала;

• постепенность его усложнения.

Цель проекта :

-формирование у детей 4-5 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;

Задачи проекта :

-познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

-дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

-изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (куватка, скрутка, зайчик на пальчик и т. д.);

-развивать мелкую моторику рук;

-формировать индивидуальные творческие способности детей;

-учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

-обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

-стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Формы реализации проекта :

Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.

Экскурсии в музей – русской избы.

Занятия по изодеятельности – художественный труд (создание народной куклы).

Изготовление кукол детьми совместно с воспитателями.

Составление и отгадывание загадок.

Ожидаемый результат

Для педагогов:

- повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

- распространение педагогического опыта в публикациях.

Для детей:

- формирование знаний об истории русской народной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол;

- развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

- совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Для родителей:

- активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность,в образовательный процесс ДОУ.

2. План реализации проекта

Подготовительный этап:

Изготовление солнышка, и на его лучиках тренируемся завязывать узелок и бантик.

накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа;

сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео);

беседа с детьми о народных тряпичных куклах;

выбор темы изучения родителями в соответствии с интересом и возможностями, совместное обсуждение с детьми;

изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме;

изучение технологий изготовления народной куклы;

подбор необходимого материала для практической деятельности.

Организационный этап:

разработка содержания занятий с детьми: «История народной тряпичной куклы»;

• презентация буклета «Традиционная тряпичная кукла».

• рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, во что играли»;

• реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Формирующий этап:

Познавательная, коммуникативная деятельность:

-беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые, «История возникновения народной куклы», «Виды кукол», «Русская народная игрушка», «Моя любимая игрушка».

-просмотр презентации «Русская народная кукла»;

- экскурсия в библиотеку;

-чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка»;

- чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле.

-рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами;

-экскурсия в краеведческий музей;

-знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая);

Художественно-эстетическая деятельность:

- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу

- хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»;

-Лепка «девочка в сарафане».

Продуктивная деятельность

-знакомство с процессом изготовления кукол (Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня).

-изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»);

-Лепка «девочка в сарафане».

Игровая деятельность:

-дидактическая игра «Что из чего»;

-сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад», «Дочки-матери»

-русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки».

Работа с родителями:

консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей»;

мастер класс: «Изготовление народной куклы закрутки»;

составление альбома «Народная тряпичная кукла»;

подбор картинок, иллюстраций, фотографий, подборка стихов, загадок,

пословиц и поговорок о труде.

Заключительный этап:

посещение музея детьми других групп ;

презентация проекта «Куколка тряпичная – игрушка отличная»;

составление альбома «Народная тряпичная кукла».

Список литературы:

1. .И. А. Лыкова Художественный труд в детском саду. Конспекты занятий и методические рекомендации. изд. дом «Цветной мир»2020г.

2. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] : пособие для учителя/ В. П. Аникин. – М. : Учпедгиз, 1957. – 240 с.

3. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] : программа. Учебно – методическое пособие/ М. Д. Маханева / под ред. С. Д. Ермолаева. – СПб. : «Детство-Пресс», 2010. – 304 с.

4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/ В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.

5. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.

6. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007

7. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009

8. Ирина Богданова “Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, 2010г.

Публикации по теме:

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик»Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик» Вот и близится к завершению реализация общесадовского проекта «Русская народная кукла». Коллективом детского сада «Колокольчик» проведена.

Лэпбук «Русская народная кукла»Лэпбук «Русская народная кукла» Лэпбук «Русская народная кукла»«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка»Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка» Автор: Черноусова Ирина Алексеевна, воспитатель, МДОУ №72, г. Раменское, Московской обл. Мастер класс  рассчитан на детей старшей группы.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Народная тряпичная кукла Кувадка тульскаяНародная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию " Гирлянда Дружбы" конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.

«Народная тряпичная кукла». Наша национальная история  (фотоотчёт)«Народная тряпичная кукла». Наша национальная история  (фотоотчёт) Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети знали.

Новые экспонаты в мини-музей «Русская народная кукла-закрутка»Новые экспонаты в мини-музей «Русская народная кукла-закрутка» Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет об изготовлении новых экспонатов в мини-музей русской народной куклы.

Мастер-класс «Русская народная кукла — оберег Веснянка»Мастер-класс «Русская народная кукла — оберег Веснянка» Доброе время суток, уважаемые коллеги и гости моей странички! Совсем не много осталось до окончания холодного периода года - зимы. Не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русская народная тряпичная кукла — Пеленашка»
Опубликовано: 17 мая 2020 в 19:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД