Получи документы

Проект «С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся»

Лидия Жиленкова
Проект «С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА :

Название проекта : «С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся»

Тема проекта : подготовка к школьному обучению как средство развития у детей трудовых навыков

Автор проекта : Л. П. Ширунова, воспитатель

Т. С. Кузнецова, педагог-психолог

Участники проекта :

- дети

-родители

- воспитатели

- педагог-психолог

-музыкальный руководитель

Вид проекта- инновационный

База проекта – МБДОУ д/с № 29 «Маячок»

Публикация «Проект „С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся“» размещена в разделах

Срок реализации 2011-2012 учебный год

ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Противоречия

1. Психологическая готовность к школе это фундамент, на котором основывается дальнейшее обучение, развитие ребенка в школе. Однако, зачастую при подготовке детей к обучению в школе основное внимание, как педагогов, так и родителей, уделяется развитию познавательной сферы без достаточного учета огромного потенциала значимых для ребенка дошкольных видов деятельности (игра, элементарный труд, рисование, восприятие сказки и др.).

2. Ориентировка работников образования в подготовке ребенка к школе за счет внедрения новых форм обучения, различных технологий формирования навыков чтения, письма, счета, «иногда заслоняет в сознании работников дошкольного дела важную, но более отдаленную цель воспитание человека как субъекта труда».

3. Обучение в школе потребует от ребенка больших волевых и физических усилий, умения добросовестно и ответственно выполнять задания, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.

4. Закон РФ «Об образовании»

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009года № 655» Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Проблема

Анкетирование родителей показало, что 80% опрошенных понимают под школьной готовностью, только лишь навыки детей в чтении и письме, исключая психологическую составляющую, в частности умение работать в коллективе под началом взрослого, планировать свою деятельность, доводить ее до логического конца, адекватно воспринимать свои результаты.

Диагностика воспитанников на начало учебного года показала:

- изучение отношения к трудовым поручениям:

Высокий уровень ответственности ребенка при выполнении трудовых поручений (наличие заранее намеченного плана, проявление инициативы, чувство долга, выполнение задание с желанием, положительная реакция на успех, отрицательная на неудачу) – 10%

Средний уровень – 60%

Низкий уровень – 30%

- изучение влияния коллективной организации труда на его результат:

Успешность выполнения задания в группе – 40%

Успешность выполнения задания индивидуально – 60%

Отмечено, что дети не способны самостоятельно разделяться на группы и ждут распределения на звенья взрослыми.

- изучение трудолюбия детей:

60% детей – трудятся без контроля, но только во время дежурства, делают то, что входит в их обязанности и не более, не зачастую доводят дело до конца.

20% детей – доводят дело до конца, планируют деятельность, помогает товарищам, трудится вне дежурства.

20% - требуют внешнего контроля, понимают значение труда, но не доводят дело до конца.

- изучение умения планировать трудовую деятельность:

80% детей не умеют составлять план трудовой деятельности и придерживаться его по ходу выполнения.

- изучение представлений о труде взрослых:

Умеют выделять содержание различных «профессий», орудие труда, процесс труда и его значимость – 40%.

Актуальность

С точки зрения различных авторов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и Л. И. Цеханская) предпосылками психологической готовности ребенка к школе является умение ориентироваться, подчинять свои действия заданным правилам, выполнять инструкции взрослого, а также умение слушать. Так же, согласно Л. С. Выготскому, обучение в школе расценивается взрослыми как труд, который ценится, его нельзя пропустить или отменить как, например, поход в детский сад. Теоретический анализ проблемы исследования показал, что трудовая деятельность не является следствием календарного возраста, а возникает и развивается как некое системное качество человека под влиянием определенной среды (Климов Е. А. Тютюнник В. И.).

Трудовые навыки начинают формироваться еще в раннем возрасте на основе усваиваемых навыков самообслуживания, и развиваются в течение дошкольного онтогенеза через игру под влиянием взрослого, максимально ярко проявляется в ходе становления учебной деятельности, отделяясь от нее в последствие в самостоятельную ветвь. Выполняя различные трудовые поручения, дошкольники обучаются различным трудовым операциям, приобретают трудовые навыки и умения, например, обращаться с трудовыми орудиями (ножницы и т. д.) и материалами, а так же приобретают навык5и работы в группе, межличностному взаимодействию – как со сверстниками, так и со взрослыми, что является хорошей предпосылкой для формирования коммуникативной (социально-психологической) школьной готовности. Дети не только начинают понимать смысл труда, его важность и необходимость, но и его значение для других людей, зависимость друг от друга в совместной деятельности, понимать, что результат его труда включен в общее дело.

Своевременное (еще в дошкольном детстве) развитие у ребенка трудовых навыков и умений способствует более быстрому и легкому включению ребенка-подростка в сферу трудовой деятельности. Подросток легче адаптируется в мире трудовых отношений, готов сделать свой профессиональный выбор, приспособлен к процессу обучения, более усидчив, настойчив, целеустремлен, умеет планировать свою работу и разделять ее на составные части, успешен в своей трудовой деятельности.

ЦЕЛЬ проекта : Формирование трудовых навыков и умений, положительного отношения к труду.

Задачи проекта :

1. Изучить практический опыт педагогов и психологов по проблеме трудового воспитания (Е. А. Климов, И. А. Лыкова, Тютюнник В. И.)

