Дарья Брутчикова
Проект в детском саду «Скоро школа»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
«Скоро школа»
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 17
Автор
педагог-психолог:
Брутчикова Дарья Викторовна
г. Дивногорск, 2020
Содержание.
Стр
Содержание 2
Введение 3
Этапы реализации проекта 5
Ожидаемые результаты 7
Календарно-тематическое планирование 8
Список литературы 11
Приложение 12
Приложение №1. Родительское собрание 13
Публикация «Проект в детском саду „Скоро школа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Приложение №2. Согласие родителей на работу педагога-психолога 17
Приложение №3. Диагностический инструментарий 18
Приложение №4. Конспекты занятий 19
Приложение №5. Раздаточный и демонстрационный результат 54
Введение.
Конец дошкольного периода – это время наступления так называемой школьной зрелости. В последнее время возросло количество детей не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и школьных проблем заставляют педагогов и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе.
На современном этапе важной задачей психолога дошкольного образования является помощь в развитии и социализации детей, подготовка к школе.
Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка. Одним из ключевых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
- Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться.
-Интеллектуальная готовность - багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, т. е развитие познавательных процессов). Наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает ребенку возможность читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
- Социальная готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый, находить общий язык со сверстниками и педагогами, уметь договариваться.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
В эпоху интернета и гаджетов дети достаточно развиты, способны улавливать и устанавливать многие логические цепочки и закономерности, играя в различные игры – развивают память, внимание. Но, к сожалению, гаджеты не могут заменить общение со сверстниками, поэтому дети не могут взаимодействовать друг с другом, общаться, договариваться, находить друзей. Многие из-за своей тревожности не могут найти друзей, зажаты, скованны, боятся, что то спрашивать или отвечать воспитателю, многие дети, наоборот, проявляют агрессию. При поступлении в школу эти проблемы будут более заметны и могут сказаться на адаптации и в последующем на усвоение учебного материала.
Проект «Скоро школа» разработан с учетом функциональных возможностей детей, посещающих детский сад. А так же их адаптивные ресурсы, ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой развития и многое другое.
Цель: подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков, снятие тревожности перед школой.
Задачи:
• Создавать условия для развития произвольности деятельности (умение следовать правилу, инструкции, соблюдать заданные требования к работе);
• Формирование желания посещать школу, стать школьником, а также стремления следовать правилам и нормам поведения в школе;
• Развивать познавательную сферу дошкольников : произвольное внимание (повышение объема внимания и способности к его концентрации); память, словарный и понятийный запас, фонематический слух зрительное восприятие, логическое мышление, навыки рассуждений, формулировки вывода;
• Развивать социально-психологические умения детей: навыки публичного устного ответа, коллективной работы, взаимооценивания; способность к взаимопониманию и самовыражению; установки на взаимопомощь и взаимоуважение, на позитивное социальное самопроявление.
Проект «Скоро школа» обеспечивает эффективную работу по подготовке детей к школе, в возрасте от 5 до 7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Проект разработан в соответствии с нормативными правовыми документами:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). 1. Конституция РФ (ст. 43);
2. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
3. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
6. Конвенция о правах ребенка;
Этапы реализации проекта.
Проект проходит в три этапа.
1 этап – подготовительный.
- родительское собрание «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Готовность к школе»
-первоначальная диагностика детей подготовительных групп.
-индивидуальные консультации педагогов и родителей по результатам диагностики. (см Приложение №1,2,3).
2 этап – основной. Реализация и проведение занятий с детьми старшего дошкольного возраста. (Приложение №4,5).
Контингент участников проекта
Дети дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с сохранным интеллектом.
Форма работы: групповые
Проект представляет собой систему из 14 занятий, которые проводятся во втором полугодии (конец января-апрель, 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, в помещении, где есть место для двигательной активности. Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагают формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к обучению в школе (мотивационной, волевой, интеллектуальной готовности и коммуникативных навыков).
Индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительных групп к школьному обучению. Ее результаты могут быть использованы в консультировании родителей и педагогов.
Форма проведения занятия
Игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу.
Структура группового занятия:
1. Ритуал приветствия (упражнения на развитие коммуникативных способностей, повышение самооценки
2. Чтение сказки о создание лесной школы
3. Физкультминутка или пальчиковая игра
4. Упражнения на развитие познавательных процессов.
5. Упражнения для снятия мышечных зажимов и снижение психоэмоционального напряжения.
6. Обратная связь.
7. Ритуал прощания.
Формы и методы, используемые на занятиях:
1. Игры и упражнения на социально-психологическую подготовку к школе. Это игры-приветствия, беседы, увлекательные задания, этюды, проигрывание ситуаций, рисуночная и песочная терапия, которые помогут рассказать о школе, проверить, готов ли ребенок к переменам в своей жизни: знает ли, что такое режим дня, уроки, перемена, правила гигиены, способен ли налаживать хорошие отношения со сверстниками и взрослыми.
2. Интеллектуально–развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия). Они направлены на умственное развитие детей через совершенствование органов чувств.
3. Дыхательно–координационные упражнения. Направленные на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, улучшения ритмирования организма, развитие самоконтроля и произвольности.
4. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
5. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
6. Пальчиковая гимнастика. Способствовать развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи, а также подвижности и гибкости рук.
8. Игры и упражнения на снятие психомышечного напряжения. Используется мышечная релаксация, аутотренинг и т. д.
А также используются следующие методы: сказкатерапия, поведенческий тренинг, решение проблемных ситуаций, подвижные игры.
В реализации проекта «Скоро школа» используются авторские игры Б. П. Никитина, З. Дьенеша. Б. П. Никитин разработал игры, которые развивают усидчивость, внимание, фантазию, пространственное воображение, аналитические способности. Блоки З. Дьенеша призваны научить классифицировать предметы по определенным признакам, объединять и исключать схемы, составлять закономерности, одним словом, развивать логику.
3 этап – заключительный.
- итоговая диагностика детей к школе :
-родительское собрание с презентацией результатов проведения проекта.
-индивидуальные консультации с родителями по необходимости.
В ходе реализации проекта учитываются принципы в соответствии с ФГОС ДОО:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится субъектом образования;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество Организации с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы:
-позитивное психоэмоциональное состояние ребенка:
-контактность ребенка, адаптивность в группе сверстников;
-зрелое поведение в социальных контактах.
А также повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания. Апробация проекта : данный проект апробирован на базе МАДОУ д/с № 17 в 2016 – 2018учебных годах
Календарно-тематическое планирование.
Неделя Содержание
3 неделя января
Занятие 1 -Приветствие.
-Беседа: «Что такое школа».
-Упр «Нелепицы»,
-Кинезиологическое упр «Пол, нос, потолок»,
-Игра «Мгновенное построение»,
-Упр «Внимание, рисуем»,
-Упр «Найди 6 отличий»,
-Подведение итогов. - познакомиться с детьми;
-создать доверительную обстановку в группе;
-формировать положительное отношения к сверстникам;
-развитие слухового и зрительного внимания.
4 неделя января
Занятие 2 -приветствие
-сказка «Создание лесной школы»
-«Запоминай-ка»
-«Отгадай, что за животное»
-«Собери картинку»
-«Звери, птицы, рыбы»
-«Какое животное спряталось на картинке»
-подведение итогов. (сюрпризный момент-лепесток с пословицей Дерево живет корнями, а человек – друзьями) -развитие коммуникативных навыков детей.
-развитие навыков вербального и невербального общения.
-развитие памяти, внимания, мышления детей.
-развитие произвольности психических процессов (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры).
1 неделя февраля
Занятие 3 -Приветствие.
-Чтение сказки «Букет для учителя»,
-Кинезиологическое упр «Перекрестный шаг»,
-Упр «дорисуй нужную фигуру»,
-Формирование математических представлений (плакат с кругами,
-Подведение итогов (сюрпризный момент-лепесток с пословицей Друг за друга держаться – ничего не бояться) -развитие логического мышления;
-формирование математических представлений;
-формирование положительного отношения к сверстникам;
-развитие слухового и зрительного внимания.
2 неделя февраля
Занятие 4 -Приветствие «Здравствуй друг»,
-Чтение сказки «Смешные страхи»,
-игра «Нарисуйте, что бывает» (в парах)
-Кинезиологическое упр «Колечко»,
-Игра «Атомы и молекулы»,
-Игра «Дай ответ на вопрос»,
-Упр «Путаница»,
-Подведение итогов. (сюрпризный момент-лепесток с пословицей Новых друзей наживай, а старых не теряй) -Формирование у детей умения слушать себя, других;
-развитие высших психических процессов: внимания, памяти, мышления.
3 неделя февраля
Занятие 5 -Приветствие «Локотки»;
-Чтение сказки» Игры в школе»
-Разминка
-Игра «Пропущенные цифры»,
-Физкультминутка
-Упр «Собери цветок»,
-Упр «Нарисуй узор по цифрам»,
-Подведение итогов. (сюрпризный момент-лепесток с пословицей На вкус и цвет товарищей нет) 1. развитие тактильного восприятия, зрительного внимания, воображения, мелкой моторики.
2. Формирование основных мыслительных операций, усидчивости, произвольности поведения, умения слышать и принимать инструкцию. расширять общий кругозор.
--формирование навыка счета в пределах 10.
4 неделя февраля
Занятие 6 -приветствие «Встаньте все, кто»,
-Чтение сказки «Школьные правила»,
-игра с обручами (ориентация в пространстве, логика,
-кинезиологическое упр «Кулак, ребро, ладонь»,
-графическая работа «Раскрась правильно»,
-игра «Ловушка»,
-подведение итогов. (сюрпризный момент-лепесток мудрости Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь) 1. развитие познавательной активности у детей, интереса к учению, развитие смекалки, творческих способностей, развитие мелкой моторики.
2. совершенстовование у детей психических процессов: внимание, воображение, мышление, слуховое восприятие;
3. Воспитание у детей навыков сотрудничества и культурного общения.
1 неделя марта
Занятие 7 -приветствие. Упр «Друг к дружке»;
-Чтение сказки «Собирание портфеля».
-Игра «Доскажи словечко» (школьные принадлежности).
-Слушай команду (подвижная игра)
-графический диктант
-Подведение итогов. (сюрпризный момент-лепесток с пословицей Крепкую дружбу и топором не разрубишь!)
1. формирование у детей умения слушать себя и других,
2. формирование произвольности поведения;
3. развитие пространственных представлений;
4. развитие у детей чувства взаимопомощи и взаимопонимания;
4. развитие слухового внимания.
3 неделя марта
Занятие 8 -приветствие.
-Чтение сказки «Белочкин сон»
- рисование двумя руками.
-Упр «Сложи слоги»,
-игра с мячом «Продолжи слово»,
-графический диктант «Белочка»,
-подведение итогов. (Сюрпризный момент вручается пиктограмма «добрый»)
1. развивать тактильное восприятие, зрительное внимание, воображение, мелкую моторику.
2. Формировать основные мыслительные операции, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию. Расширять общий кругозор.
4 неделя марта
Занятие 9 -приветствие «Друг к дружке»
-Чтение сказки «госпожа Аккуратность»
Упр «Зачеркни букву»
Физкультминутка
-игра «Что общего»
-игра «Запретное движение»
-игра «Собери слово»
-подведение итогов. Вручается пиктограмма «Грутсный»
1. развивать тактильное восприятие, зрительное внимание, воображение, мелкую моторику.
2. Формировать основные мыслительные операции, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию. Расширять общий кругозор.
1 неделя апреля
Занятие 10 -Приветствие «Тух-туби-тух»
-Игра «Поезд»
-Чтение сказки «Жадность»
-игра «Найди закономерность»
-упр «Нос, ухо, лоб»
Упр «Выполните арифметическое действие»
Упр «Ищем нелепости»
Подведение итогов, игра «Мостик дружбы». Вручается пиктограмма «Злой» 1. Развитие высших психических процессов: памяти, внимания, мышления.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения.
