Ольга Кузьменко
Проект «Русский народный фольклор — одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад «Светлячок»
Педагогический проект
на тему:
«Русский народный фольклор – одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Воспитатель : О. В. Кузьменко
Тамбов 2020
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Жизнь рождает много нового, и порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора.
Публикация «Проект „Русский народный фольклор — одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.
Детскому саду в решении этой проблемы отводится большая роль. Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства, я понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.
Цель моего проекта :
Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с малыми фольклорными жанрами
Поставили перед собой следующие задачи:
• Создать необходимую предметно–развивающую среду
• Пробудить у детей интерес к истории и культуре России
• Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества, с народными традициями, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа
• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
• Сформировать чувство национального достоинства, любви к Родине
• Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре разделила на три этапа:
Подготовительный
(октябрь – ноябрь 2020)
• Создание творческой группы
• Доведение до участников проекта важности данной проблемы
• Составление перспективного плана работы
• Подбор методической литературы
• Подбор произведений русского народного фольклора
• Диагностика детей
Практический
(декабрь 2020 – апрель 2021)
• Создание предметно-развивающей среды в группе
• Проведение мероприятий по ознакомлению детей с русским фольклором, крестьянской культурой и бытом, некоторыми видами народно-прикладного искусства в соответствии с перспективным планом
• Работа с родителями по данному вопросу, привлечение их к участию в мероприятиях
Формы работы с детьми
• Организованная образовательная деятельность
• Экскурсии в музей, библиотеку, клуб
• Чтение художественной литературы
• Использование фольклора в режимных моментах
• Праздники и развлечения
• Просмотр видеофильмов, слушание музыки
• Игровая деятельность: подвижные игры, игры-хороводы, пальчиковые игры, игры с пением, театрализация
Фольклор в работе с детьми
• Потешки
• Загадки
• Сказки
• Колыбельные песни
• Пестушки
• Песенки
• Пословицы, поговорки
• Считалки
• Дразнилки
• Заклички
«Цикл занятий по ознакомлению детей с устным народным творчеством
• «Русские потешки»
• «Баю, баю, бай! Поскорее засыпай!»
• «В гости в терем расписной»
• «Живая связь времен»
• «В гости в сказочное царство»
Для изучения истоков жанров русского фольклора подобрала серию потешек, пестушек, прибауток и использовала их в работе с детьми. В этих незамысловатых стишках много нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Далее я знакомила детей с колыбельными песнями. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам – и про кота-воркота, и про гулей, приучая ухо к интонационному строю родной речи. Очень интересно было знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Особое место занимали занятия по составлению и разгадыванию загадок о предметах старинного русского быта. Я старалась раскрыть смысл загадок. Составить загадку – это значит, обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И, наоборот, разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными. Это развивает сообразительность, логическое мышление. Изучение календарного детского фольклора осуществляли совместно с музыкальным руководителем через участие детей в календарных праздниках. На музыкальных занятиях дети знакомились с русской песней, хороводом, частушкой, игрой на народных музыкальных инструментах. Русская песня, русское поэтическое слово, стали близкими детям, любимыми ими, пробудили интерес к национальному искусству, истории народа, его быту.
Цикл занятий по ознакомлению с предметами быта «русской избы»
• «В гости к хозяюшке»
• Посещение музея
• «О чем могут рассказать вещи, которые окружали наших бабушек»
• «Знакомство с русским самоваром»
. Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Воссоздав обстановку русской избы, я знакомила детей с русской печкой, прялкой, зыбкой, предметами русского старинного быта, с русскими мужским и женским национальным костюмами. Особую радость доставляет детям знакомство с русской печкой, особенно, когда «хозяйка» достает из нее испеченные пироги. Здесь же произошло знакомство с самоваром, которое закончилось чаепитием. В «избе» совсем по-другому звучат русские песни, сказки.
Цикл занятий по ознакомлению с русской народной сказкой
Действенным методом в воспитании моральных качеств личности является сказка. Русская педагогика еще много лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Она учит любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сложная картина действительности представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. Работу со сказкой я вела в различных формах:
• Чтение русских народных сказок,
• беседы по их содержанию
• Занятие: «Знакомство со сказочным
• царством – небывалым государством»
• Занятие: «Колобок живет в комнате
• сказок»
• Прослушивание сказок в грамзаписи
• Просмотр видеофильмов
• Драматизация сказок
Знакомство с русскими народными промыслами
Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства:
• Золотая хохлома
• Русская матрешка
• Дымковская игрушка
• Гжель
• Жостовская роспись
• Городецкая роспись
Мы помогли детям получить представление о данных видах народного искусства, пережить отношение к ним. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Знакомство с народными играми
Народные игры как жанр устного народного творчества – своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. В детских народных играх сохранились отголоски старины, реалии давно ушедшего быта. Игры с луком и стрелами, разнообразные игры в прятки – отголоски старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки их к боям, охоте. В своей работе мы познакомили детей со следующими народными играми :
• «Репка-репонька»
• «Гуси-гуси»
• «У медведя во бору»
• «Краски»
• «Горелки»
• «Заря-зарница»
• «Стадо»
• «Молчанка»
Разученные с детьми считалки, прибаутки, скороговорки сделали игру более интересной, обогатили ее содержание.