2. Выделить структуру и основные свойства трудовой деятельности в дошкольном возрасте, а так же этапы ее развития.

3. Выявить уровень развития трудовых навыков у детей подготовительной группы и провести сравнительный анализ по итогам реализации проекта.

4. Создать систему взаимодействия дети-родители-педагоги направленную на формирование трудовых навыков и умений в процессе подготовки к школьному обучению.

5. Развитие у детей подготовительной группы качество человека труда- трудолюбие, ответственность, коммуникативность.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

- повышение профессиональной компетентности по образовательным областям «Труд» «Социализация»

- создание системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами, направленную на формирование трудовых навыков и умений в процессе подготовки к школьному обучению.

- повышение уровня у детей подготовительной группы качеств человека труда - трудолюбия, ответственности, коммуникативности в результате разработанной системы взаимодействия дети-родители-педагоги.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

-Разработка системы занятий по развитию трудовых навыков в процессе подготовки детей к школе;

- Разработка подпроектов :

«Ярмарка»

«Мой зеленый детский сад»

- Проведение творческих мастерских;

- Создание картотеки игр по подготовки детей к школе

Инновационность : развитие предпосылок качеств субъекта труда через развитие школьной готовности (социально-психологический акпект)

Содержание проекта

I этап – подготовительно-аналитический

Сроки реализации (сентябрь - октябрь)

Цель: анализ образовательной деятельности дошкольного учреждения по развитию трудовых навыков и умений старших дошкольников и определение актуальности данной проблемы среди будущих первоклассников.

№ Содержание деятельности Предполагаемый результат

1 - Изучение нормативно-правовых документов, методических пособий по проблеме трудового воспитания детей:

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009года № 655» Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

- Закон РФ «Об образовании»

- Изучение передового педагогического опыта:

- исследования Климова В. А.

- учебно-методическкая разработка И. А. Лыковой «Художественный труд в детском саду»

- программа «Дом радости» Н. М. Крыловой;

Знание нормативных документов

Готовность к применению

2 Выявление уровня сформированности трудовых навыков и представления о труде дошкольников подготовительной группы (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) Результаты диагностики

3 Разработка подпроектов «Ярмарка»

«Мой зеленый детский сад»

4 Разработка плана работы творческих мастерских по гендерному признаку «Умелые ручки»

5 Разработка системы психолого-педагогических занятий по развитию трудовых навыков у дошкольников при подготовке к школе. Система занятий, конспекты занятий

6 Изменение предметно-развивающей среды Проведение тематической недели «Профессии человека»

7 Составление картотеки дидактических и сюжетно-ролевых игр по подготовки детей к школе Составление перспективного плана по сюжетно-ролевым и дидактическим играм для подготовки детей к школе

II этап – практический

Сроки реализации: ноябрь-март

Цель: реализация деятельностного и компетентностного подходов, предполагающих включение в проект всех субъектов образовательной деятельности.

№ Содержание деятельности Предполагаемый результат

1 Реализация системы по развитию коммуникативных и трудовых навыков у дошкольников -Создание коллективных работ для украшения территории детского сада

-разработка информации для родителей на информационные стенды по трудовому воспитанию и различных аспектах школьной готовности;

- Выставки «Моя мама мастерица», «Папа может все что угодно»

2 Реализация подпоекта «Русская ярмарка» - Создание поделок совместно дети+ педагоги+родители с использованием различных видов художественного творчества;

- Проведение мастер класс для родителей «Мастерство моей бабушки»

- Проведение массового гуляния «Ярмарка»

3 Реализация подпроекта «Мой зеленый детский сад» - Создание коллективной работы

«Любимый детский сад»

-Конкурс рисунков «Площадка детского сада»

- Совместно с родителями озеленение территории детского сада

4 Проведение творческих мастерских - Разработанный план мастер –классов по креативному рукоделию

(бисероплетение, войлоковаляние, макраме, ковровая техника, столярная мастерская, изготовление моделей воздушного транспорта)

- Выставка «Папа, мама я – умелая семья»

- изготовление жаворонков к празднику «Сороки»

5 Обновление предметно-развивающей среды по теме «Профессии человека» - приобретение дидактического материала «Новые профессии»

- Конкурс рисунков «Вырасту большой, стану…»

6 Проведение игр по составленному перспективному плану - Усвоение детьми правил школьной жизни

III этап – заключительный

Срок реализации: апрель-май

Цель: обобщение опыта и определение результата практической деятельности по развитию трудовых навыков и умений дошкольников через готовность к школьному обучению

№ Содержание деятельности Предполагаемый результат

1 Выявление уровня сформированности трудовых навыков и представления о труде дошкольников подготовительной группы (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) Положительная динамика

2 Анализ созданной модели взаимодействия дети-родители-педагоги Эффективность внедренной системы занятий доказано повышением уровня развития трудовых навыков у детей на 10%

3 Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта Презентация

4 Оформить материалы проектной деятельности с целью дальнейшей трансляции Представление проекта на сайте ДОУ, педагогическом совете

Публикации по теме:

Презентация проекта «Мое имя» Продолжительность проекта: 3 недели. Тип проекта: индивидуальный мини проект. Участники проекта: Даниил Курысь и Данила Колесников. Возраст.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Автор публикации:
Проект «С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся»
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 18:17
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД