Лучший педагог года

Проект «Создания мини-музея в чемодане «Русская изба» в группе ДОУ»

Оксана Шпиталева
Проект «Создания мини-музея в чемодане «Русская изба» в группе ДОУ»

Проект

Создания мини-музея в чемодане «Русская изба» в группе ДОУ

Автор проекта : Воспитатель высшей кваликафиционной категории Шпиталева О. А

С. Алтайское

2022 г.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – самое лучшее время для приобщения детей к национальной культуре.

Публикация «Проект „Создания мини-музея в чемодане „Русская изба“ в группе ДОУ“» размещена в разделах

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность. Повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.

Существуют множество форм работы по приобщению дошкольников к национальной культуре. Одна из наиболее новых и эффективных – это музейная педагогика. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре.

В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, радости от собственных открытий, формирования начала личности, развития его индивидуальности.

Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, взрослом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению детей с бытом и укладом жизни, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно - действенное мышление.

Актуальность

В нашей повседневной жизни – в семье, в гостях, на улице – дети окружены в основном современными вещами, современной музыкой.

Непонимание подрастающим поколением отечественной культуры, целостного опыта прошлого — одна из серьезных проблем современности. Необходимо уже с дошкольного возраста развивать у детей осознание и принятие культуры своего народа, культуры, созданной и оберегаемой целыми поколениями, воспитывать бережное к ней отношение.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой.

Воспитатели сегодня редко вывозят за пределы дошкольного учреждения своих воспитанников по самым разнообразным причинам организационного характера. А вот создание интересного музея в одной из групп нашего дошкольного образовательного учреждения позволило решить данную проблему.

Понятно, что не во всех детских садах можно организовать специальное музейное пространство, поэтому результативным решением такой проблемы для нас стал «Музей в чемодане».

Особенность создания мини-музея состоит в том, что для дошкольника гораздо полезнее и интереснее ситуация, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Знакомство с его самыми разнообразными тематическими коллекциями всесторонне развивает и расширяет культурный кругозор детей. Это новое направление активизирует развитие всесторонней деятельности.

«Музей в чемодане» в соответствии с веяниями времени мобилен и легко трансформируем — он не предполагает скучного и затянутого лектория. Такой музей по своему содержанию представляет сюжетно-ролевую игру, направленную на включённость в познавательно-исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста в самых разных активных социальных позициях. Он позволяет использовать активные формы познания, где ребенок может свободно высказывать свое мнение и выполнять творческие задания, что способствует помимо патриотического воспитания, формированию нравственной готовности дошкольников к изменениям в социальном мире, где ребенок стремится к активному участию в социальных преобразованиях, а знакомство с миром народной культуры строит с учетом собственного внутреннего мира.

Идея создания музея возникла из-за отсутствия места в помещении группы для размещения той или иной тематической выставки

Цель проекта : создание вокруг ребёнка одухотворённой среды, приобретение личного опыта соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.

Задачи проекта :

Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.

• Обогащать воспитательно - образовательное пространство новыми формами работы с детьми и их родителями. ;

• Формировать представление о Родине как месте, где человек родился;

• Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье;

• Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки;

Вид проекта : познавательный, творческий.

Сроки реализации проекта : ноябрь – март 2022 г.

Участники проекта : педагоги, дети старшей группы «Дельфиненок», родители.

Формы реализации проекта :

• познавательно-игровые занятия;

• занятия-экскурсии;

• беседы;

• продуктивная деятельность

Создание и размещение мини-музея :

В создании музея принимали участие не только педагог, но и родители группы. В процессе создания мини-музеев педагогу и детям детского сада пришлось попробовать себя в роли дизайнеров, художников и роли музееведов. Всю работу можно разделить на три этапа. Мини-музей размещен в чемодане и занимает небольшой уголок, который привлекает к себе внимание не только детей, но и взрослых.

Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции, переставлять экспонаты и рассматривать их, обыгрывать. Музей «заехал» в старинный чемодан, отыскавшийся дома у воспитателя. После определения места размещения музея мы с воспитанниками группы определились с его профилем и направлениями работы. Выбор направлений рассматривали с точки зрения актуальности, возможности включения в работу музея каждого ребенка.

Музей передвижной, его можно перемещать, что экономит пространство, но при необходимости получения новой информации дает возможность им воспользоваться.

Не находясь постоянно в игровом пространстве, мини-музей позволяет сохранять к нему интерес и не утомляет детей.

Во многих музеях к экспонатам нельзя прикасаться, а дошкольникам хочется всегда не только посмотреть, но и потрогать. В создании нашего музея учитывали эту особенность и чем младше возраст, тем с коллекцией больше можно действовать.

В процессе создания коллекций дети постепенно становились активными участниками, что способствовало стимулированию их познавательной активности. Деятельный этап работы был самый значимый. В нем постарались использовать все методы работы с детьми.