Работа с социумом
Для осознания ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время», ощущения себя в потоке времени как продолжателя дела предков, приобщения к таланту и мастерству предков, бережного отношения ко всему тому, что они создали и оставили нам мы с детьми посетили музей, находящийся в школе, библиотеку, неоднократно смотрели выступления артистов областной филармонии, кукольных театров, сельского клуба. Эта работа – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.
Работа с родителями
Все методы воспитания в русской семье основаны на тонком мудром понимании основных психологических и педагогических сторон воспитания ребенка, выработанных многовековым опытом народа. Поэтому так важно помочь современной русской семье возродить и творчески развить лучшие традиции векового народного опыта воспитания детей. Для этого мы используем следующие формы работы с родителями:
• Анкетирование
• Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к русской народной культуре»
• Консультация: «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
• Участие родителей в оформлении «русской избы», пошиве костюмов к фольклорным праздникам
• Участие родителей в фольклорных праздниках, развлечениях
Все это способствует просвещению родителей в области народной педагогики, особенностей воспитания высоконравственной, духовно богатой личности дошкольников в лучших традициях русского народа.
Заключительный
(май 2021)
• Диагностика детей
• Обобщение результатов проекта
• Презентация проекта на совете педагогов
Диагностика
детей проводилась в соответствии с рабочей Программой ДОУ и ФГОС ДО по следующим аспектам
• Проявляет интерес к изучению русского народного фольклора
• Различает жанры народного фольклора
• Знает и различает предметы крестьянского быта
• Умеет различать изделия народных промыслов
• Владеет знаниями о народных праздниках и традициях
• Знает русские народные сказки и сказочных героев
• Знает и умеет играть в русские народные игры
• Осмысленно и активно участвует в фольклорных праздниках
Методы проведения диагностики
• Наблюдение за детьми
• Индивидуальные беседы
• Тематические занятия, беседы
• Игровые тестовые задания, дидактические игры
• Вопросы поискового характера
• Игровая деятельность
• Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников
• Викторины по фольклорным жанрам
Результаты проекта
• У детей появился интерес к изучению русской народной культуры
• Сформировался необходимый минимум исторических знаний
• Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России
• Расширились знания о традициях русского народа
• Сформировались чувства национального достоинства
• Повысилась заинтересованность родителей к возрождению культуры своего народа
Практическая значимость проекта
• Оформлен в группе мини-музей «Русская изба»
• Созданы игровые макеты некоторых р. н. сказок
• Оформлена в книжном уголке выставка книг р. н. сказок и фольклорных жанров
• Создана картотека малых фольклорных
• жанров, р. н. игр
• Пошиты русские народные костюмы
• к фольклорным праздникам
• Пополнена и обновлена
• предметно-развивающая среда
• Создана подборка сценариев
• развлечений и народных праздников
•
Распространение результатов проекта
• Презентация проекта на педсовете МАДОУ
• Районный семинар - открытое занятие «Живая связь времен»
• Муниципальный конкурс педагогических проектов - участие
• Районный семинар - презентация
• проекта
• Общероссийский конкурс
• МГИА КЛИиО «Русская изба»
• Размещение на сайте
Вывод
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения к высотам классической отечественной литературы, театра, музыки, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.
Методическое обеспечение проекта :
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, 2001г.).
Мартынова А. Н. «Потешки. Считалки. Небылицы». «Современник». Москва. 1989
Орлова А. В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду». Владимир 1995
Клюева Т. Д. «Приобщение дошкольников к национальной культуре». Тамбов 1996
Журналы «Ребенок в детском саду» 4- 2008, 2 – 2009, 1 – 2006.
М. Ю. Картушина «Забавы для малышей» «ТЦ Сфера» Москва 2010
Т. Н. Доронова «Играют взрослые и дети» «ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2006
С. И. Мерзлякова «Фольклор – музыка – театр» «ГИЦ ВЛАДОС» 1999