Маргарита Хахалева
Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Представляю вашему вниманию проект-презентацию практических достижений по теме "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Условия формирования личного вклада.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Публикация «Проект „Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
Сухомлинский Василий Александрович теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
Актуальность, выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете: дедушка и бабушка посадили репку, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Цель: Создатьоптимальныеусловиядляформированиядуховно-нравственногоразвитиядетейдошкольноговозрастачерезсказку
Задачи:
1. Развивать у детей любовь к театральной деятельности и сказке.
2. Формировать умения называть сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
4 Развивать способность детей использовать различные средства выразительности.
5 Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию самостоятельно выбирать сказку, вживаться в свою роль.
Ведущая педагогическая идея
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
Изучив специальную литературу, я пришла к выводу, что специальных методических рекомендаций по использованию сказки с целью формирования нравственных качеств дошкольника в педагогической и психологической литературе недостаточно. Таким образом, был создан Проект «В гостях у сказки».Цель проекта :приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи:
-Знакомить с различными видами сказочных произведений, -учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, -пересказывать содержание,
-совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки,
-Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
Реализация проекта разделена на три этапа –
диагностический, основной, заключительный.
1-й этап Диагностический
Задачи этого этапа:
• Изучить особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка;
• Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил;
• Изучить особенности понимания дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности;
• Разработать на основе данных первичной диагностики развивающую программу, направленную на развитие нравственных качеств личности дошкольника.
На этом этапе работы использованы следующие методы:
1. Метод наблюдения.
2. Беседа.
3. Диагностическая методика "Сюжетные картинки"
4. Методика "Закончи историю"
2-й этап Основной
*Апробация методов и приёмов работы
детей со сказкой для формирования нравственных качеств;
*Проведение промежуточной диагностики.
3-й этап Заключительный
1. Анализ результатов работы.
2. Обобщение опыта работы.
В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы, в качестве основных методов применялись драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация) на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка
Коммуникация : Составление творческих рассказов : «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …»
-Театрализованная деятельность: Инсценировка сказок.
- Проведение сюжетно- ролевых, театрализованных, дидактических игр
-Подвижные игры, прогулки с элементами игр из сказок
-Дидактические игры «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм»и т. д.
-Художественное творчество: - Рисование героев сказок
Организация развивающей среды :
настольный театр;
театр мягкой игрушки;
пальчиковый театр;
варежковый театр;
театр на фланелеграфе;
куклы бибабо;
уголок книги.
Совместное продуктивное творчество
-участие в постановке сказки «Новогодний теремок»
-участие в фото выставках «Угощение для любимого сказочного героя»
-Выставка детского творчества. Рисунки по теме «Герои моей сказки»
- Показ-драматизация сказки «Красная шапочка на новый лад» для детей разновозрастной группы
Результативность профессиональной деятельности.
В результате поставленных задач у детей сформированы следующие знания, умения, навыки:
- знание определенных сказочных сюжетов;
- умение понимать сюжетную линию сказки;
- выделять проблему, актуализированную в сказке;
- выражать свои мысли и чувства в речи;
- умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;
- умение продолжить сюжетную линию сказки, используя вербальное воображение, активный речевой запас;
- сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему;
- умение применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»;
- понимать эмоциональные состояния окружающих.
График уровня диагностики знаний детьми сказок на начало и конец года
Ю. А. Афонькина «Мониторинг качества освоения общеобразовательной программы дошкольного образования. Средняя группа»
Главное достоинство опыта я считаю, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность) ;
Результаты, которые мною достигнуты видны на графике.
В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.
Транслируемость
Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, так же на всероссийском портале МААМ. ru,интернет-портал педагогических работников ns-portal.