Получи документы

Проект «Страна Понимай-ка» по взаимодействию с родителями или законными представителями воспитанников

Надежда Сорокина
Проект «Страна Понимай-ка» по взаимодействию с родителями или законными представителями воспитанников

"От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей

записка

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш".

Сухомлинский В. А.

Пояснительная – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.

Публикация «Проект „Страна Понимай-ка“ по взаимодействию с родителями или законными представителями воспитанников» размещена в разделах

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

ФГОС ДО обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание интуитивно.

Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.

Кризисная ситуация в семье (нестабильность А. Б. Орлова, неуверенность в своем будущем, развитие напряженности в личностных отношениях (исследования А. Д. Андреева, А. О. Карабанова, эмоциональная разобщенность (исследования А. Е. Михайловой, Е. П. Арнаутовой) ведет к нарушению детско-родительских отношений.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Изучение и анализ социально-педагогических, экономических, демографических особенностей поселка Черемушки и влияние этих особенностей на характер семейного воспитания ребёнка, влияние семейного воспитания на формирование нравственных ориентиров личности, изучение возможностей в улучшении процесса воспитания и развития детей, организация досуга позволило выявить проблемы в работе 2 младшей «А» группы с семьей. К ним относятся проблемы:

- Неорганизованный досуг детей и взрослых.

- Взаимоотношения родителей и детей.

- Работа родителей за пределами поселка и, как следствие, нехватка времени на занятия с детьми.

В настоящее время появился ряд методических руководств и рекомендаций по работе с семьей. Так в методическом руководстве «Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития» под редакцией Т. Н. Дороновой представлены содержа-ние, формы и методы работы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи. В пособии Е. П. Арнаутовой «Педагог и семья» дан практический материал по изучению семейного воспитания, оптимизации общения педа-гога с семьей.

Но, на наш взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух равноправных и равновеликих сторон, а в вышеперечисленных источниках работа с детьми не представлена. В то же время существует ряд программ и технологий по проблеме социализации ребенка в обществе. Например, в программе А. М. Щипицина «Азбука общения» в разделе «Ребенок и взрослый» дан перспективный план и практический материал по работе с детьми в различных видах деятельности по обучению навыкам общения с взрослыми, однако отсутствует координация работы с ними. По нашему мнению, для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно.

В связи с этим перед нашими встала задача поиска эффективных форм работы с детьми и родителями.

Актуальность проблемы

состоит в том, что детский сад - первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.

Поэтому объектом проекта является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.

Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, социально-личностный.

Сроки реализации проекта : 2015 - 2019 гг.

Место реализации: II младшая - подготовительная группа, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 "Щелкунчик", муниципального образования г. Саяногорск 655619, г. Саяногорск, п. Черемушки д. 31.

Участники проекта : педагоги, педагог-психолог, воспитанники и их родители.

Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Форма реализации проекта : родительский клуб.

Направления деятельности:

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);

2. Практически- действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.)

В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение гипотезы проекта :

Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта :

- обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям, поддержка всестороннего развития личности детей.

Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами

- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

- развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;

- обобщать опыт семейного воспитания.

Принципы взаимодействия с родителями :

-умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;

- внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям;

- способность к оказанию психологической помощи;

- ориентация на стимулирование самообразования родителей;

- способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;

- положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме;

- проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями;

- искренне желать помочь в сложной педагогической ситуации;

- недопустимость сравнения ребенка с другими детьми.

Проект реализуется в три этапа.

Подготовительный этап (2015г. сентябрь)

(1, 2 недели сентября) предусматривает следующие виды деятельности:

• опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;

• составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;

• обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы с семьёй.

Основной этап (2015г. октябрь - 2020г. апрель)

В ходе основного (второго) этапа реализации проекта (сентябрь по май) в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

Аналитический этап (2019г. май)

3,4 недели мая подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы.

Механизм реализации:

Результаты работы над проектом

• Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами группы

• Активизация и обогащение педагогическими знаниями и умениями родителей

• Повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей

• Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности

• Обобщение опыта семейного воспитания

• Формирование сплоченного коллектива педагогов и родителей- единомышленников,

• Повышение доверия к педагогам группы

• Снижение количества семей группы риска.

Механизм оценки результатов включает следующие критерии:

1. уровень педагогической компетентности родителей;

2. уровень вовлеченности в реализацию проекта педагогов, родителей и детей;

3. положительные отзывы партнеров и участников проекта;

4. формы сотрудничества семьи и ДОУ ;

5. посещение мероприятий-досугов, способствующих коррекции детско- родительских отношений;

6. отсутствие фактов жестокого обращения с детьми.

Формы проведения работы

с родителями

• Консультации и беседы

Родительские собрания

• Конференции

• Семинары-практикумы

• Анкетирование

• Дни открытых дверей

• Мастер-классы для родителей

• Деловые игры

• Семейные гостиные

• Участие в праздниках

• Круглые столы

Обратная связь

• Анкеты

• Ответы на вопросы из почтового ящика

• Консультации по запросу

• Рефлексия мероприятий

• Составление плана работы с учетом запросов родителей.

Перспективное планирование по работе с родителями

План реализации Пути решения, результаты

Подготовительный этап (I,II недели сентября)

1. Организовать информационную деятельность 1. Создать стенды и другую наглядную агитацию

2. Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми 1. Провести анкетирование родителей по организации дополнительных образовательных услуг

2. Оформить родительские уголки

3. Провести День открытых дверей

Основной (второй) этап (сентябрь-май)

1. Установить партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса 1. Оформить домашнюю игротеку.

2. Организовать проведение праздников

3. Организовать походы и экскурсии

4. Оформить совместные фотовыставки и выставки творческих работ:

2. Привлечь родителей к сотрудничеству 1. Работа в родительском клубе «Страна Понимайка» (круглые столы, семинары-практикумы, мастер-классы, диспуты, деловые игры с родителями)

2. Собрать библиотеку для родителей

3. Провести родительские собрания

3. Наглядное информирование родителей :

1. Об истории и традициях ДОУ, группы

2. О возрастных особенностях дошкольников,

3. О значении семейного воспитания,

4. О творческих способностях детей дошкольного возраста

5. Об особенностях художественных искусств в воспитании дошкольников и др.

Заключительный (третий) этап (III, IV недели мая)

1. Итоги,

перспектива В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. Выявляются образовательные потребности семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в группе и ДОУ.

Перспективное планирование по работе с родителями в старшей группе.

№п/п Тематика Ответственный

Сентябрь

1 Родительское собрание «Я- семья-род-народ»» Воспитатели, психолог, медработник

2 Помощь в изготовление флажков и ленточек в физкультурный уголок. родители

3 Консультация :«Современные мультфильмы и их роль в жизни ребёнка» .

«Как правильно одевать ребёнка».

«Современная семья»

«Детские выдумки и фантазии» воспитатель

психолог

4 Папка-передвижка «Осень» воспитатель

5 Газета «Азбука безопасности» родители

воспитатель.

6 Фотовыставка «Как мы провели лето» родители

Октябрь

1 Изготовление подарков детьми к празднику «День пожилого человека» Воспитатели

родители

2 Праздник «День пожилого человека» музработник, воспитатели

родители

3 Выставка поделок из природного материала «Подарки осени» родители

4 Консультации: «Какие родители такие и дети»,

«Нежелательное поведение и как с ним быть»

«Как воспитать патриота

«Чем чаще болеют дети осенью?» -рекомендации воспитатели, медработник

5 Папка-передвижка «Как провести выходной день с ребёнком» воспитатели

Ноябрь

1 Изготовление подарков детьми к празднику «День Матери» воспитатели

папы

2 Праздник «День Матери»

Организация мам. Изготовление атрибутов к празднику «Краски Осени» родители

3 Праздник «Краски Осени» воспитатели

музработник

4 Рекомендации «Вакцинация от гриппа» медработник

5 Пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр. участие пап и мам.

6. Консультация ПДД. «Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения на дороге». воспитатели

Декабрь

1 Консультации: «Если ребёнок вновь твердит вам – Я хочу».

ПДД. «Особенности безопасного поведения в зимнее время».

«Приобщение детей к народным традициям». воспитатели

2 Организация пап. Заливание ледяной дорожки на участке. папы

3 Фоторепортаж, рекомендации «Покормите птиц зимой» родители

воспитатели

4 Круглый стол «В каждой семье свои праздники и традиции» воспитатели

психолог

5 Подготовка к проведению праздника ёлки.

Изготовление новогодних костюмов. Оформление группы. воспитатели

родители

музработник

6 Изготовление оригинальных поздравительных открыток к новогоднему празднику. родители воспитатели

7 Папка-передвижка «Хрустальные игрушки» воспитатели

8 Утренник «Новый год» воспитатели, музработник

родители

Январь

1 «Родительская почта» Тетрадь отзывов и предложений воспитатели

психолог

2 Полезные советы «Наши верные друзья – полезные привычки» воспитатели

3 Фотогазета «Зимние забавы» родители

4 Рекомендации «Основы безопасности жизни дошкольников» воспитатели

5 Консультация ПДД. «Причины нарушения детьми ПДД» воспитатели

Консультация «Разговор с взрослым».

