МААМ-картинки

Проект по математическому развитию младших дошкольников «Познаем, исследуем, творим»

Анна Рыкова
Проект по математическому развитию младших дошкольников «Познаем, исследуем, творим»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 «Родничок» г. Туапсе

ПРОЕКТ

по математическому развитию младших дошкольников

«Познаем, исследуем, творим»

Разработчик проекта : Рыкова Анна Николаевна

2016г.

Пояснительная записка.

Публикация «Проект по математическому развитию младших дошкольников „Познаем, исследуем, творим“» размещена в разделах

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность интеллектуального, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения в школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия. В результате, возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Таким образом, сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Поэтому задача сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте, является одной из актуальных.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Отсюда вытекает проблема – создание условий для эффективного ознакомления и использования дидактических игр, как средства формирования представлений о сенсорных эталонах.

Предварительная работа с детьми данной возрастной группы, выявила недостаточный уровень представлений и знаний детей о форме, цвете, величине, положении в пространстве, времени и т. п., а также недостаточные представления родителей воспитанников о значении сенсорного развития. Так и появилась идея разработки и реализации проекта, который поможет развить сенсорно – математические представления у детей, и позволит расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Решение данной проблемы формирует цель данного проекта : формирование и развитие сенсорно – математических представлений у воспитанников младшего дошкольного возраста.

В соответствии с выявленной проблемой и поставленной целью, были сформулированы следующие задачи проекта :

Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей младшего возраста;

Содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей посредством игровых технологий;

Формировать у детей зрительные способы обследования предметов, цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.

Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста;

Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности;

Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению с данной темой.

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, величину, цвет;

Учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел;

Обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;

Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания и воображения у детей.

Новизной проекта станет использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Сроки реализации: долгосрочный, октябрь 2015г. – май 2016г.

Тип проекта : познавательно - игровой.

Участники проекта : воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатель.

По количеству участников: коллективный.

Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Основные принципы реализации проекта :

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических  способностей  детей.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный.

На данном этапе были осуществлены следующие мероприятия:

Изучение уровня знаний по теме. Диагностика детей, направленная на выявление уровня развития сенсорно – математических представлений;

Мониторинг диагностики детей;

Составление плана работы по реализации проекта «Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста»;

Создание предметно - развивающей среды по теме проекта;

Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов, презентаций, дидактических игр, аудио и видеозаписей по данной теме;

Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий для родителей;

Взаимодействие с родителями:

Совместное изготовление дидактических игр «Найди заплатку к зонтику», «Корабли», «Матрешки», «Открой коробочку» и др. ;

Помощь в создании и оформлении выставки

Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме;

Изучение опыта других образовательных учреждений.

2. Основной.

На данном этапе проводится практическая работа, с целью получения качественного результата данного проекта. А именно:

Беседы с детьми, отгадывание загадок;

Рассматривание иллюстраций, открыток, книг по теме;

Просмотр презентаций по теме;

Знакомство с предметами ближайшего окружения;

Чтение художественной литературы и заучивание считалок;

Чтение детьми стихотворений;

Проведение дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных, настольно печатных и пальчиковых игр;

Театрализованная деятельность;

Выставки «Картины из фигур» и «Интересная математика».

Инсценировка «Как фигуры подружились»;

Консультации для родителей на тему: «Значение сенсорного развития в раннем дошкольном возрасте» и «Комплекс игр для развития сенсорно - математических эталонов.

Творческо-продуктивная деятельность : лепка, рисование, аппликация (совместная работа детей с родителями, самостоятельная деятельность детей;

Просмотр развивающего м\ф про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник».

Прослушивание и разучивание музыкальных произведений.

Деловая игра с родителями: «Как познать мир математики. Проведение консультаций, разработка рекомендаций и пособий для родителей.

3. Заключительный.

Положительная динамика мониторинга формирования сенсорно - математических представлений у детей младшего дошкольного возраста;

Выставка совместного творчества ребят и родителей «Картины из фигур», «Интересная математика»;

Создание «Библиотеки дидактических игр», совместно с родителями.

Предполагаемый результат:

Проект будет способствовать развитию сенсорно – математических представлений, уточнять и закреплять представления о геометрических формах, времени, основных цветах и положении в пространстве. Разнообразные ситуации и игры, применяемые в данном проекте, у воспитанников сформируют интерес, любознательность, внимание.

Родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики.   Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс  не трудным и  не скучным, а интересным и занимательным!

Реализуя данный проект, я постараюсь помочь каждому ребенку расширить свой кругозор в зоне ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставит каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. В свою очередь, у родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Список используемой литературы:

1. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Бабаевой Т. И., А. Г. Гогоберидзе – М. : Издательство «Детство – пресс», 2014.

2. ФГОС ДО: практика реализации. – М. : Издательство «Учитель», 2014.

3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;

 4. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005;

5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. – М. : «Цветной мир», 2012.

7. Михалевская И. А., Мастеркова Е. А.  Большая хрестоматия для дошкольников. – М. : Мой мир, 2008.

8. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании : Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.

9. Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. – М. : «Сфера», 2012.

10. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

11. Сборник русских народных сказок. Под ред. Р. Кобзарева. – М. : Издательство «Алтей»,2012.

12. Соболева А. В. , Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2000

Прикреплённые файлы:

prezentacija-anja_k1fpr.pptx | 4838,38 Кб
 
Публикации по теме:

Познаем. Исследуем. ТворимПознаем. Исследуем. Творим Рука – это инструмент всех инструментов. Аристотель. Рука – это своего рода внешний мозг. Кант Источники способностей и дарований детей.

Конспект занятия по математическому развитию дошкольников «Треугольник» Воспитатель: Семёновой Н. В. МДОУ"Детский сад №22" Тема:" Треугольник" Цель: познакомить детей с треугольниками и его свойствами Задачи: 1. Научить.

Конспект занятия по математическому развитию дошкольников Тема "Треугольник" Цель:познакомить детей с треугольником и его свойствами. Задачи: -учить различать и называть треугольник; -учить обследовать.

Математический проект «Исследуем, познаем, творим» Пояснительная записка. Название проекта: «Математическая неделька» Участники проекта: дети подготовительной группы. Вид проекта: По времени.

Математический проект «Познаем, исследуем, творим»Математический проект «Познаем, исследуем, творим» ояснительная записка. Название проекта: «Математическая неделька» Участники проекта: дети подготовительной группы. Вид проекта: По времени.

Проект по математическому развитиюПроект по математическому развитию МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида «Гусельки» Вторая младшая группа №5 «Семицветик».

Проект по математическому развитию дошкольников «Разноцветная страна геометрических фигур» Пояснительная записка. Проект «Разноцветная страна геометрических фигур» предназначен для развития элементарных математических представлений.

Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие с Машей в страну математики» Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие с Машей в страну математики»Пояснительная записка Проект «Путешествие с Машей.

Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие во времени» Проект по математическому развитию дошкольников "Путешествие во времени"Пояснительная записка Время – это одна из важных составляющих реальности,.

Проект «Познаем, исследуем, творим» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 Отрадненский район Проект по математическому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по математическому развитию младших дошкольников «Познаем, исследуем, творим»
Опубликовано: 28 ноября 2016 в 09:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД