Зухра Раимовна Тураманова
Проект по сказкам А. С. Пушкина «Сказка ложь, но в ней намек, добрым молодцам урок»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт педагогического проекта :
Авторы: Тураманова Зухра Раимовна,
Пятницкая Валентина Викторовна
Тип проекта : краткосрочный.
Вид проекта : художественно – творческий.
Срок реализации: 1 неделя. (с 15.02.2021–20.2021 г.).
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Особенности проекта :
- опора на личный опыт родителей,
- взаимодействие с социумом.
Публикация «Проект по сказкам А, С, Пушкина „Сказка ложь, но в ней намек, добрым молодцам урок“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта :
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги);
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов; презентаций по теме;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта :
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.
Цель: Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.
• Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью.
• Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
Развивающие:
• Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта.
• Приобщить детей к духовно-нрвственным ценностям общества через знакомства со сказкой путем интеграции развивающих игр.
Способствовать полноценному развитию личности дошкольников и обогащению эмоционального опыта через самовыражение и отождествление героями сказок
Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта.
• Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.
Введение
Сказка - это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений, чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Большинство детей знают очень мало русских сказок. Родители, в силу своей занятости мало читают детям. Некоторые родители не знают, какие сказки читать детям в этом возрасте.
Таким образом, для повышения интереса к книге, любви к чтению был нами разработан проект «Сказки Пушкина», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, воображения и творчеству самих детей, повышают степень включенности детей старшего дошкольного возраста в книжную культуру.
AКТУАЛЬНОСТЬ
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, а также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного
В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру. На смену книгам всё чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Данным проектом хотелось бы помочь родителям, детям найти книги, которые им помогут приобрести радость общения. Вот почему так важно прививать детям - любовь к книге - начиная с дошкольного возраста. А. В. Запорожец писал: «Важную роль в развитии воображения играют взрослые, ,организующие и направляющие деятельность ребенка, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, и побуждение его к творчеству, более того, оно в значительной степени определяет развитии личности в целом».
Поэтому так важно становится для нас сейчас создать для ребенка развивающую среду, увлечь его развивающими играми, стимулировать его воображения, научить его составлять целостные образы посредством сказок А. С. Пушкина.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта : ноутбук, проектор, презентации об А. С. Пушкине, мультфильмы по сказкам поэта и писателя, фотографии, сюжетные детские рисунки к сказкам поэта и писателя, презентации по сказкам «Сказка о царе Салтане», «По щучьему велению»
- подбор методической и художественной литературы - подбор наглядного материала
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта :
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.
Методы проекта : беседы, Сказкотерапия по сказкам,викторина по сказкам Пушкина, совместная художественно - продуктивная деятельность.
Методы проекта :
- игровые : дидактические игры; настольные игры; сюжетно – ролевые игры
- словесные : чтение и рассказывание стихов, разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг; чтение сказок;
- практические: упражнения (оказание помощи, совместные действия воспитателя и ребенка,
- наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, технология – сказкотерапия : «Сказка о царе Салтане», «По щучьему велению»
Задачи по работе с родителями:
- Обогатить запас знаний родителей о роли чтения в развитие мыслительных процессов, творческих способностей.
- Повысить компетентность родителей по теме проектной недели.
- Привлечь семью к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат в работе с детьми:
развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина, в русской литературе;
-развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей. (чтение стихов, пересказ сказок)
-- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие интереса родителей к семейному чтению;
-обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина, к русской литературе;
Ожидаемые результаты
Продукт проектной деятельности :
- Выставка творческих работ совместно с родителями по сказкам.
Аппликация «Золотая рыбка»,
Образ из пластилина «Золотой петушок;
Ожидаемые результаты
На уровне ребенка:
Рассматривание книг, иллюстраций, передача детских впечатлений в рисунках, аппликации, лепке, рисовании, чтение стихотворений, чтение сказок и поэм «Путешествие по сказкам» постановка по сказкам.
На уровне педагога:
Чтение сказок А. С. Пушкина;
рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников в детских книгах различных изданий;
чтение и разучивание отрывков стихотворений А. С. Пушкина о разных временах года;
игры-драматизации по сказкам : “ Свет мой, зеркальце, скажи”, “В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря”, “Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?”;
организация библиотеки юного читателя;
игра-фантазия «Если б я поймал щуку?.» (по сказке «По щучьему велению»
На уровне родителей воспитанников:
Привлечение родителей принять участие в выставке рисунков по сказкам А. С. Пушкина, и обогатить книжный уголок сказками А. С. Пушкина.
На уровне педагогических технологий:
Сказкотерапия : по сказкам, с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича. «Сказка о Царе Салтане», «По щучьему велению»ИКТ,
проектная деятельность, технология- Сенквейн.
Игротерапия (игра –драмотизация, сюжетно-ролевая игра,настольно-развивающие игры, дидактические игры
На уровне предметно-пространственной среды:
Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме
1 этап - подготовительный:
1. обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств,
необходимых для реализации проекта;
2. подбор методической, художественной литературы,
иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
3. подбор материала для изобразительной и продуктивной
деятельности;
4. составление плана работы педагогов
2 этап - основной:
1. Рассматривание книг, иллюстраций в читательском уголке, портрета
писателя – развивать у детей интерес к книгам, вызывать интерес к
слову, побуждать интерес к чтению сказок.
2. Заучивание старинных слов и выражений – пополнение словаря за счет
литературных образных выражений
выставка книг– воспитывать бережное отношение к
книге
4. НОД по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина» - поддерживать
интерес детей к творчеству писателя, коррекционная работа по
развитию речи и формированию образной речи
5. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Подбор признаков к
предметам», «Слова – противоположности».
6. Художественное творчество
иллюстраций к сказкам – развитие творческих способностей
детей
-Аппликация «Золотая рыбка»
-Лепка «Золотой петушок»
Рисование (выставка рисунков по сказкам Пушкина – совместно с родитеями)
8. Чтение художественной литературы «Сказка о царе Салтане» «Сказка о
рыбаке и рыбке» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
9. Музыкальные произведения по сказкам Пушкина.
Прослушивание
отрывка «А. П. Бородин, опера «Князь Игорь»- увертюра, фрагмент
А. П. Бородин симфония №2, «Богатырская» Аллегро.
Салтане», «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
3 этап - заключительный:
1. Выставка работ детей «Сказки А. С. Пушкина»
2. Презентация результатов проекта.
Считаем, что реализация данного проекта повысит знания у родителей
И у детей дети в свою очередь через сказки, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости.
Приобщать к театрализованной деятельности, развивать умение рассказывать сказку по ролям.
Оборудование:
Сказкотерапия : по сказкам, с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича. Прозрачный квадрат», «чудо- Крестики2», «Квадрат Воскобовича 2-х цветный»,экран для презентации, «Чудо-Соты». «Змейка»
Глина, стеки, доски для детского труда, бумага для рисования, краски, кисточки.
Предварительная работа:
1. Рассказ воспитателя о А. С. Пушкине, рассматривание иллюстрации к сказкам.
2. Подбор фотоматериала по теме.
3. Чтение сказок «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
4. Дидактическая игра «Слова-родственники».
Цель: образование однокоренных слов.
10. Разучивание стихов «У лукоморья», «Зимний вечер», «Зимняя дорога».
Чтение художественной литературы:
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
Познавательные беседы и презентации: Презентация: «Биография А. С. Пушкина» Презентация: «Имя Пушкина на картине мира». Презентация: «Пушкин в Михайловском». Презентация «Викторина по сказкам».
Художественное творчество: Рисунки детей совместно с родителями по сказкам А. С. Пушкина. Лепка «Золотой петушок», -Аппликация «Золотая рыбка»
Оригами «Мордочка кота» и «Белочка» Сказкотерапия по «Сказке о царе Салтане», «По щучьему велению»(конспекты прилагаются)
Пальчиковые и артикуляционные гимнастики: «Гости», «Прятки», «Двое нас".
Подвижные игры: «Горелки», «Гуси-Лебеди», «Коршун и наседка»,»Круговые пятнашки», «Ловишки».
Музыкальная деятельность: А. П. Бородин, Струнный квартет №2-Ноктюрн; А. П. Бородин, «Князь Игорь»-Увертюра, фрагмент; М. И. Глинка «Руслан и Людмила»-Увертюра, Глинка «разлука» фрагмент; М. И. А. П. Бородин, Симфония №2 «Богатырская»-Аллегро