«Как отвечать на детские вопросы?» воспитатели

Февраль

1 Консультация ПДД. «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». «Роль совместного отдыха детей и родителей». «Роль отца в воспитании ребенка». воспитатели

2 Выставка детских рисунков «Лучше папы друга нет» мамы

воспитатели

3 Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка». родители

4 Праздник «День Защитника Отечества» воспитатели

музработник.

Март

1 Выставка детских рисунков «Портрет моей мамы» родители

воспитатели

2 Подготовка к празднику мам. Репетиция с папами музработник

воспитатели

3 Чаепитие ко дню 8 марта. родители

воспитатели

4 Утренник «Поздравление с секретом для мам и бабушек» с участием детей и пап. родители

воспитатели

музработник

5 Организация мам «Огород на окне» родители

воспитатели

6 Консультация ПДД. «Причины детского ДТП»

«Нежелательное поведение и как с ним быть» воспитатели

психолог

Апрель

1 Консультация «Как учить стихи». «Неполная семья. Особенности воспитания». воспитатели

2 Фотогазета «Цветущая весна» родители

3 Папка-передвижка «Нарушение осанки у детей»

4 Видеофильм «Нам вместе весело» родители

воспитатели

5 Рекомендации «Всей семьей- в музей! воспитатели

6 Итоговое собрание. Интеллектуальная игра «Счастливый случай». родители, психолог

воспитатели

Май

1 Консультация:«Вежливость воспитывается воспитатели

вежливостью».

«Чем и как занять ребенка дома?»

«Ребенок и компьютер».

ПДД. «Дорожные уроки»

2 Акция «Весеннее настроение».(оформление клумб) воспитатели

родители

Перспективное планирование по работе с родителями в подготовительной группе.

№ Тематика Ответственные

Сентябрь

1 Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни».». Анкетирование «Знаю ли я своего ребенка?» воспитатели, медработник, ,

родители, психолог

2 Консультации: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

«Искусство хвалить».

Нравственные отношения в семье и в детском саду».

«Семья- здоровый образ жизни». воспитатели

психолог

физрук

3 Наглядно-тестовая информация «Защита прав и достоинства ребенка» воспитатели

4 Папка-передвижка «Наказывая, подумай: «Зачем?» Семь правил для всех. (В. Леви). воспитатель

5 Фотовыставка «Ах, лето,лето!»»

родители

6 Пополнение атрибутов к сюжетно ролевым играм в соответствии возрасту. родители

Октябрь

1 Вернисаж «Мои бабушка и дедушка» ко дню пожилого человека родители

2 Выставка подделок из природного материала «Осенние чудеса»

родители

воспитатели

3 Консультация: «Если ребенок дерется».

«Закаливание».

«Семейное чтение»

«Сказка в жизни ребёнка» воспитатели

медработник

4 Папка - передвижка ПДД «Дорога это опасно». воспитатели

5 Развлечение «Волшебница Осень» воспитатели

родители

музработник

6 Пополнить театральный уголок пальчиковым театром, театром из варежек, ко всем русским народным сказкам старшего дошкольного возраста воспитатели

родители

Ноябрь

1 Консультация: «Милая мама моя».

«Как приучить ребёнка к порядку».

«Игры в слова по дороге в детский сад» .

«О чем и как беседовать с детьми после чтения сказки» логопед

психолог

воспитатели

2 Праздник «День матери» воспитатель

музработник

3 Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей воспитатели

родители

4 Папка - передвижка «Справиться с детским непослушанием помогут сказки. воспитатели

психолог

Декабрь

1 Консультации: «Как подружить ребенка с книгой».

«Компьютерные игры: вред или польза?» воспитатели

психолог

2 Помощь пап «Берегите птиц зимой» (изготовление кормушек) родители

3 Родительское собрание совместно с учителем «Будущие первоклассники» воспитатели

4 Пополнить театральный уголок русскими национальными костюмами. мамы

5 Памятка «Спички детям – не игрушки» воспитатели

6 Подготовка к проведению праздника ё лки: изготовление новогодних костюмов, оформление группы. воспитатели музработник

7 Ярмарка поделок, выполненных руками детей и родителей «Новогодний сюрприз» родители

8 Памятка «О мерах пожарной безопасности на новогодних праздниках» воспитатели

9 Праздник «Новогодний карнавал» воспитатели музработник

Январь

1 Фотогазета «Зимушка зима» родители

2 Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?»

«Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка» воспитатели

3 Памятка «Как мы формируем патриотические чувства у детей (из опыта семейного воспитания)»

ПДД (Зимние опасности на дороге). воспитатели

4 Заливка горки. папы

5 Мастерская для родителей «Изготавливаем массажный коврик» родители

воспитатели

Февраль

1 Развлечение совместное с папами, посвященное Дню защитника Отечества «В здоровом теле - здоровый дух»

воспитатели

музработник

родители

2 Консультации: «Грипп и его профилактика».

«Отец как воспитатель воспитатели

3 Фотовыставка «Папы разные нужны - папы разные важны!» воспитатели

родители

4 Выставка

совместных творческих работ родителей и детей «Зимние сказки» родители

воспитатели

5 Папка – передвижка «Рисуем сказку» родители

Март

1 Утренник «8 марта»

2 Фотовыставка «Моя бабушка - лучше всех»

3 Выставка рисунков «Мама и я, счастливые мгновения» Выставка рисунков

4 Информация (ширма) «Витаминный календарь. Весна»

5 Консультация : «Семья и семейные ценности».

«Памятка о вредных привычках в питании».

«Широкая Масленица».

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» воспитатели

музработник

психолог

Апрель

1 Консультация «Осанка. Профилактика заболеваний».

«Развитие творческих способностей ребенка».

«Опыты и фокусы в домашних условиях».

«Организация семейных прогулок». воспитатели

медработник

2 «Огород на подоконнике» воспитатели

родители

3 Информация (ширма) «День космонавтики» воспитатели

4 Выставка совместных работ родителей с детьми ПДД. «Я знаю правила дорожного движения!» родители

5 Оформление выставки

рисунков детей и родителей «День Победы» воспитатели

родители

6 Итоговое собрание «Вот и стали мы на год взрослей…» воспитатели

психолог

Май

1 Консультация: «Осторожно клещи!»

«Основные правила семейного воспитания» воспитатели

медработник

2 Папка - передвижка «Безопасность детей на дороге» воспитатели

3 Информация (ширма) «Времена года. Лето» воспитатели

4 Выпускной бал «До свиданья, детский сад!» воспитатели

родители

музработник

Литература

1. Гуров В. Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду : Этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

4. Кадникова С. Ю. Основы проектной деятельности педагога-психолога. // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - М. : ЗАО «МЦФЭР», 2015, - 82 с.

5. Москалюк О. В., Л. В. Погонцева. Педагогика взаимопонимания. - Волгоград: Учитель, 2013. - 123 с.

6. Шитова Е. В. Работа с родителями : практические рекомендации по воспитанию детей 2-7 лет — Волгоград: Учитель, 2015. -169.

8 Л. В Михайлова- Свирская «Работа с родителями» Просвещение 2015

Публикации по теме:

Анализ работы с родителями (законными представителями) Анализ работы с родителями (законными представителями) Воспитателя Чудиновой А. Е. Семья является источником и опосредующим звеном передачи.

Организация эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) в дошкольных учреждениях Организация эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) в дошкольных учрежденияхСотрудничество ДОУ и Семьи – залог.

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников Месяц Мероприятия Сентябрь 1. Индивидуальные контакты. 2. Ознакомление с документацией 3. Беседа «Особенности вашего малыша» 4. Папка-передвижка.

Перспективный план по взаимодействию с родителями (законными представителями). Средняя группа. 2018–2019 учебный год Задачи 1. Привлекать родителей к активному участию в жизни детского сада и группы. 2. Обеспечить психолого- педагогическую поддержку семьи,.

Перспективный план взаимодействие с родителями (законными представителями) на 2017–2018 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Заринский детский сад «Солнышко» Дело -08- работа с родителями Перспективный.

План взаимодействия с родителями (законными представителями) на 2017–2018 год План взаимодействия с родителями (законными представителями) 2017 – 2018 год Сентябрь 2017 Вид деятельности Ответственный 1. Оформление.

Проект по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) «Растем вместе» Проект по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) «Растем вместе». Тип проекта: практико-ориентированный. Вид.

Работа с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ Работа с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Самоотчет по работе с родителями и законными представителями группы. План работы с родителями на 2017–2018 учебный год Самоотчет по работе с родителями (законными представителями) группы Составила: Вавилова Вера Михайловна, воспитатель средней группы «Солнышко».

Выступление на педсовете по взаимодействию с родителями по укреплению здоровья воспитанников Приоритетным направлением нашей работы в группе оздоровительной направленности является работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Страна Понимай-ка» по взаимодействию с родителями или законными представителями воспитанников
Опубликовано: 29 октября 2018 в 17:27
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД