МААМ-картинки

Проект «Использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции — Рас, Уо, СДВГ»

Акматова Айнура Асанкуловна
Проект «Использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции — Рас, Уо, СДВГ»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение в тему:

В нашем дошкольном учреждении наряду с обычными детьми воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.

Публикация «Проект „Использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции — Рас, Уо, СДВГ“» размещена в разделах

Мы считаем, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы. Сенсорная коробка может использоваться как дополнительный инструмент коррекции, так и как основной.

Дети с такими нозологиями как: РАС, УО, СДВГ – это особая категория детей, нуждающихся в постоянном коррекционном воздействии через все сферы жизни ребенка. У этих детей в отличие от обычных сверстников происходит «застревание» при изучении предметного мира. Например: детей с РАС больше привлекают именно сенсорные свойства предметов и игрушек: яркие цвета или наоборот, необычный запах, гладкая или шероховатая поверхность, звуки, которые издают предметы. Изучение сенсорных свойств и является основным мотивом к различным манипуляциям с предметами, детям нравится ощупывать, трогать вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать и пробовать на вкус самые разнообразные вещи и предметы. Объясняется такой интерес аутичного ребенка к предметному миру именно изменением порогов чувствительности. В связи с этими факторами, возникает необходимость в применении эффективных методов и приемов для преодоления вышеуказанных трудностей и успешной социализации детей данной категории. Одним из инструментов является сенсорная коробка. Их используют для развития у реб нка сразу нескольких областей: сенсорное восприятие; праксис; крупная и мелкая моторика. Сенсорные коробки – простой инструмент для развития детей и достижения различных целей в коррекции. Начиная от установления контакта с ребенком через сенсорную игру, использованию в качестве поощрения или в перерыве между заданиями, до сенсорного насыщения/обогащения сенсорного опыта и обучения навыкам проведения досуга. Удобно использовать в формате структурированных занятий за столом или на полу. С их помощью можно отработать коммуникативный акт просьбы, указательный жест, спровоцировать звуки и дать ребенку важное право выбора. Важно знать, что сенсорные коробки необходимо собирать, соблюдая следующие правила. Важно помнить, что высокочувствительный ребенок нуждается в очень чутком и аккуратном стимулировании сенсорной коробкой, так как незнакомые предметы вызывают тревогу. Нам необходимо, чтобы ребенок получал удовольствие и радость от игры с сенсорной коробкой.

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов

чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.

Сенсорная интеграция-это фундамент, без которого невозможно нормальное функционирование высших психических функций.

Основоположником терапии, основанной на сенсорной интеграции, является американский эрготерапевт, доктор философии, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Под сенсорной интеграцией она понимает процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.

Распространенные признаки и симптомы нарушения сенсорной интеграции:

Речь и проблемы с языком. Речь и язык зависят от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией. В случае сбоя на любом из этапов обработки информации они обычно развиваются медленно.

Неспособность играть. Это очень распространенный симптом нарушений сенсорной интеграции.

Трудности в общении, социализации и коммуникации, адаптации к новым помещениям, людям.

Избирательность в еде. Ребенок ест ограниченный набор продуктов, отказывается пробовать новую еду, есть в гостях.

Боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте, напряжение при рассматривании предметов.

Дети открывают новое наощупь, им важно прикоснуться, потрогать, пощупать, осязать. Поэтому в работе педагога и родителей незаменимыми помощниками служат сенсорные коробки. Они являются одним из универсальных пособий для развития всех органов чувств, развития речи.

Так что же из себя представляет сенсорная коробка?

Сенсорная коробка — это емкость с любым наполнителем. Это могут быть контейнеры, картонные коробки, содержащие различные природные материалы, крупы, песок, мелкие предметы, игрушки по различным лексическим темам.

«Инструменты, которые можно использовать в сенсорных коробках:

лопатки, ложки, совки, половник, шумовку;

пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц;

форму для кексов, ложку для мороженого, ложку для салата, воронку, сито, маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья;

игрушечные грабли, лейку, детские садовые перчатки.

щипцы, пинцет

Игрушки:

маленькие человечки;

фигурки животных;

кубики, шарики, кольца, погремушки;

игрушечные предметы мебели;

посуда и предметы быта;

машинки;

игрушечная еда;

искусственные растения.

Методика предполагает большой ассортимент пособий и игровых материалов.

Перед началом занятий стоит уточнить склонность ребёнка к помещению в рот, нос мелких предметов; аллергические реакции на запахи и анамнез пищевой аллергии, это позволяет избежать возможных недоразумений при активизации вкусового и обонятельного восприятия. Все слова и грамматические формы, которые подлежат закреплению, особо выделяются взрослым, акцентируются с помощью интонации, громкости голоса. Закрепление обеспечивается многократным повторением. Используется сопряжённое проговаривание с постепенным переходом к отражённому, а затем самостоятельному произнесению ребёнком слов, простых фраз и развёрнутых высказываний.

Чем полезна сенсорная коробка для детей с РАС, УО, СДВГ?

Для детей с РАС - является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья детей.

