Коваленко Олеся Александровна
Проект «Семейные традиции» для детей и родителей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы.
От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.
Именно этой идеей пронизаны и «Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан», и «Концепция модернизации российского образования в период до 2010 года»
Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.
Публикация «Проект „Семейные традиции“ для детей и родителей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств : дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами, сладкими воспоминаниями о детстве.
Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.
Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны : сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.
Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.
Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.
Приступая к составлению проекта, мы, педагоги ДОУ, задумались, как построить совместную работу с родителями, чтобы наши дети выросли не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество.
В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания злободневна. Не созданы датчики, определяющие уровень нравственной воспитанности, ее не учитывает статистика, о ней не могут рассказать демографы. Но мы все знаем по опыту личных отношений, из материалов средств массовой информации, что проблема, о которой идет речь, существует.
Выдающийся историк Ключевский писал: «…трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у него, современного человека, этот медленно и трудно нажитый скарб обычаев и традиций – он растеряется, утратив все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова».
Итак, формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.
Мы предполагаем, что данный проект будет направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, которые будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу с остановками и вехами. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, белая вязаная крючком скатерть, бабушкин сундук, семейный альбом, мамина сказка на ночь… С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира.
Семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы, они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного архива, своих семейных традиций.
Итак, наш проект : «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение.
Цель проекта :
Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.
Задачи проекта :
1. Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках.
2. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников.
3. Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.
4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.
5. Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.
Описание проекта.
Любой проект начинается с составления плана его реализации, определения этапов, мероприятий, участников, что нами и было сделано.
Этапы реализации проекта.
I этап – «У истока» – ознакомительный.
Цель этапа: Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях.
1. Анкетирование родителей на тему : «Знаете ли вы русские праздники, обычаи, традиции?»
2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.
II этап – «Возрождение» - просветительский
Цель этапа: Знакомство детей, родителей с народными и семейными праздниками через разные формы работы.
1. Консультации для родителей на темы :
«Народные праздники»
«Почему пекут блины в масленичную неделю?»
«Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»
«Сказки, рассказанные на ночь»
«Колыбельная для малышей»
«Игры, хороводы наших бабушек»
«День рождения – только раз в году»
«Как удивить детей новогодними подарками?»
«Что вы знаете о фольклоре?»
3. Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций»,
«Русская национальная кухня»
4. Сбор семейных реликвий.
5. Изготовление каждой семьей генеалогического древа.
6. Занятия с детьми на темы:
«Моя семья»;
«Наши имена»;
«Кем я могу гордиться в моей семье»;
«Моя родословная»;
«Семейные праздники и традиции»;
«Песни, игры, хороводы наших бабушек»;
«Откуда произошла моя фамилия?»;
«Герб моей семьи».
7. Родительское собрание :
«В каждой семье свои традиции»;
8. Развлечения:
«Неразлучные друзья- взрослые и дети».
9 Разучивание народных песен, танцев, игр, хороводов с детьми и их родителями на МУЗО
10. Рисование детьми на тему:
«Праздник в нашей семье»;
«Маму свою очень люблю»;
«Папа и я – лучшие друзья».
«Неразлучные друзья – взрослые и дети».
11. Фотовыставка «Я и моя семья».
12. Видеозаписи семейных праздников.
III этап – «С маленького родника начинается река» - заключительный
Цель этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.
1. Конкурс «Моя родословная». Т. к. в семьи должна вернуться и традиция узнавать о своих предках, знать свои корни, происхождение фамилии, в рамках этого проекта мы предлагаем провести конкурс «Моя родословная». Чтобы этот конкурс проходил интересно и познавательно, каждой семье нужно будет составить генеалогическое древо до третьего колена, а детям рассказать о своей родословной, познакомить, от кого и откуда произошел их род. Каждой семье нужно как можно дальше продлить ветви родства. И пусть в семейных древах будет не 500 исторических имен, как у А. С. Пушкина, а всего 15-20 листочков, но и они будут свидетельствовать о большой проделанной работе каждой семьей.
2. Конкурс «Бабушкин сундук» - создание мини-музея семейных реликвий, традиций. Чтобы принять участие в конкурсе, нужно будет собрать семейные реликвии – предметы, которые каждая семья передает из поколения в поколение как память о дорогом человеке или эти предметы связаны с какими-то событиями каждой семьи. Вот мы и предлагаем родителям провести разведку – поиск старинных предметов, принести их в группу, всем показать и сложить вместе в «бабушкин сундук». Глядя на бесценные экспонаты, семейные реликвии, бережно хранящиеся в других семьях и вверенные детскому саду, родители задумаются об истории своих семей, о ценности и значимости сохранения тех вещей, которые кажутся старым ненужным хламом. Мы думаем, что это сподвигнет родителей на создание коллекций дома, ведь история вещи – это история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Мы очень хотели бы, чтобы эта традиция возродилась в каждой семье наших воспитанников.)
3. Конкурс «Семейный герб» - Всем известно, что во времена средневековья зародилась традиция изображения семейного герба. По сей день многие английские семьи придерживаются этой традиции. Хочется, чтобы и в нашей стране, в нашем ДОУ каждая семья имела свой герб, который будет передаваться из поколения в поколение, будет гордостью каждой семьи и уже глядя на него можно будет сказать: «Это герб семьи Петровых». Поэтому мы предлагаем родителям совместно с детьми придумать и нарисовать герб семьи и на семейном празднике рассказать о нем.
4. Семейный праздник «Красна изба пирогами, река – берегами, а семья – традициями», Этот праздник будет итогом взаимодействия педагогов и родителей по приобщению к семейным традициям, заложенным внутри семьи, итогом всей просветительской работы, проведенной ДОУ в этом направлении. На этом празднике мы предполагаем провести следующие конкурсы:
«Моя родословная» - представление своей семьи
«Герб моей семьи» - домашнее задание
«Кто больше вспомнит русских народных песен» - музыкальный аукцион
«Семейный праздник» – презентация
«Секреты новогодних подарков» – конкурс
«Любимое блюдо моей семьи» - презентация-дегустация.
Мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т. к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.
Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость»
Конкретные ожидаемые результаты.
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
• имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;
• профессии бабушек и дедушек, своих родителей;
• прошлое своей семьи;
• происхождение своей фамилии;
• народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
• смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;
• будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
• пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд, берегиня и т. д.);
• смогут быть экскурсоводами в музеи семейных коллекций;
• приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
• научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
• у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители
• приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
• укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;
• у них будет развито чувство гордости за свою семью;
• будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
• научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
• знать свою родословную, минимум до третьего колена;
• откуда произошли их фамилии;
• будут знать историю своих реликвий;
• знать народные песни, петь их на семейных праздниках;
• научатся организовывать семейные праздники;
• сделают видеоархив семейных праздников и традиций;
• соберут копилку семейных реликвий.
Педагоги
• расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
• пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;
• разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
• пополнят словарный запас детей;
• будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
• создадут копилку народных и семейных праздников;
• будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи.
Оценка результатов.
Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа.
Если педагоги сработают так, что родителям все станет ясно и понятно, они проникнутся, «загорятся» этой идеей, у них появится желание перенести какие-то традиции в свою семью, придумать, если не было таковых, новые, то праздник, как кульминация проекта «Семейные традиции», удастся на славу. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа.