Ира Цыбенко
Проект «Степь — матушка, Дон — батюшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Ожидаемый результат:
-уметь рассказать о природе родного края;
-участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (1 год) .
Публикация «Проект „Степь — матушка, Дон — батюшка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Цель: Формировать интерес к природе, знать основные природные зоны Донского края воспитывать охранное отношение животному и растительному миру.
Задачи:
-Познакомить с основными природными зонами Донского края: степь, лес, их своеобразием и особенностями жизни животных и растений в них; Понимать необходимость соблюдения правил поведения в природе;
-Познакомить с основной рекой области – Дона, источнике рыболовства и судоходства, Казаков.
-Продолжать знакомить детей с животными степи и лесостепи (лиса, еж, хомяк, полевка).
-Продолжать знакомить детей с птицами нашего края: ворона, галка, грач, цапля, утка-нырок, орел; Понимать зависимость внешнего вида животных от среды обитании. Вызвать желание помогать им.
-Продолжать знакомить с животными лесостепной зоны нашего края : лось, волк, кабан; Узнавать и называть животных; Познакомить с проблемами животных в настоящее время. Помощь человека, организация заповедников.
-Познакомить с некоторыми лекарственными растениями нашего края: Подорожник, чабрец; узнавать и называть их; Познакомить с лечебными свойствами растений, правилами из сбора; Воспитывать бережное отношение к природе.
Актуальность проекта.
В XXI веке в качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается Человек Культуры – Человек экологической Культуры. Это означает такой тип личности, ядром которого являются субъективные свойства. Мир отношений личности к окружающей действительности, сфере ее чувств не совпадают ни с содержанием ее знаний об этой действительности, ни с ее навыками и умениями. Это особая сфера.
Недооценка чувств – образного восприятия – это и есть проблема экологического образования и воспитание дошкольников сегодня.
Любовь к природе, отношение к ней, как к ценности, и есть проявление Культуры. И задача заключается в том, чтобы ценностные позиции, открытые ребенком с помощью взрослого, постепенно становились его собственными, врастали в структуру его личности, в систему его личностных смыслов.
Обоснование проблемы:
Сформировать у ребенка осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Гармонизировать семейные отношения, как одно из важнейших условий успешной социализации детей.
Планирование работы:
1. Подготовительный этап
Диагностика детей с целью выявления уровня элементарных знаний о казаках.
1. Родительское собрание «Воспитание любви к родному краю в семье».
Анкетирование родителей с целью выявления семей причастных к казакам, осведомленности о природе Донского края, истории и культуре донских казаков. Заручится поддержкой в том, что родители будут помогать на всех этапах проекта
Дидактическое и методическое оснащение проекта с помощью родителей
2. Основной этап
Работа с детьми
1.«Познание» тема: «Степь матушка».
Цель: Познакомить детей с природой Донского края, содействовать развитию у детей представлений о неживой и живой природе степи. Объяснить детям понятие «степь».
«Познание» тема: «Животные Донской степи».
Цель: Познакомить детей с животными степи (лиса, еж, хомяк, полевка).
«Познание» тема: «Птицы - наши друзья».
Цель: Познакомить детей с птицами донского края; ворона, галка, грач, цапля, утка- нырок, орел; Понимать зависимость внешнего вида животных от среды обитании. Вызвать желание помогать им.
«Познание» тема: «Донская аптека».
Цель: Познакомить с лекарственными растениями нашего края: Подорожник, чабрец; узнавать и называть их;
«Познание» тема: «Лекарственные растения Дона».
Цель: Познакомить детей с лечебными свойствами растений, правилами из сбора; Воспитывать бережное отношение к природе
«Познание» тема: «Дон-батюшка».
Цель: Познакомить детей с основной рекой области –Дон, источнике рыболовства и судоходства.
«Познание» тема: «Животные - наши младшие братья».
Цель: Познакомить детей с животными лесостепной зоны нашего края; лось, волк, кабан; Узнавать и называть животных.
2. Аппликация коллективная.
Тема: "Цветочная клумба»
Цель: Составления полихромного цветка из 2-3 бумажных форм, подбор красивого цветосочетания. Приём надрезания края бахромой.
Аппликация из природного материала на бархатной бумаге.
Тема: Листопад и звездопад".
Цель: Создание красивых композиций из природного материала (засушенные листья, лепестки, цветы, семена) на бархатной бумаге.
Аппликация из цветной бумаги, осенних листьев и семечек арбуза.
Тема: «Золотые подсолнухи».
Цель: Создание композиций из разных материалов. Формирование аппликативных умений в приложении к творческой задаче. Развитие чувства ритма и композиции.
Рисование с элементами аппликации.
Тема: «Зайка серенький стал беленьким».
Цель: 1)упражнять детей в видоизменении выразительного образа
2)Развивать воображение и мышление
3)Воспитывать интерес к экспериментированию при сочетании изобразительных техник.
Лепка сюжетная коллективная.
Тема: «Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке)
Цель: Лепка птиц конструктивным способом из четырёх – пяти частей, разных по форме и размеру, с использование дополнительных материалов (спичек, бисер, семечки). Получение выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов.
Лепка с элементами конструирования.
Тема: По Дону плывет кораблик.
Цель: Лепка корабликов из бруска пластилина: отрезание стекой лишнего (уголки для образования носа) и достраивание недостающего (палуба, мачта, труба и пр). Сравнение способов лепки и конструирования.
с родителями:
Консультации на тему: Особенности жизни и воспитание детей в казачьих семьях (обряды, традиции и правила).
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка».
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»
Рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе.
Консультация для родителей «История донского края».
Буклет: Приготовления чая из чабреца.
Предметно - развивающая среда.
1. Создание экологического уголка.
2. Презентация «Природа донского края».
3. Дидактическая игра (с растениями и животными).
4. Дидактическая игра «Узнай по описанию».
5. Дидактическая игра «Кто это».
6. Оформление папки «Лекарственные растения Дона».
7. Оформление альбома «Донская степь».
8. Изготовление макета Домашние животные;
9. Изготовление макета Дикие животные.
10. Оформление альбома «Времена года в г. Новочеркасске»;
11. Оформление альбома Животный мир Рост. обл.
12. Оформление альбома растения Рост. обл.
13. Оформление альбома водоемы Рост. обл.
14. Оформление альбома Донской край Наша малая Родина.
15. Оформление альбома Красная книга Рост. обл
3 Этап:
Заключительный
Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности.
Рекомендации родителям.
Музыкально- спортивное развлечения на тему: «Красная книга Дона»
Предполагаемый результат:
•Реализация проекта
•Оформление предметно-развивающей среды по природе Донского края
•Оформление экологического уголка
•Активное участие детей в экологической деятельности.
•Проявление детьми интереса к природе Донского края.
•Умение детей эмоционально передать образы природы Донского края в своих работах.
•Попытка детей контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда природе.