2 неделя апреля занятие 11 Приветствие. «Делай как я»
Чтение сказки «Волшебное яблоко»
Упр «Перепутанные линии»
Упр «назовите подходящие слова»
Упр «Треугольники»
Кинез. упр «Лезгинка»
Блоки Дьенеша.
Проблемная ситуация
Прощание. Сюрпризный момент. Вручается пиктограмма «Удивленный»
1. развитие коммуникативной сферы детей.
2. развитие эмоциональной сферы детей
3. развитие произвольности психических процессов (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры)
4. развитие внимания, памяти, иышления.
3 неделя апреля занятие 12 Приветствие «Все кого зовут»
Сказка «Подарки в день рождение»
Кинез. упр
Три конверта: что общего и в чем отличие.
Игра «Да и нет не говорите»
Упр «Подумайте и ответьте».
Решение спорной ситуации.
Упр «Подари подарок Белочке»
Прощание. Подведение итогов. вручается пиктограмма «Веселый»
1. Сплочение группы;
2. Развитие навыков вербального и невербального общения, снятие телесного и эмоционального напряжения;
3. Развитие эмоциональной сферы детей;
4. Развитие памяти, внимания, воображения;
5. Развитие произвольности психических процессов.
4 неделя апреля
Занятие 13 Разминочная игра «Слушай команду»
Сказка «Домашнее задание»
Игра «Времена года»
Игра «Картинки-загадки»
п/и «Пчелы»
решение спорной ситуации
рефлексия. Упр «Солнечны зайчик»
сюрпризный момент.
Прощание. Вручается пиктограма «Задумчивый» 1. развитие коммуникативных навыков детей, сплочение коллектива,
2. Закрепление знаний детей о сезонных изменениях.
3. развитие внимания, мелкой моторики.
4. формирование умения решать спорные ситуации.
1 неделя мая
Занятие 14 (Заключительное) Приветствие.
Чтение сказки «Дружная страна»
Игра «Счет до 20»
Разминка
Игра «Состав числа»
Игра «Составь предложение»
Игра «Составь слово»
Физкультминутка
Игра «Разложи фигуры»
Подведение итогов. Вручение медалей.
1. закрепление знаний об окружающем мире.
2. формирование элементарных математических представлений.
3. развитие пространственных представлений.
4. закрепление представлений о понятиях «Звук», «Буква».
5. подведение итогов по проекту «Скоро школа».
Список литературы.
1. Ананьева, Т. В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий / Т. В. Ананьева. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 196 c.
2. Бадулина, О. И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь в 3-х частях. Часть 1 / О. И. Бадулина. - М. : Ассоциация XXI век, 2016. - 597 c.
3. Бадулина, О. И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь в 3-х частях. Часть 2 / О. И. Бадулина. - М. : Ассоциация XXI век, 2016. - 724 c.
4. Берлова, Анжела Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В 2 книгах. Книга 2 / Анжела Берлова. - М. : Вентана-Граф, 2007. - 450 c.
5. Гризик, Т. И. Мои друзья от А до Я. Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста / Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2007. - 864 c.
6. Деркунская, В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская, А. Г. Рындина. - М. : Центр педагогического образования, 2012. - 112 c.
7. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. В 2 частях. Часть 2 / Н. Б. Истомина. - М. : Ассоциация XXI век, 2011. - 136 c.
8. Краснощекова, Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н. В. Краснощекова. - М. : Феникс, 2006. - 304 c.
9. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. — СПб. : Речь,2007. — 240 с. 2007
10. Ротарь, Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / Н. В. Ротарь, Т. В. Карцева. - М. : Учитель, 2016. - 156 c.
11. Сомкова, О. Н. Диагностическая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Сомкова, З. В. Бадакова, Н. А. Сорока. - М. : Детство-Пресс, 2013. - 860 c.
12. Шарохина В. Л. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая и подготовительная группы (Книга + CD-диск)