Для детей с УО (не с тяжелыми нарушениями) - сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев.

Для детей с СДВГ - направлена на постепенное усложнение выполняемых упражнений, введение новых видов раздражителей, а в случае достижения заметных успехов (привлечение и непродолжительное удержание зрительного внимания, следование ребенком простым инструкциям) — введение элементов упражнений на развитие крупной моторики, зрительно-моторной координации и подражания.

Для всех нозологий, работа с сенсорными коробками - помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает. Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей. Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.

Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сенсорной коробке» способствует стимуляции тактильно-двигательных ощущений, нормализации мышечного тонуса, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. От шума в коробочке стимулируется слух, зрительные ощущения. Обогащается чувственный опыт ребёнка (фактура материала).

Массаж и самомассаж сопровождается стихотворным текстом или выполняется под музыку.

Применение сенсорных материалов в речевом развитии используем для:

-Формирования коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи, развитие активного и пассивного словаря;

-Формирования артикуляционных навыков (самомассаж, стимуляция вкусовых рецепторов);

-Развития физиологического и речевого дыхания;

-Формирования и развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.

Анализ ситуации

Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является задачей умственного, эстетического и физического воспитания. Полноценное сенсорное развитие может осуществляться лишь в процессе организованной образовательной и игровой деятельности, когда у детей происходит целенаправленное формирование эталонных представлений о форме, цвете, величине, о свойствах и признаках разнообразных предметов и материалов, особенностях их положения в пространстве. Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды. Сенсорные коробки призваны развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря им у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

Паспорт проекта

Название проекта «Использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции» Рас, Уо, СДВГ

Актуальность проекта

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве и др.

Возраст Дети 4-7 лет

Состав проектной группы Акматова А. А., Медведева О. Е., Карпенко В. Д

Цель проекта

Создание и оснащение развивающей предметно- пространственной среды группы, в которой ребёнок

получит новый и яркий сенсорный опыт

Задачи проекта

Развивать у детей:

- мелкую моторику, координацию движений, восприятие;

- формировать усидчивость;

- развивать психоэмоциональную сферу детей.

- обогащать профессиональные и проектировочные умения педагогов.

- пополнять и реализовывать наполнение сенсорных коробок совместно с родителями.

- организовать и провести мастер-класс для родителей

Объект исследования Дети с РАС, УО, СДВГ

Предмет исследования Сенсомоторное восприятие ребёнка

Проектное решение

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет сенсорное восприятие. На этапе дошкольного детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Таким образом,

восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста

Сроки реализации проекта Февраль 2023г - Февраль 2024 г.

Этапы реализации проекта

Подготовительный (февраль - март 2023 г.)

Основной (апрель 2023 г. - январь 2024 г.)

Заключительный (февраль 2024 г.)

Ожидаемые результаты

Изучена методическая литература по развитию сенсомоторного восприятия дошкольников.

Составлен список материалов для создания сенсорных коробок.

Разработано тематическое планирование в рамках работы с сенсорными коробками

Продукт деятельности

Сенсорные коробки с разным наполнением. Игровой материал, соответствующий тематическим неделям.

Методическое пособие

Эффекты

Дети: положительная динамика в развитии

сенсомоторного восприятия, развитии мелкой и крупной моторики рук у детей 4-7 лет;

освоили новые методы и способы в разных видах деятельности.

Родители: уделяют большее внимание развитию мелкой и крупной моторики рук, сенсомоторному

восприятию детей; повышение активности родителей в жизни детского сада

Ресурсы Человеческий: воспитатели, узкие специалисты, родители.

Помещение: группа.

Оборудование: ноутбук, столы, стулья

Риски Низкая активность родителей (законных представителей)

Перспективный план работы на 2023-2024 учебный год

Мероприятие Срок Результат мероприятия Участники

Подготовительный этап

Родительское собрание февраль 2023

Создана рабочая группа по реализации проекта.

Воспитатели, узкие специалисты, родители

Основной этап

Акция по сбору материала, соответствующего тематическим

неделям февраль – март 2023г. Собран материал для создания творческих продуктов.

Воспитатели, узкие специалисты, родители, дети

Применение сенсорных коробочек в различных видах деятельности март 2023г –февраль 2024г

Дети повысили уровень развития сенсомоторного восприятия Воспитатели, узкие специалисты, дети

Мастер-класс для родителей в течение всего года март 2023г –февраль 2024г

Презентация опыта

Воспитатели, узкие специалисты

Заключительный этап

Презентация сенсорного уголка, опыта работы февраль-март 2024 г Пополнена развивающая предметно-

пространственная среда группы

Воспитатели, узкие специалисты, родители, дети.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Использование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗИспользование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗ Использование сенсорной игрушки «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗДети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре,.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование сенсорной коробки в летний оздоровительный период» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции — Рас, Уо, СДВГ»
Опубликовано: 17 марта 2024 в 16:21
+57Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции — Рас, Уо, СДВГ»» (включая файлы) размещена пользователем Акматова Айнура Асанкуловна (УИ 252483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД