Проект «Сенсорный уголок»

Татьяна Афанасьева
Проект «Сенсорный уголок»

Проект «Сенсорный уголок»

Основой познания ребёнком окружающего мира и первой ступенью чувственного опыта является сенсорное развитие, направленное на полноценное восприятие действительности.

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, во-первых, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Накопление детьми сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных знаний, связанных с восприятием явлений окружающего, пробуждение интересов, формирование потребностей происходит в процессе всей жизнедеятельности.

Полноценное личностное развитие ребёнка обеспечивается его непосредственным участием в практической деятельности. На становлении деятельности, прежде всего, и базируется развивающая среда дошкольного учреждения.

Цель: создание и оснащение центра сенсорного развития ребёнка во второй младшей группе детского сада.

Задачи: активизация самостоятельной деятельности дошкольников с сенсорными материалами; развитие чувственного опыта, анализаторных систем в ходе занятий с дидактическими играми и пособиями;

становление и развитие профессиональных и проектировочных умений педагогов.

Предполагаемые результаты реализации проекта.

В результате ежедневных занятий в Центре сенсорного развития, у детей создаётся ощущение спокойствия, уверенности в себе, формируется богатый запас положительных эмоций, который способствует развитию внутренних резервов, особенно созданию новых понятий и качеств. Многообразие развивающих и дидактических игр обеспечивает ребёнку свободу выбора, возможность реализовать свои замыслы, самостоятельно решать стоящие перед ним задачи. Предполагается развитие точности и гибкости восприятия, улучшения в развитии мелкой моторики рук и зрительной моторной координации, что способствует эффективной подготовке к школьному обучению.

При создании такой среды необходимо руководствоваться определёнными требованиями. Во-первых, так как все виды деятельности ребёнка (общение, предметная, игровая, учебная) в той или иной степени присутствуют одновременно, воспитателю необходимо, отдавая должное ведущей деятельности, стимулировать развитие тех её видов, которые в данный момент не являются ведущими. Вторым требованием является соответствие предметной среды возможностям ребёнка при переходе его к следующему этапу развития, то есть создание через предметную среду зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский). В-третьих, среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, то есть должна содержать как консервативные (уже известные ребёнку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию. Кроме этого, предметная среда для ребёнка должна быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворяющей потребность ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении в целях применения им уже знакомых знаний и способов действия.

Перечень основного материала и оборудования:

-фигурки для шнуровки;

- детали и шнуры для сбора бус.

- пирамидки из различного количества деталей, разной формы, величины, цвета;

- различные вкладыши,

отличающиеся по форме и величине: рамки-вкладыши, объёмные, плоские, полые;

- различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаики, складные кубики с разрезными картинками;

- развивающие игры промышленного производства,

способствующие развитию мелкой моторики рук,

- сенсорные доски

- различные пазлы;

- наборы песочных формочек для игр с водой и песком;

-слоник для отгадывания спрятанных фигурок

- сенсорные мягкие картины

-сенсорный массажный коврик из пуговиц

-сенсорные тактильные кубики с разными поверхностями

Кроме перечисленного выше, особое место в Центре сенсорного развития отводится дидактическим играм.

Основные виды дидактических игр, использующиеся детьми в Центре сенсорного развития:

Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать в раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д. Игровое действие совпадает с практическим действием с предметами.

Игры с прятаньем и поиском предметов, основанные на интересе детей к их неожиданному появлению и исчезновению, поиску и нахождению

Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

Занятия детей в Центре сенсорного развития предполагают в большинстве случаев самостоятельную деятельность детей с материалами, что ставит ряд вопросов, касающихся включенности взрослого в деятельность ребёнка. Определяя эту меру, необходимо помнить, что развитие способностей ребёнка происходит в процессе освоения им средств восприятия, мышления, воображения. Мера включенности взрослого зависит, прежде всего, от того, насколько точно он сумеет определить характер детской деятельности. Только после этого сам воспитатель решает включаться в неё или нет. Не следует мешать ребёнку, если его деятельность носит продуктивный, уравновешенный характер, и, наоборот, следует включаться в случаях, когда дети не могут самостоятельно найти себе занятие. Тактика, которой должен следовать воспитатель - сотрудничество, то есть «не рядом, не над, а вместе». Данное правило, мы позаимствовали как один из главных постулатов методики Марии Монтессори, где среда организуется из материалов, представляющих собой не готовые предметы, а только набор элементов, а манипуляции с этими материалами позволяют ребёнку приобрести чувственный опыт, который является основой сенсорной базы. Чтобы достигнуть этого, среда и должна содержать главное - равенство ребёнка и взрослого. Изучая желания и внутренние мотивы детской деятельности, педагог оказывает ему помощь.

Во время совместной деятельности с ребёнком воспитатель использует определённые приёмы:

-создание мотивированности действий детей (присоединившись к игре или начав действия первым);

-ответы на детские вопросы;

-вопросы воспитателя к детям; обсуждение действий детей.

Выступая в роли посредника между ребёнком и окружающей его предметной средой, воспитатель становится не пассивным наблюдателем, а активным участником, партнёром детей. Личные качества, умения, знания педагога организуют предметную среду таким образом, чтобы она обеспечивала развитие способностей детей, чтобы их опыт был опытом активного исследования действительности, радостного присутствия в мире детского сада.

Чтобы эффективно использовать Центр сенсорного развития, сначала дети должны подробно ознакомиться с его содержанием, почувствовать себя в нём свободно. После того, как дети освоятся, педагог может показать пример использования предметов, всячески поощряя попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту. В это время дети активно осваивают новые ощущения, что стимулирует их познавательную деятельность, мотивацию, пробуждает интерес, подвижность и исследовательский подход. Время занятий детей не регламентируется.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Сенсорный домик» для детей раннего возрастаДидактическая игра «Сенсорный домик» для детей раннего возраста Дидактическая игра для детей раннего возраста. «Сенсорный домик» Цель: развивать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста..

Дидактическая игра «Сенсорный куб»Дидактическая игра «Сенсорный куб» Данное пособие укрепляет и развивает память, мелкую моторику рук, речь, внимание, воображение, умение сочетать по цвету и играть сообща.

Дидактическое игровое пособие для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб»Дидактическое игровое пособие для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками, которые использую в свободной игровой деятельности.

Уголок «Речевичок»Уголок «Речевичок» Фото отчет уголок "Речевичок". Подготовила воспитатель ВВК Паршонкова В. Н. Доброе время суток, уважаемые коллеги. Сегодня хочу представить.

Уголок театрализацииУголок театрализации Сегодня я хочу вас пригласить в гости в наш уголок Тетрализации. Этот уголок очень нравится детям и они с удовольствием разыгрывают знакомые.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Безопасность детей
  • Развитие речи и грамота
Автор публикации:
Проект «Сенсорный уголок»
Опубликовано: 1 февраля 2020 в 19:54
+79Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский конкурс на МААМ «Космическое путешествие»

В канун Дня космонавтики мы рады пригласить всех вас к участию в конкурсе «Космическое путешествие». Только в апреле - скидка на диплом 50%!

8 апреля. День рождения пожарной лестницы

Весело и с пользой провести время дома с ребёнком можно, устроив игры и творчество на тему пожарной безопасности. Тема эта для детей интересная и одновременно важная. Простор для фантазии она...

НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Зимушка-Зима»
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Зимушка-Зима» Цель: продолжать обобщать и систематизировать знания детей Задачи:...
Консультация для родителей «Играем вместе» Чем заняться дома на карантине и не...
Консультация для родителей «Играем вместе» Чем заняться дома на карантине и не только… ( советы логопеда) Все дети радуются незапланированным каникулам, а...
Дистанционная консультация для родителей «Осторожно — коронавирус»
Консультация для родителей «Осторожно — коронавирус» Повестка дня: 1. Что такое Коронавирус! 2. Меры предосторожности и профилактики. 3. Памятка для...