Ведущей деятельностью является игра, ребенок не только смотрит, но и прикасается, производит познавательную деятельность, он не просто созерцатель, а участник процесса. Когда ребенку дают возможность потрогать, рассмотреть вблизи, произвести действия с экспонатом, он начинает интересоваться тем, что попало к нему в руки, заинтересованность помогает легче усваивать материал. В старшем дошкольном возрасте высокая зрительная активность позволяет визуально рассмотреть экспонаты, а тяга к общению подводит детей к множеству вопросов по поводу форм, цвета, фактур, что свидетельствует о готовности психологического восприятия коллекций.

«Мини-музей в чемодане» помог практически претворить в жизнь самые свежие педагогические идеи и методики, стал одним из интереснейших способов организации образовательной среды и деятельности педагогов совместно с детьми.

Объединение взаимодействия музея и образования — отражение общей тенденции к интеграции различных сфер знания и деятельности. Практика показала, включенность музея в общеобразовательный процесс - способствует формированию нравственной готовности человека, к стремительным изменениям в мире, быть участником происходящих социальных преобразований.

Структура проекта :

I. Подготовительный этап.

В начале учебного года педагогический коллектив одобрил предложение методической службы ДОУ о разработке проекта «Мини-музей в детском саду» и проведение конкурса «Лучший мини-музей». Коллектив каждой группы : дети, воспитатели и родители должны были определить тему и название мини-музея, разработать его модель, выбрать место для размещения. Методическая служба разработала критерии конкурса на «Лучший мини-музей» которые были обсуждены с педагогическим коллективом ДОУ. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений.

Работа началась с :

• Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

• Изучение литературы по музейной педагогике.

• Разработка модели мини-музея в чемодане.

• Разработка паспорта музея «Русская изба» .

II. Практический этап (этап реализации проекта).

1. Создание экспозиций в мини-музее.

2. Создание макета «Русская изба»

3. Разработка конспекта экскурсии в мини-музее.

III. Заключительный этап (презентация результатов проекта)

1. Экскурсия в мини-музей

2. Открытое занятие для родителей.

3. Участие в конкурсе «Музей в чемодане»

Интеграция образовательных областей.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

«Художественное творчество» (лепка) – лепка продуктов для мини музея;

«Познание» – дать представление о родном крае; его достопримечательностях, об истории родного народа

«Социализация» - организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия;

«Музыка» - знакомство детей с русским - народным фольклором;

Результат проектной деятельности

1. Формирование таких нравственных понятий, как любовь к Родине, уважение к его истории и людям, которые в ней живут.

2. Развитие инициативы, сообразительности, потребности в общении, эстетического вкуса.

3. Заинтересованность родителей к проекту, к истории родного края.

4. Повышение профессионального мастерства педагогов.

5. Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.

Мини-музей в чемодане стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды ДОУ. Он позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Надеемся, что вы оцените наш труд. И в дальнейшем наши дети с большим удовольствием будут пополнять музей разными атрибутами, сделанными своими руками.

План реализации проекта

N Тема Форма организации

1. Создание мини-музея Подбор экспонатов

Создание макета избы

2. Музей в чемодане Участие в конкурсе детского сада

3. Знакомство с русским бытом Экскурсия в музей

4. Знакомство с русским фольклором Прослушивание песен, заучивание потешек

5. Народная кукла Мастер-класс по изготовление кукол

6. Украсим посуду Занятие по художественному творчеству

7. Угощение для кукол Занятие по художественному творчеству

8. В мире сказки Театральный досуг

9. Самые добрые сказки Чтение художественной литературы

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_cu2on.pptx | 13281,45 Кб
 
Публикации по теме:

Оформление мини-музея «Русская изба»Оформление мини-музея «Русская изба» Предлагаю фото отчёт первоначального оформления нашей "Русской избы", в рамках реализации проекта "Русская изба" Мы пока не все элементы.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Одной из интересной и эффективной формой работы с детьми является создание мини - музея. В нашем саду прошёл смотр конкурс мини - музея.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Мини-музей в ДОУ «Русская изба»Мини-музей в ДОУ «Русская изба» Мини-музей в ДОУ «Русская изба» В современных семьях знают все меньше обрядов, традиций, забывают потешки, прибаутки, песни, в том числе.

Музейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практикеМузейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практике Музейная педагогика играет большую роль в приобщении детей к воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию,.

Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба»Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба» Доброе время суток, дорогие мои друзья и гости странички! На просторах МААМ много рассказано про музей "Русская изба" и фотоотчетов много.

Открытие в МКДОУ Мини-музея «Русская изба»Открытие в МКДОУ Мини-музея «Русская изба» День открытых дверей. Открытие Мини-музея "Русская изба". Создатель сценария и ведущая Мануковская Галина Михайловна. Под руководством.

Предметно-развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Русская изба»Предметно-развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Русская изба» Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Мини-музей «Русская изба» в детском садуМини-музей «Русская изба» в детском саду Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мини - музей нашего детского сада. Приобщение дошкольников к культуре,.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»Экскурсия в мини-музей «Русская изба» 24 октября, в завершении недели русского быта и традиций, мы вместе с детьми отправились в мини- музей «Русская изба», где прошло итоговое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Создания мини-музея в чемодане «Русская изба» в группе ДОУ»
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 09:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД